Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:50, доклад
Устойчивость внимания. Устойчивостью внимания называется удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени.
При отсутствии устойчивого внимания на уроке резко снижается качество работы. Урок, как правило, состоит из разнообразных материалов, изучаемых в последовательном порядке. Когда ученик сохраняет сосредоточенное внимание в течение каких-нибудь 10—15 мин., а затем оно у него падает, это значит, что он способен хорошо усвоить только часть, а не весь учебный материал, прорабатываемый на уроке.
Свойства внимания
1.Устойчивость внимания. Устойчивостью внимания называется удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени.
При отсутствии устойчивого внимания на уроке резко снижается качество работы. Урок, как правило, состоит из разнообразных материалов, изучаемых в последовательном порядке. Когда ученик сохраняет сосредоточенное внимание в течение каких-нибудь 10—15 мин., а затем оно у него падает, это значит, что он способен хорошо усвоить только часть, а не весь учебный материал, прорабатываемый на уроке.
Устойчивость внимания важна не только в учении, но и во всякой другой деятельности. Например, футбольное состязание требует от игроков не только большой интенсивности внимания, позволяющей в каждый данный момент ясно и отчетливо разбираться в ходе игры, но и сохранения этой интенсивности на высоком уровне в течение всего времени игры. Отсутствие устойчивого внимания, падение его интенсивности в середине или конце игры почти всегда сопровождается поражением в спортивной борьбе.
Практическое задание
Медленно
ведите карандашом по чистому
листу бумаги. Сконцентрируйте все
свое внимание на том месте,
где кончик карандаша
- Концентрация внимания на внутреннем образе. Мысленно представляешь букву А и в течении 2 минут продолжаешь ее визуализировать, не отвлекаясь на посторонние образы и мысли. Буква обычно трансформируется (становиться то письменной, то печатной, то маленькой, то большой) На следующем занятии день берется буква Б. И так далее.
Упражнение можно повторить дома несколько раз, пока не заснете.
- "Радуга"
Это выполняется перед сном, поскольку
сильная концентрация на
Это упражнение развивает и поддерживает на высоком уровне концентрацию и переключаемость внимания, а также способствует тренировке способности к самовнушению.
Есть один
очень важный фактор, который
может помещать тренировке
2.Колебание внимания.
Колебание внимания выражается в периодической смене объектов, на которые оно обращается.
Колебания внимания следует отличать от повышения или понижения интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки времени оно бывает то более, то менее напряженным. Колебания внимания наблюдаются даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Выражаются они в том, что при всей своей устойчивости и сосредоточенности на данной деятельности внимание в какие-то определенные моменты переходит с одного объекта к другому с тем, чтобы через некоторый промежуток времени вновь вернуться к первому.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Периодичность колебаний внимания может быть хорошо показана в опытах с двойными изображениями. Чертеж на рис.(ниже) изображает одновременно как бы две фигуры: усеченную пирамиду, обращенную к зрителю своей вершиной, и длинный коридор с выходом в конце. Если с напряженным вниманием смотреть на этот чертеж, мы последовательно, через определенные промежутки времени, будем видеть то усеченную пирамиду, то длинный коридор. Эта смена объектов будет наступать безотказно через определенные, приблизительно равные промежутки времени.
Колебание внимания объясняется утомлением нервных центров в процессе деятельности, выполняемой с напряженным вниманием
3.Переключение
внимания
означает волевое переключение с одного
объекта на другой. Распределение и
переключение внимания можно исследовать
с помощью следующей таблицы. Переключение
– намеренный перенос внимания с одного
объекта на другой (это сознательный и
осмысленный процесс). Есть люди с вниманием
подвижным, гибким и они легко и быстро
переходят од одной деятельности к другой.
Есть люди с малоподвижным вниманием,
для них переход от одной деятельности
к другой проходит сложнее, им необходимо
время, чтобы собраться с мыслями, войти
в работу.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Табл.№
2.
8 9 24
20 15
6 19
4 5 12
1 24
13 23
14 18 17
22 2 11
6
22 11 7
21 8
3
9
2 7 16
23 19 16
3
13 1 21
5 10 25
17
15 10 18 20 4 14 12
1.Сначала находите
черные цифры в возрастающем
порядке и показывайте их
1,
2, 3 и т.д. (Засеките время,
которое потребовалось для
2. Теперь находите
белые цифры, но уже в
3.
Теперь, глядя на рисунок, быстро
находите, показывайте и называйте
цифры в такой
4. Суммируйте
время по первым двум частям
эксперимента. Сравните эту сумму
с результатом по третьей
4.ОТВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Отвлечение – непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты; отрицательно влияет на выполнение основной работы.Исключительно сильным отвлекающим действием обладают уникальные события - беспрецедентные и неповторимые. По отношению к ним у человека возникает «двойное внимание» - люди, как говорится, не верят своим глазам и вынуждены все сильнее всматриваться в объект, сосредоточивая на нем свое внимание. Под прикрытием такой сенсации политики торопятся провернуть все темные дела. Более рядовым воздействием обладают непривычные события - те, которые происходят редко и к тому же привлекают внимание своими другими сторонами (убийства, катастрофы, скандалы). Иногда, наоборот, жестко запрограммированные важные события могут быть использованы для отвлечения внимания от политической акции, которая в другое время вызвала бы повышенную общественную активность. Так, очень умело был выведен в отставку Ельцин - 31 декабря 1999 г., когда все люди готовились встретить новый 2000-й год, а потом пребывали в похмелье до 4 января.3
5. Распределение
Распределение
внимания – это умение выполнять
два или более различных вида
деятельности, удерживая их в своем
сознании. Например, студент на лекции
распределяет внимание одновременно между
тем, что записывает, и тем, что
слышит в данный момент.
Способность распределять внимание у разных людей различна. Утверждают, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел, а французский психолог Полан читал публике одно стихотворение и одновременно сочинял другое.
Вы никогда не пытались делать сразу несколько дел? Попробуйте одновременно указательным пальцем левой руки стучать по столу, указательным пальцем правой руки делать вращательные движения и при этом громко читать книгу. Выполнять одновременно несколько разных дел человеку помогает распределение внимания. Многочисленные исследования показывают, что мы можем делать два (или даже больше) дел одновременно, если все они (или за исключением одного из них) доведены до автоматизма. Одна из выполняемых деятельностей находится при этом в центре внимания, а остальные — на краях его. Если же два из них недостаточно усвоены, то одновременное их выполнение становится невозможным, так как в центре внимания может находиться только одна деятельность. Попробуйте, например, одновременно написать левой рукой свое имя, a правой - свою фамилию. Как вы видите, это выполнить значительно сложнее, чем делать три дела в предыдущем случае. Вы сможете совместить это одновременное написание, если одно из них вы доведете до автоматизма. Более того, каждый из нас может назвать привычное ему автоматическое сочетание двух-трех действий. Вероятно, распределение внимания помогало Юлию Цезарю одновременно слушать донесения гонцов, делать записи и читать книгу. Да и мы сами ничем не хуже Цезаря: гладить кошку, листать журнал и смотреть телевизор можно одновременно. Однако это в большей степени связано c другим свойством внимания — переключаемостью.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Опыт №4.
Цель: выявить
особенности распределения
Материал: карточки с цифрами (см.ниже).
Инструкция: считать цифры (складывать сумму) в уме и одновременно вслух отвечать на вопросы экспериментатора (задавать их достаточно быстро). Прекратить, как только испытуемый собьется со счета.
Повторить с 2-3 испытуемыми. Сравнить результаты, обсудить.
Примерный перечень вопросов:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6.Объем
внимания.
Объем внимания - свойство внимания, которое определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
В лабораторных
условиях для выяснения объема внимания
производятся следующие опыты.
Перед испытуемым ставится особый аппарат, служащий для этой цели, - тахистоскоп. В середине вертикальной плоскости этого аппарата укрепляется экспозиционная карточка, на которой нарисовано некоторое количество букв, или цифр, или каких-либо фигурок. Перед этой плоскостью находится падающая ширма, имеющая посередине прорезь, по площади равную экспозиционной карточке. До начала опыта карточка бывает закрыта нижней частью ширмы, поднятой вверх. При падении ширмы карточка на время открывается (когда мимо нее проходит прорезь в ширме) и затем вновь закрывается опустившейся верхней частью ширмы. Длительность экспозиции ограничивается кратким промежутком времени для того, чтобы сделать восприятие всех объектов максимально одновременным. Обычно это время не превышает 0,1 секунды, так как за такой срок глаз не успевает сделать сколько-нибудь заметных движений и восприятие объектов практически происходит одновременно. Количество объектов, воспринятых при таком кратковременном показе, и характеризует объем внимания.