Таинственные явления психики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 06:55, контрольная работа

Описание работы

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержание работы

Введение 3
1.Таинственные явления психики человека. 5
2.Психика и тело. 9
2.1.Энергия. 10
2.2.Мышечная броня. 11
2.3. Заземление. 11
3.Влияние музыки на психику. 13
4.Психоанализ. 17
4.1. Психика и среда. 17
4.2. Мозг и психика. 17
Заключение. 19
Список литературы. 20

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1.Таинственные явления психики человека. 5

2.Психика и тело. 9

2.1.Энергия. 10

2.2.Мышечная броня. 11

2.3. Заземление. 11

3.Влияние музыки на психику. 13

4.Психоанализ. 17

4.1.  Психика и среда. 17

4.2. Мозг и психика. 17

Заключение. 19

Список литературы. 20

 

Введение.

Психика – функция  мозга, заключающаяся в отражении  объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией – регуляция деятельности.

Психическое отражение  мира человеком связано с его  общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение. Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Содержанием психики  являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика – это  субъективное отражение объективной  действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание психики  включает в себя не только психические  образы, но и внеобразные компоненты – общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх-Я»).

 

1.Таинственные явления психики человека.

С древнейших времен до настоящего времени человечество волновали  явления человеческой психики, которые человек не мог объяснить имеющимися научными знаниями. Одним их самых известных феноменом человеческой психики является сон. Психическим анализом сновидений много занимался знаменитый австрийский психолог и врач Зигмунд Фрейд. По его сновидениям, изложенным в сочинении «Толкование сновидений», источником снов являются когда-то пережитые, а ныне затаенные «вытесненные» из сознания в подсознание чувственные влечения или неисполненные запретные желания, преимущественно сексуального характера. Мы уже ничего о них не помним, а они, тем не менее, влияют на наше поведение, настроение, могут вызывать страхи и беспокойства. И только в сновидениях такие ущемленные «комплексы» - сгустки затаенных образов и чувств – всплывают из глубины подсознания, чтобы в зашифрованной символической форме проявить себя в сновидениях.

Однако, кроме естественного  сна существуют и искусственно вызванный гипнозом сон, когда человек по команде гипнотизера выполняет различные команды, но после пробуждения о том, что он делал в гипнозе – не помнит. Во второй половине XVIII века венский врач А.Месмер применял различные приемы, действующие на воображение, например, проводил руками вдоль тела больных, якобы передавая им свой магнетизм, вызывал у них состояния истерического припадка, выражавшегося в конвульсиях, криках, смехе или плаче. По его теории всякая нервная болезнь должна быть искусственно доведена до высшей точки своего развития, чтобы тело могло исцелиться. Буйствующих больных помощники Месмера переносили в «зал кризисов», устланный перинами, где больные, придя в себя, иногда действительно исцелялись от своих недугов.

В начале XIX веке португальский аббат Фария, живший в Индии, где гипнотические явления были известны с древности начал успешно демонстрировать в Европе опыты словесного усыпления. Хирург Дж.Брэд дополнил словесное усыпление фиксированием взгляда на блестящем предмете. Он первым стал пользоваться гипнозом для обезболивания хирургических операций.

Во второй половине XIX века французские ученые И.Бернгейм и Ж.Шарко способствовали распространению гипноза. Однако, взгляд на гипноз у них был различен: Шарко считал, что гипноз возможен только у истеричных больных, а Бернгейм утверждал, что гипноз может быть вызван и у здоровых людей. В России гипноз исследовали великие В.М.Бехтерев и И.П.Павлов.

Чем же гипноз отличается от обычного сна? А тем, что в процессе гипнотизирования между гипнотизером и пациентом устанавливается психологическое взаимодействие (раппорт). Во время естественного сна человек мало восприимчив к окружающему миру, а в гипнозе у него имеется обостренная восприимчивость к личности гипнотизера, он слышит только его голос, ему отвечает, после слов гипнотизера у него возникают яркие образы, которые могут перейти в галлюцинации. Исчезновение контакта с гипнотизером приводит его к состоянию естественного сна. На применение гипноза основаны методики обучения различных предметов, например, ускоренное изучение иностранного языка.

Внушение приводит, как  уже отмечалось, к появлению галлюцинаций. Например, гипнотизеру известно, что мать испытуемого давно умерла. Тем не менее, гипнотизер говорит: «Вы ошибаетесь, Ваша мать жива, она присутствует в этой комнате. Вот она приближается к Вам, встречайте ее!», и гипнотизируемый «видит» свою умершую мать, радостно встречает ее, ведет себя так, как будто она действительно жива.

У некоторых людей  внушаемость очень велика, так, что  слова гипнотизера начинают влиять на физиологические функции, они испытывают сильную жажду и «пьют» воду стакан за стаканом, вскоре у них начинается усиленное выделение мочи, что обычно происходит при введении в организм большого количества жидкости. Такой же физиологический эффект вызывают опыты с «мнимым ожогом», когда прикосновение деревянной палочки к коже, внушая при этом, что происходит прижигание раскаленным железом, образуется настоящий ожог – покраснение кожи, появление пузыря, язвенной поверхности с ощущением боли.

Известны случаи и  самовнушения, один из них описывает  в своих воспоминаниях М.Ф.Андреева – жена Максима Горького. Это  произошло на острове Капри, в  это время Горький работал  над повестью «Городок Окуров». В ней есть сцена, когда муж в приступе ревности убивает свою жену, вонзив ей нож в живот. Мария Федоровна услыхала из соседней комнаты, как что-то тяжелое упало на пол в кабинете мужа. Она поспешила туда и увидела невероятное: «На полу около письменного стола во весь рост лежит на спине, раскинув руки в стороны, А.М. … Расстегнула рубашку, разорвала…фуфайку на груди, чтобы компресс на сердце положить. И вижу – с правой стороны от соска вниз тянется у него по груди розовая узенькая полоска.… А полоска становится все ярче, ярче и багровее…

- Больно как! Шепчет.

- Да ты посмотри, что у тебя на груди-то!

- Фу, черт!.. Ты понимаешь.… Как это больно, когда хлебным ножом в печень!..

С ужасом думаю – заболел  и бредит!»

Только когда А.М. окончательно пришел в себя, он рассказал о  той сцене убийства, которую он только что перед этим описал в своей повести. «Я только потом поняла, - вспоминает М.Ф.Андреева, - что он до такой степени ярко представил себе эту боль, ее ощущение, рану этой женщины, что у него образовалась стигма, которая, я помню, держалась несколько дней!»

В конце первой мировой войны  солдат английских войск То-Рама был  тяжело ранен осколком гранаты. В  полевом госпитале его состояние  было признано безнадежным – об этом говорили врачи, и он это слышал, его переместили в палату смертников. «Тогда, - пишет в своей статье То-Рама, - во мне что-то восстало… Я стиснул зубы, и у меня возникла только одна мысль: «Ты должен остаться жить, ты не умрешь, ты не чувствуешь никаких болей» - и все в том же роде. Я повторял себе это бесконечное число раз, пока эта мысль не вошла настолько в мою плоть и кровь, что я окончательно перестал ощущать боль. Не знаю, как это случилось, но произошло невероятное. Мое состояние стало со дня на день улучшаться. Так я остался жив только с помощью воли. Спустя два месяца в одном из венских госпиталей мне была сделана небольшая операция без общего наркоза и даже без местного обезболивания, достаточно было одного самовнушения. И когда я вполне поправился, я выработал свою систему победы над самим собой и пошел в этом отношении так далеко, что вообще не испытываю страданий, если не хочу их испытывать! И этот случай далеко не единичен.

В художественной литературе, биографиях выдающихся людей, исторических мемуарах, газетных статьях чуть ли не всех времен и народов описаны разнообразные случаи из повседневной жизни, называемые телепатией. В 1920 году был образован Международный комитет психических исследований, организовавший несколько конгрессов, на которых обсуждались доклады, посвященные изучению таинственных явлений психики, в т.ч. и телепатии.

В Висконсине (США) одна женщина, мучаясь бессонницей, решает почитать книгу, которая лежит на ее ночном столике. В книге говорится о  банде хулиганов, которые нападают на девушку и тащат ее в гараж. Женщина закрывает книгу и опять пытается заснуть. В ту же минуту ее совсем молоденькая дочь, спавшая в соседней комнате, взбегает, встревоженная, как она говорит, ужасным кошмаром: ей только что приснилось, что на нее напала группа хулиганов, которые потащили ее в сарай. Ее сон был точной копией сцены, которую только что прочла ее мать.

В 1967 году в Германии господин Вильнер погибает от травмы головы, полученной в результате автомобильной  катастрофы: его машина врезалась  в поваленное во время урагана  дерево, перегородившее шоссе. А в  предшествующие недели он неоднократно просыпается среди ночи, охваченный ужасом от предчувствия того, что что-то должно упасть ему на голову.

Это лишь несколько примеров из множества подобных. О чем они  свидетельствуют? Обусловлены ли они  «случайностью», ассоциацией мыслей, проистекающих и подсознательного восприятия, надеждой на осуществление предвиденных событий? Или же речь и в самом деле идет о паранормальных (околонормальных) явлениях? Их стали изучать в лабораториях. Эти пси-феномены (психологические) были разделены на две категории:

    • Экстрансенсорное (внечувственное) восприятие;
    • Телекинез.

Экстрансенсорное восприятие заключается в приеме информации без участия органов чувств: оно  включает в себя такие явления, как  видение «на расстоянии» или ясновидение, передача мыслей или телепатия, а также предвидение – знание наперед событий, которые произойдут в будущем.

Что касается телекинеза, то это прямое, осуществляемое без  помощи мышц воздействие субъекта на материальный объект (перемещение или вращение предметов на расстоянии).

Исследования Пирс-Прегга (1934) по телепатии включали четыре серии  экспериментов, в которых испытуемые находились в местах, расположенных друг от друга на расстоянии от 90 до 230 метров. Серия из 25 карт Зенера предъявлялись испытуемым 74 раза, т.е. всего было 1850 предъявлений. Результат: 550 верных ответов, что на 188 случаев больше, чем было бы ожидать согласно теории вероятности. Статистический анализ этого результата показывает, что вероятность такого количества верных ответов составляет менее 10 в минус 22 степени!

 

 

2.Психика и тело.

Во всех подходах телесно-ориентированной  психотерапии происходит акцентирование преимущества релаксированных состояний напряженным и стремление уменьшать привычные напряжения в теле. Все эти системы сходятся в том, что нам не нужно учиться чему-то совершенно новому или развивать новые мышцы.

Наиболее важно - отучиться  от дурных привычек, которые возникают  у нас в детстве и позже, вернуться к естественной мудрости, координации и равновесию тела. Здесь  тело рассматривается не как дом пребывания личности, а как существенная часть личности.

Объединяющим принципом телесно  – ориентированного подхода в  психотерапии является положение о том, что, применяя различные воздействия на тело человека, можно добиться позитивных изменений его душевного состояния.

Информация о работе Таинственные явления психики человека