Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 00:47, контрольная работа
В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии.
Актуальность темы определяется появлением целого комплекса методологических и концептуальных вопросов уже на этапе постановки проблемы. На сегодняшний день представляются наиболее значимыми, но далекими от разрешения проблемы:
- интеграции междисциплинарных исследований, направленных на изучение индивидуального своеобразия личности;
- применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;
- соотношения биологического и социального в структуре индивидуальности, «внешнего» и «внутреннего», объективного и субъективного и т.д.
1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Соотношение понятий "индивид", "личность", "субъект деятельности", "индивидуальность"……………………………………………………………4
3. Трактовка индивидуальности в зарубежной психологии………………...5
4. Основные этапы развития представлений о личности в отечественной психологии……………………………………………………………………...8
5. Свойства и индивидуально-психологические особенности личности….12
6. Список используемой литературы…………………………………………16
Основные этапы развития представлений
о личности в отечественной психологии
В отечественной психологии личность
изучается с двух точек зрения:
Отечественные психологические
школы формировались вокруг ведущих
ученых. Это - школы Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева,
В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина.
Гипотезы, которые были сформулированы
в рамках различных научных парадигм,
продолжают теоретически и эмпирически
исследоваться.
Л.С. Выготский много времени посвятил
разработке программы и приемов эмпирического
исследования психики ребенка. Центральной
категорией, которой Выготский уделял
первостепенное внимание была категория
сознания. Л.С. Выготский искал новый путь
в объяснении психических явлений, во
многом опираясь на идеи марксизма. Чтобы
понять внутренние психические процессы,
нужно было выйти за пределы организма,
и искать их объяснение в общественных
отношениях человека со средой.
Его концепция была названа культурно-исторической,
потому что интерпретацию сознания и психических
процессов можно было вывести только из
их развития и становления. Главная идея
Выготского состояла в утверждении положения
о развитии высших психических функций.
Развитие, по Выготскому, связано с усвоением
культурных знаков, самым совершенным
из которых является слово.
Формирование личности, по Выготскому,
представляет собой процесс культурного
развития. Он писал, что можно поставить
знак равенства между личностью ребенка
и его культурным развитием. Личность
формируется в результате такого исторического
развития, и сама по себе исторична. Показателем
личности является соотношение натуральных
и высших психических функций. Чем больше
в человеке представлено культурное, тем
сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением,
тем значительнее личность.
Концепция А.Н. Леонтьева продолжала линию
Л.С. Выготского, утверждая роль социальной
детерминации в развитии личности. Основой
замысел теории личности А.Н. Леонтьева
можно понять исходя из решения им основной
критической задачи - преодоления натуралистического
понимания личности
Ведущим понятием его концепции является
категория деятельности. Она рассматривается
как процесс, внутренние противоречия
и трансформации которого порождают психику
как необходимый момент его развития.
Личность по Леонтьеву - внутренний момент
деятельности. Ребенок становится личностью
лишь как субъект общественных отношений.
Структура личности раскрывается им через
понятие мотива и деятельности. Он утверждает,
что исходя из набора отдельных психологических
или социально-психологических особенностей
человека никакой "структуры личности"
получить невозможно, что реальное основание
личности человека лежит не в заложенных
в нем генетических программах, не в глубинах
его природных задатков и влечений и даже
не в приобретенных им навыках, знаниях
и умениях, в том числе и профессиональных,
а в той системе деятельностей, которые
реализуются этими знаниями и умениями.
С.Л. Рубинштейн - занимался проблемами
психологии мышления и заложил методологические
основы психологии. Он рассматривает познание
не как созерцание, а как активную деятельность.
На основе этой идеи он формулирует принцип
единства сознания и деятельности. Постановка
вопроса о связи сознания и деятельности
потребовала раскрытия того, как и где
образуется эта связь. Личность, по Рубинштейну,
является основанием этой связи. За кажущейся
простотой постановки вопроса о связи
сознания и деятельности стоит сложность
преодоления отрыва сознания от личности
и подстановки его на место личности.
На первых этапах развития отечественной
психологии введение понятия личностного
принципа было связано с преодолением
идей функционализма, преодоления отрыва
личности от сознания и деятельности.
На этом этапе основной акцент делался
на роли деятельности в развитии личности.
Чтобы перейти от представления о личности
как накопителе отдельных функций к исследованию
личности как таковой, нужно было определить
структуру личности. Личность как целое,
согласно С.Л. Рубинштейну, выражается
через триединство: чего хочет человек (потребности,
установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы,
закрепленные в характере). Личность рассматривалась
как высший уровень организации материи,
как регулятор сознания по отношению к
деятельности. Личность и ее психические
свойства являются одновременно и результатом,
и предпосылкой деятельности.
Б.Г. Ананьев. Им было разработано
понятие возраста как основной единицы
периодизации жизненного пути человека.
Он ставил задачу исследовать связи биологических
особенностей и социальных достижений
личности. Особенностью концепции Ананьева
является включение человека в более широкий,
чем деятельность, контекст - в контекст
человекознания.
Идея социальной детерминации личности
занимает в концепции Ананьева одно из
центральных мест. Социальный фактор рассматривается
им опосредованно, через понятия социального
статуса, социальной ситуации, образа
жизни и проч. Он наиболее тщательно исследовал
проблему индивидуального развития человека.
В этой комплексной проблеме он выделял
понятия индивида, личности, субъекта,
человека. Личность рассматривается им
как наиболее позднее образование по сравнению
с индивидом.
В.Н. Мясищев подчеркивал, что
система общественных отношений формирует
субъективные отношения человека ко всем
сторонам действительности. Отношение
- одна из форм отражения человеком окружающей
его реальности.
Отношения личности - ее потребности, интересы,
склонности являются продуктом взаимодействия
человека с конкретной средой. Среди видов
отношений он называет эмоциональное
отношение, интерес и оценочное отношение.
Особый интерес вызывала у него проблема
характера. Он определяет его как устойчивую
в каждой личности систему отношений к
разным сторонам действительности, проявляющуюся
в типичных для личности способах выражения
этих отношений в ее повседневном поведении.
В структуре личности он выделял несколько
планов. Первый - доминирующие отношения
личности, второй - психический уровень,
или уровень желаний и достижений, третий
уровень - динамика реакций (или темперамент).
Д.Н. Узнадзе. Предметом исследования Д.Н.
Узнадзе стала установка как складывающееся на
основе опыта устойчивое предрасположение
индивида к определенной форме реагирования,
побуждающее его ориентировать свою деятельность
в определенном направлении и действовать
последовательно в отношении всех объектов
и ситуаций, с которыми она связана. С помощью
установки Узнадзе попытался объяснить
собственную активность живого организма
и преодолеть "постулат непосредственности".
В.С. Мерлин разработал интегральную
теорию индивидуальности, в которой выделял
следующие уровни: биохимический, соматический,
нейродинамический, психодинамический
(уровень темперамента), свойства личности,
социальные роли. Между этими уровнями
существуют не однозначные, а многозначные
связи, т.е. свойство одного уровня может
быть связано с несколькими свойствами
другого уровня.
Вводя понятие индивидуального стиля деятельности,
он имел в виду, что это - своеобразная
система психологических средств, к которым
сознательно или стихийно прибегает человек
в целях наилучшего уравновешивания своей
(типологически обусловленной) индивидуальности
с предметными условиями деятельности.
Темперамент, по мнению В.С. Мерлина, нельзя
изменить, т.к. он обусловлен генетически,
но его, тем не менее, можно компенсировать.
80-90-е г. ХХ в. могут быть выделены в отдельный
период развития психологии личности.
Признаками этого периода являются:
Отметим, что в 20-30 гг.
ХХ в. советская психология также была
ориентирована на изучение реальной личности
(в основном личности ребенка) - живущей
и воспитывающейся в условиях советского
общества. Позднее в отечественной психологии
обратились к изучению идеальной личности
- личности советского человека, так называемой
гармонически развитой личности. На современном
этапе развития психологии интерес к изучению
реальной личности возник снова;
В соответствии с одним
из признаков современных отечественных
исследований в области психологии личности
активно начинают изучаться морально-нравственные
особенности личностной организации.
Это исследование идеалов личности, связи
личностных и моральных механизмов (Н.В.
Дубровина), моральных и интеллектуальных
механизмов (А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова,
Л.В. Темнова). Так, в исследовании О. Николаевой,
проведенном под руководством М.И. Воловиковой,
проверялась гипотеза Л. Колберга об опережении
морального развития интеллектуальным.
В отечественном исследовании была получена
типология, в которой первый тип соответствует
представлению Л. Колберга о зависимости
морального развития от интеллектуального
(дети, не достигшие интеллектуального
уровня, не рассматривали моральные задачи
как проблемы). Однако второй тип - дети
с невысоким интеллектуальным развитием
демонстрировали высокий уровень морального
развития. Это направление продолжает
развиваться в русле психологии понимания
(В.В. Знаков).Продолжаются работы по изучению
жизненного пути личности, начатые исследованиями
Ш. Бюлер и С.Л. Рубинштейна. На данном этапе
психологии личности они анализируются
в работах К.А. Абульхановой, Т.Н. Березиной
и др.
Л.И. Анциферова разрабатывает динамическую
концепцию личности. В русле этой концепции
рассматриваются представления о выходе
личности за свои пределы, условия достижения
оптимального жизненно-деятельностного
состояния, поиск новых мотивов и др.
Темпераментом называют индивидуально своеобразную, природно обусловленную совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении.
Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.
Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.
Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он становится вялым, скучным, отвлекается.
Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Недостатками флегматика являются его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т.п.
Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.
От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.
Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.
Кроме содержания и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. В связи с этим исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
В науке четко разделяют понятия “задатки” и “способности”.
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают.
Способности – это формирующиеся
в деятельности на основе задатков
индивидуально-психологические
Имеется такая структуризация способностей, как выделение общих и специальных. Общие способности – это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность. Память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.
Специальные – это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.
Чувства и эмоции – взаимосвязанные,
но различные явления
Чувство – это наиболее сложной, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувство характеризуется устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта.
Чувства обычно классифицируются по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.
Моральные, или нравственные, чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека в поведению людей и своему собственному. Они переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нудно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.
Интеллектуальные чувства
Эстетические чувства
Воля это сознательное регулирование
человеком своих действий и поступков,
требующих преодоления
Воля – одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с тем можно развивать в течение жизни. Диапазон сильной воли столь же велик. Как и диапазон слабоволия. Желание укрепить свою волю, расширить спектр применения волевого действия чаще всего возникает у людей с интернальной локализацией контроля. Локализация контроля – это склонность человека приписывать ответственность за результаты действия внешним или внутренним силам. Интерналы чаще всего чувствуют личную ответственность за свои действия, объясняя их своими личностными особенностями, поэтому они стремятся работать над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать свою волю. Экстреналы же все стараются объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя всяческую ответственность и тем самым снижая актуальность волевой активности и волевой тренировки.
Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей.
Заключение
В психологии сложилось несколько
пониманий индивидуальности. Первоначально
индивидуальность рассматривалась как
единичность, как неповторимость сочетания
разных по степени выраженности, но присущих
всем без исключения личностных черт.
Это понимание было выявлением вектора
потенциальных патологических изменений.
Информация о работе Свойства и индивидуально-психологические особенности личности