Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:37, реферат
Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит, во-первых, стыковка психологии со смежными науками (через инженерную психологию — с техникой, через педагогическую психологию – с педагогикой и т.д.),
во-вторых, внутри самой психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не связанных между собой отраслей. Так, на основе точки зрения, согласно которой личность формируется не непосредственно, а через включение в совместную деятельность, намечается сближение социальной психологии и психологии труда.
входят следующие три круга проблем.
Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде).
Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (радио, телевидение, пресса и
т.д.), механизмы и эффективность воздействия средств массовой коммуникации
на различные общности людей, закономерности распространения моды, слухов,
общепринятых вкусов, обрядов, предубеждений, общественных настроений,
проблемы психологии классов, наций, психология религии.
Социально-психологические явления в так называемых малых группах (в
микросреде). Сюда относятся проблемы психологической совместимости в
замкнутых группах, межличностных отношений в группах, групповой атмосферы,
положения лидера и ведомых в группе, типов группы (ассоциация, корпорация,
коллективы), соотношения формальных и неформальных групп, количественных
пределов малых групп, степени и причин сплоченности группы, восприятия
человека человеком в группе, ценностных ориентации группы и многие другие.
Если иметь в виду, например, семью как малую группу, то к числу важных
проблем может быть отнесена динамика отношений между родителями и детьми,
проблема сохранения авторитета старших и т.д.
Социально-психологические проявления личности человека (социальная
психология личности). Личность человека является объектом социальной
психологии. При этом рассматривают, насколько личность соответствует
социальным ожиданиям в больших и малых группах, как она принимает
воздействие этих групп, каким образом она усваивает ценностные ориентации
групп, какова зависимость самооценки личности от оценки ею группы, в
которую входит личность, и т.д. К проблемам социальной психологии личности
относятся проблемы, связанные с изучением направленности личности, ее
самооценки, самочувствия и самоуважения, устойчивости личности и
внушаемости, коллективизма и индивидуализма, вопросы, связанные с изучением
установок личности, их динамики, перспектив личности.
Указанные три круга проблем социальной психологии не могут,
разумеется, быть противопоставлены или расположены друг другу. Они
предстают перед нами в единстве, обусловленном единством личности и
общества, совокупностью отношений, в которой определяется сущность
личности.
Из всего изложенного видно, что для современной психологии характерен
процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность отраслей
психологии, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно
отличаются друг от друга, вследствие того, что разные ветви психологии
тяготеют к различным смежным наукам (социологии, технике, зоологии,
медицине и т.д., между которыми, естественно, мало общего), хотя и
сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности и механизмы
психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом
интеграции, в результате которой происходит, во-первых, стыковка психологии
со смежными науками (через инженерную психологию — с техникой, через
педагогическую психологию – с педагогикой и т.д.), во-вторых, внутри самой
психологической науки обнаруживаются возможности объединения ранее не
связанных между собой отраслей. Так, на основе точки зрения, согласно
которой личность формируется не непосредственно, а через включение в
совместную деятельность, намечается сближение социальной психологии и
психологии труда.
Информация о работе Связь психологии с другими науками. Основные отрасли психологии