Тактика поведения в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение тактик поведения в конфликтных ситуациях и их эффективности.
Задачи:
дать определение конфликта и показать основные предпосылки его возникновения;
выделить основные типы конфликтов;
рассмотреть тактики поведения в конфликтных ситуациях и их результативность в разрешении конфликта.

Содержание работы

Введение
1.Понятие конфликта и предпосылки его возникновения
2.Типы конфликтов
Тактики поведения в конфликте и их эффективность
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Тактика поведения в конфликтной ситуации реф.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)


 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Конфликт представляет собой открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре, где каждый стремится отстоять свое мнение и доказать другому его неправоту.

Конфликты проявляются  в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим».

Тема конфликта, выбора тактики поведения в конфликтной  ситуации является одной из наиболее актуальных, что обусловлено значительным увеличением конфликтных ситуаций в современной социальной жизни.

Каждый культурный человек должен иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям.

Целью данной работы является изучение тактик поведения в конфликтных ситуациях и их эффективности.

Задачи:

  1. дать определение конфликта и показать основные предпосылки его возникновения;
  2. выделить основные типы конфликтов;
  3. рассмотреть тактики поведения в конфликтных ситуациях и их результативность в разрешении конфликта.

Проблемой изучения поведения в  конфликте занимались такие ученые, как Н.В. Гришина, Э.Э. Линчевский, В.Н., Уткин, Т.В. Черняк, Ю.А. Фомин и другие. Их исследования будут использованы в данной работе.

 

1.Понятие  конфликта и предпосылки его  возникновения

 

Слово "конфликт", происходящее от латинского conflictus, первоначально понималось как столкновение1. Во многих случаях под конфликтом понимают одну из форм человеческого взаимодействия, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций2.

Конфликт начинается с возникновения конфликтных  ситуаций и проявляется в виде специфических реакций людей друг к другу. Слово конфликт обычно воспринимается людьми с негативных позиций. Они ассоциируют это слово с враждой и болью, которые в действительности сопровождают всех конфликтующих.

Конфликты бывают открытыми и скрытыми. Первые лежат на поверхности, а вторые спрятаны за ширму благоприятных отношений.

В принципе, существует много причин для конфликтов. Конфликт возникает часто в ситуациях, когда интересы различных людей или групп сталкиваются в процессе достижения цели. Каждый человек в глубине души, идя к какой-то поставленной цели, мысленно достигает ее, и когда кто-то или что-то мешает осуществлению данного намерения, порождается явление фрустрации (препятствия в достижении цели), вызывающее какую-то форму конфликтного состояния.

Можно сделать  вывод, что психологической подоплекой конфликта выступает фрустрация, проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния личности на социальное препятствие к достижению цели. Но есть и другой не менее значимый подтекст конфликта, в частности покушение на чувство собственного достоинства личности3. Характерным примером этого является критика. Хотя она очень часто приносит положительные плоды, но бывает, что человек, которого критикуют, начинает заниматься самобичеванием, особенно неуверенный в себе. Человек начинает испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.

 

2.Типы конфликтов

 

Конфликты классифицируются по направленности, характеру противоречий, динамике протекания, функциям, временным параметрам4. В зависимости от того, разыгрывается ли конфликт внутри личности или между различными лицами, группами лиц или системами, говорят об интраперсональных или интерперсональных конфликтах.

Интраперсоналъный (внутриличностный) конфликт может состоять в том, что  человек:

  • стремится к осуществлению нескольких равнозначных конкурирующих желаний (конфликты желаний, например, стремление к профессиональному совершенствованию и забота о семье);
  • хочет избежать двух нежелательных результатов (конфликты аверсий, например, несправедливое увольнение сотрудника и угроза собственному положению);
  • испытывает страх перед исполнением желания из-за отрицательных сопутствующих обстоятельств (конфликт желания и аверсий, например, карьера ценой ущерба для коллеги).

Внутриличностные конфликты человек, в большинстве случаев, может  разрешить самостоятельно или обсудить со своими близкими или доверенными людьми. Они представляют собой больше психологическую проблему, чем проблему экономики предприятия. Тем не менее необходимо принимать во внимание конфликты этого рода в рамках руководства персоналом или неформальных контактов.

Интерперсоналъные (межличностные, социальные) конфликты по направленности делятся на «горизонтальные», «вертикальные» и «смешанные». К «горизонтальным» относятся конфликты, в которых задействованы люди, не находящиеся в подчинении друг у друга. К «вертикальным» относятся конфликты, в которых участвуют люди, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие.

Конфликты по характеру противоречий могут подразделяться на подлинные, случайные, смещенные, неверно приписанные, скрытые и ложные.

Конфликты можно  разделить также по сфере их разрешения – деловой или личностно-эмоциональной. Полное разрешение конфликта заключается  в устранении объективных причин, породивших его, и в восстановлении нормальных личных отношений.

В общей схеме динамики конфликта  А.В. Аграшенков выделяет семь стадий его  развития5:

1) предконфликтная стадия;

2) стадия, связанная с возникновением  объективной конфликтной ситуации;

3) интеллектуальный  этап развития;

4) критический этап развития;

5) спад напряженности в противодействии;

6) сопоставление официальных и  неофициальных оценок поведения;

7) разрешение  конфликта либо выход из него  одной из сторон.

Функционально конфликты подразделяются на деструктивные  и конструктивные. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную – на другом этапе, в другой ситуации.

Конструктивным  конфликт бывает тогда, когда оппоненты  не выходят за рамки этических  норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей - источник развития).

Деструктивный конфликт возникает  в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его6.

По времени протекания конфликты бывают кратковременные  и затяжные. Кратковременные конфликты являются следствием каких-то ошибок во взаимопонимании и взаимодействии. Если одна из сторон осознала и поняла ошибочность своей информации, то конфликт прекращается. Затяжные конфликты возникают из-за разногласий, связанных с политическими, нравственными, психологическими позициями. Длительные конфликты, постоянно сохраняющие напряженность, являются сильно травмирующими, так как поддерживают очаг негативных эмоций.

 

2.Тактики  поведения в конфликте и их  эффективность

 

Мы как-то привыкли к тому, что конфликт - это поражение, потеря, стресс. Поэтому чаще мы стараемся его “обойти” или вовсе не заметить, отступая или защищаясь при этом. Схемы поведения в таких ситуациях весьма упрощены: от отказа от своих чувств и потребностей - до напускного игнорирования конфликта или демонстративного переключения на другие сферы жизнедеятельности.

Считая в таких случаях себя “бесконфликтными”, мы даже не подозреваем, что грешим против истины, поскольку хотим мы того или не хотим, конфликт личностный или социальный, - постоянный, необходимый и важный спутник всей нашей жизни.

Конфликты между людьми явление  обычное, а иногда они имеют даже положительное значение. Порой гораздо  полезнее вскрыть подспудно назревший конфликт и разрешить его, чем боясь обострения, постоянно «жить на вулкане» эмоциональной напряженности.

Беда в том, что мы часто не решаем конфликтные ситуации, а только ухудшаем положение своим поведением. Более того, страшен не конфликт сам по себе, а последствия неправильного  к нему отношения, незнания законов его протекания, а главное той “платы” которую мы все равно производим в итоге.

Человек, придерживающийся тактики соперничества, к критике относится с предубеждением. Этому типу чуждо понимания нужд и чаяний других, удовлетворение своих претензий у них стоит на первом месте. Часто он является носителем конфликтности.

Тактика уступчивости и  ухода не совсем благоприятна, именно люди придерживающиеся их, часто подвергаются нападению. Эти два типа людей, хотя они и имеют две разные тактики поведения в конфликтной ситуации, тем не менее обнаруживают ряд сходных признаков поведения7:

    • обычно проигрывают в ситуациях борьбы и споров;
    • выражают свою точку зрения извиняющимся тоном;
    • считают, что проиграют, если выразят несогласие с оппонентом;
    • переживают, когда другие не понимают их доводов;
    • избегают говорить о своем несогласии в глаза;
    • воспринимают расхождения во многих мнениях очень эмоционально;
    • считают, что в конфликтных ситуациях не следует высовываться;
    • часто стоят перед искушением уступить оппоненту;
    • считают, что люди с трудом переживают конфликтную ситуацию.

Такие препятствия различаются  по силе, но они всегда социальны  по своей природе. Есть препятствия  преодолимые, столкнувшись с ними, человек применяет тактику обхода и достигает цели своих устремлений. Но если же личность встречается с непреодолимыми препятствиями, ситуация меняется.

При создании конфликтной  ситуации или начале развертывания  самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль  своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.

При выборе эффективного стиля разрешения конфликта ключевыми  являются два аспекта: власть одного человека по отношению к другому  и то, что данная личность из себя представляет (что можно от него ожидать). Соотношение данных факторов поможет выбрать наиболее эффективный с точки зрения «выигрыша» в конфликте способ поведения.

Важным является способность помнить  о своих интересах в конфликтной ситуации. Если «победа» в конфликте имеет не такое большое значение по сравнению с силой негативных эмоций в конфликтной ситуации, можно уйти от участия в конфликте.

Необходимо определить реальные проблемы и интересы обеих сторон конфликтной  ситуации. Ключом к решению проблемы является определение истинных интересов сторон по основным направлениям:

  1. скрытые желания и интересы сторон;
  2. что требуется для удовлетворения этих скрытых желаний и интересов.

Существует два способа  получения этих сведений. Первый состоит  в их открытом обсуждении. Второй предполагает использование интуиции для того, чтобы заглянуть в скрытую сущность происходящего.

Способность прогнозировать поведение другого человека помогает предсказать возможные варианты его поведения в конфликтной  ситуации. Человек, владеющий набором  стилей поведения в конфликте, обладает более выраженным преимуществом, позволяющим адаптироваться к ситуации и найти оптимальный путь ее решения8.

Джини Грехем Скотт описывает рационально - интуитивную модель овладения конфликтной ситуацией. С самого начала этот метод вовлекает в работу сознание и интуицию при осуществлении выбора образа действия в конфликтной ситуации. Этот подход основывается на оценке обстоятельств, характеров, интересов  и нужд вовлеченных в конфликт людей, а так же собственных целей, интересов, нужд. В серьезные конфликты всегда вовлечены эмоции участников. Таким образом, одним из первых шагов к разрешению конфликта является подавление рождаемых им отрицательных эмоций - собственных и эмоций других людей.

Информация о работе Тактика поведения в конфликтной ситуации