Связь языка с сознанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

 

1. СВЯЗЬ ЯЗЫКА С СОЗНАНИЕМ 
1.1Понятия «сознание» и «язык» в психологии

  Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

  1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
  2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
  3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания). 
  4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
  5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
  6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

            Исходя из структуры сознания, можно вывести основные его функции:

  • Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.
  • Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
  • Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
  • Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание – процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т.д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, т. е. осмысления чело¬веком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
  • Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

   Рене Декарт понимал сознание как некую неоспоримую субъективную данность человеку его собственных психических переживаний, которую невозможно подвергнуть сомнению. В дальнейшем сознание понимали и как своеобразную сцену, на которой разворачиваются события, переживаемые субъектом (интроспекционисты), и как взаимодействие представлений (И. Гербарт), и как постоянно изменяющийся поток впечатлений (У. Джемс), сводили к нему всю психику в целом и рассматривали его как всего лишь незначительную часть психики, подобную верхушке айсберга. Представители бихевиоризма вовсе исключали сознание из рассмотрения в рамках психологической науки и предлагали рассматривать его как наивную иллюзию, характеризующую обычный житейский опыт. 
 
   Сознание можно определять по-разному, можно сужать или расширять это понятие. Но главное в том, что «сознание» есть тот новый термин, который обозначает и своим содержанием описывает новое качество психики, появляющееся на эволюционной лестнице только у человека. Такой несомненной особенностью человека является обладание языком. 
   В современной психологической науке язык понимается как «система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации». Человеческий язык появился так же давно, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Язык животных не выполняет функции передачи некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была «революция», породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи воспроизведение объективной реальности.  
  Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения послужили биологической предпосылкой формирования человеческого языка. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган – соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи называется условно-рефлекторным: произносимые в той или иной ситуации звуки сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.  
  На сегодняшний момент в мире существует свыше 5000 языков и диалектов, каждый из которых имеет свой словарный фонд и грамматический строй. Слова в языке являются носителями понятий, благодаря чему возможно осмысленное отражение действительности, хранение и передача информации, управление человеческим поведением. Процесс овладения языком оказывает огромное влияние на все стороны психики человека и является условием формирования его сознания. 
  Язык представляет собой достаточно сложное образование. Всякий язык имеет определённую систему значащих слов, которая называется лексическим составом языка. Кроме того, язык имеет определённую систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также определённый звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку. 
  В психологии выделяются следующие основные функции языка:

  1. средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;
  2. средство общения (коммуникации);
  3. орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

  Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно и в другое время в соответствующей ситуации). Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности и решения мыслительных задач. 
  Если язык представляет собой систему знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком. Речь представляет собой исторически сложившуюся форму общения людей посредством языка. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов она изменяет и совершенствует язык (например, под воздействием общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и т.д.).  
 
Итак, между развитием знаковой системы как средства отображения категорий отношений и развитием сознания имеется прямая связь. Подчёркивая эту связь, Л. С. Выготский высказал мысль о том, что «речь – коррелят сознания, а не мышления». В этом высказывании подчёркивается очень важный момент – речь не является сознанием, она лишь коррелирует с его содержанием. Следовательно, чем богаче речь, тем богаче и содержание сознания. Речь же, в свою очередь, тем богаче, чем богаче деятельность и общение в процессе её осуществления 

1.2. Категория значения  и сознание 
  Содержанием сознания, с которым коррелирует речь, является система 
значений слов и других знаков. Значение слова – это и есть категория идеальных отношений, образованная посредством знака (слова) и зафиксированная в нём. Формирование значения слова, понятия, соответствующего данному слову, происходит при осуществлении двух одновременно протекающих процессов: процесса общения и процесса обобщения.  
  Используя знак в качестве чувственной опоры для обобщений, человек может, основываясь на договорённости с другими людьми, устанавливать произвольные, а не только данные в чувственном образе отношения между признаками. Именно таким образом он может образовывать категории, которые невозможно образовать без использования знака. Системность связанных между собой признаков в понятии, являющемся одновременно и значением слова, обнаруживается немедленно при всякой попытке определить данное понятие. Что такое, например, «дом»? Это закрытое пространство, образованное стенами, полом, потолком, окнами и крышей. А что такое «стена», «пол», «потолок» и т.д.? И так до бесконечности. Здесь мы видим, что предмет в понятии – это система понятий. 
  Сознание, содержанием которого являются значения, связанные между собой в определённую систему, имеет поэтому смысловое и системное строение. В связи с этим основной характеристикой сознания является не столько его ясность, сколько сложность образующих его значений. «Значение – это обобщённая идеальная модель объекта в сознании субъекта, в которой фиксированы существенные свойства объекта, выделенные в совокупной общественной деятельности». Если это модель, то она должна быть построена из того психического материала, которым располагает субъект. Что представляет собой этот материал? Во-первых, это обобщённые образы данной категории объектов. Во-вторых, это обобщённые схемы действий, выработанные в процессе взаимодействия с ней в общественно-исторической практике. В-третьих, это те эмоции и чувства, которые сопровождают это взаимодействие. В целом можно сказать, что значение – это комплекс установок и ожиданий, предшествующих взаимодействию с данной категорией объектов. Значения, которыми располагает данный субъект, дают ему знания о конкретном объекте ещё до того, как он вступил в непосредственное взаимодействие с ним. 
  Способность пользоваться языком приводит к появлению у человека ещё одного отличительного психологического качества – способности вступать в коммуникацию с самим собой. Внешнее воздействие или внутреннее переживание приобретает форму осознаваемой мысли тогда, когда оно предстаёт перед субъектом в языковой форме, т.е. отображается в категориях, образованных с помощью языка. Представленная во внутренней или внешней речи, отображённая в системе знаков и ставшая, в принципе, доступной другим людям, мысль отчуждается от субъекта и становится объектом для его собственного восприятия. Мысль, будучи вновь воспринятой субъектом, может возбуждать соответствующие ей вопросы и ответы на них. Так порождается осознанный диалог с самим собой, или рассуждение. Обретя с помощью знаковых систем такую возможность, человек получает возможность отдавать команды самому себе, так же как он это делает в отношении других людей. Поведение приобретает характер произвольности. 
  Связь между языком и сознанием проявляется также в пределах осознания субъектом явлений в процессе их восприятия. Суть феномена заключается в том, что человек может осознанно воспринимать окружающий мир только в тех категориях, которые образованы с помощью языка той культуры, к которой он принадлежит. Зависимость доступной осознанию картины мира от структур языка данного человеческого сообщества получила наименование «гипотезы лингвистической относительности» Сэпира – Уорфа. 
  Подводя итог данной главе, отметим, что сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга. Язык есть непосредственное выражение мысли, сознания. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Сущность и содержание  рекламы.

2.1Социально-психологический  процесс восприятия рекламы

  Современная психология  представляет собой весьма разветвленную  область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.

  В основу классификации  многочисленных  отраслей  этой  науки  положена

психологическая  сторона:  1)  конкретной  деятельности;2)   развития;  3)

отношения человека (как  субъекта развития и  деятельности)  к  обществу  (в

котором осуществляется его деятельность и развитие).

  Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в

процессе   взаимодействия   людей    в    различных     организованных    и

неорганизованных общественных группах. В структуру социальной  психологии входят следующие три круга проблем:

 1).  Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде).

2). Социально-психологические явления в так называемых  малых группах (в микросреде). 

3). Социально-психологические проявления  личности  человека  (социальная психология личности).             

  Психология интегрирует все эти данные наук и, в свою  очередь,  влияет

на них, становясь общей  моделью человеко-знания. Итак,  психологию  следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной  деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

  Не трудно заметить, что со многими понятиями, терминами  и  категориями

общей и социальной  психологии  имеет  дело  и  рекламная  деятельность.          По нашему убеждению, наряду с  теоретическим  анализом  эффективности  рекламы, основанном  на  обработке литературных  данных   и   интуиции,   необходимо проведение специальных  эмпирических  исследований,  экспериментов,  опросов покупателей, формализованного изучения мнения экспертов и т.д.

 

  Данные социологических  исследований позволяют определить,  что  думают респонденты по тому или иному поводу. По сути дела социологические  опросы отражают осознание мнения людей. Люди, как  известно,  могут  заблуждаться. Для выяснения истинных, скрытых причин, вызывающих те или иные  процессы  и явления,    необходимы исследования,     применение     прежде     всего экспериментального метода.

  Воздействие на человека  средств массовой информации  может создавать  у него  социально-психологическую  установку  (аттитюд).  Установка   —   это внутренняя психологическая готовность человека к каким-либо      действиям.

 В  основе  аттитюда  лежат,   как  минимум,  три  компонента:  когнитивный,

эмоциональный  и  конативный   (поведенческий).  Поэтому   традиционно

явления, имеющие прямое отношение к социально-психологическому воздействию, рассматривает  с точки зрения когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

  Понимая воздействие  рекламы на человека прежде всего как совокупность

социально-психологических  установок   и   следуя   сложившейся   традиции, рассмотрим эти компоненты  на примерах из современной рекламы.

  Изучение  когнитивного  компонента   предполагает   анализ   некоторых

психических процессов  и  прежде  всего  процессов  переработки  информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти и т.д.

  Слово «когнитивный»  происходит  от  латинского  глагола   cognoscere —

знать.  Психологи,  сплотившиеся  вокруг  этого  подхода,  утверждают,  что

человек — это не машина, слепо  и  механически  реагирующая  на  внутренние факторы или на события во внешнем мире. Напротив, разуму человека  доступно большее: анализировать информацию о  реальной  действительности,  проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. При помощи когнитивного компонента рассматриваются ошибки,  которые возникают при подготовке рекламы,  а  также  удачные  находки,  позволяющие эффективно влиять на познавательную сферу человека, добиваясь  того,  чтобы рекламные   сообщения   хорошо   воспринимались,   запоминались,   вызывали

готовность к действию. Главная задача здесь состоит  в том,  чтобы  выделить

рекламируемый товар из числа  аналогичных товаров и привлечь к нему внимание потребителя. Рекламная продукция всегда  находится  в  конкуренции  друг  с другом, в гораздо большей конкуренции,  чем  сами  товары,  о  которых  нам говорит реклама.

  Выделяют  зрительные,  слуховые,   обонятельные,   вкусовые,   кожные,

двигательные  и  осязательные  ощущения,  а  также   ощущения   равновесия,

органические  ощущения,  вибрационные  и  другие.  Способность   испытывать ощущения называют чувствительностью.

  В рекламе чаще  всего используются зрительные  и слуховые ощущения. Хотя в ряде случаев реклама  может  быть  основана  на  других  видах  ощущений. Например,  на  автомобильных  выставках   посетителям   иногда   предлагают управлять  автомобилем,  чтобы  испытать  чувство   комфорта.   Тем   самым используются вибрационные, двигательные и другие ощущения.

  Применение экспериментально-психологического метода заключается в том, чтобы измерить с помощью специальных  субъективных шкал  ощущения,  которые испытывает человек и определить, какой  товар  или  реклама  какого  товара наиболее  привлекательны  для   потребителя.   Такие   эксперименты   очень убедительны, поэтому  они  часто  сами  используются  в  качестве  рекламы. Например, в видео клипе человеку предлагают  попробовать  два  вида  зубной пасты,  шампуня,  крема  и  т.д.  После  него   демонстрируют   (иногда   с преувеличениями) преимущества рекламируемого товара.

Информация о работе Связь языка с сознанием