Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:42, контрольная работа
Целью данной работы является изучение тактик поведения в конфликтных ситуациях и их эффективности.
Задачи:
дать определение конфликта и показать основные предпосылки его возникновения;
выделить основные типы конфликтов;
рассмотреть тактики поведения в конфликтных ситуациях и их результативность в разрешении конфликта.
Введение
1.Понятие конфликта и предпосылки его возникновения
2.Типы конфликтов
Тактики поведения в конфликте и их эффективность
Заключение
Список литературы
Конфликт представляет собой открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре, где каждый стремится отстоять свое мнение и доказать другому его неправоту.
Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим».
Тема конфликта, выбора
тактики поведения в
Каждый культурный человек должен иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям.
Целью данной работы является изучение тактик поведения в конфликтных ситуациях и их эффективности.
Задачи:
Проблемой изучения поведения в конфликте занимались такие ученые, как Н.В. Гришина, Э.Э. Линчевский, В.Н., Уткин, Т.В. Черняк, Ю.А. Фомин и другие. Их исследования будут использованы в данной работе.
Слово "конфликт", происходящее от латинского conflictus, первоначально понималось как столкновение1. Во многих случаях под конфликтом понимают одну из форм человеческого взаимодействия, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций2.
Конфликт начинается с возникновения конфликтных ситуаций и проявляется в виде специфических реакций людей друг к другу. Слово конфликт обычно воспринимается людьми с негативных позиций. Они ассоциируют это слово с враждой и болью, которые в действительности сопровождают всех конфликтующих.
Конфликты бывают открытыми и скрытыми. Первые лежат на поверхности, а вторые спрятаны за ширму благоприятных отношений.
В принципе, существует много причин для конфликтов. Конфликт возникает часто в ситуациях, когда интересы различных людей или групп сталкиваются в процессе достижения цели. Каждый человек в глубине души, идя к какой-то поставленной цели, мысленно достигает ее, и когда кто-то или что-то мешает осуществлению данного намерения, порождается явление фрустрации (препятствия в достижении цели), вызывающее какую-то форму конфликтного состояния.
Можно сделать
вывод, что психологической подоплекой
конфликта выступает
Конфликты классифицируются по направленности, характеру противоречий, динамике протекания, функциям, временным параметрам4. В зависимости от того, разыгрывается ли конфликт внутри личности или между различными лицами, группами лиц или системами, говорят об интраперсональных или интерперсональных конфликтах.
Интраперсоналъный (внутриличностный) конфликт может состоять в том, что человек:
Внутриличностные конфликты
Интерперсоналъные (межличностные, социальные) конфликты по направленности делятся на «горизонтальные», «вертикальные» и «смешанные». К «горизонтальным» относятся конфликты, в которых задействованы люди, не находящиеся в подчинении друг у друга. К «вертикальным» относятся конфликты, в которых участвуют люди, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие.
Конфликты по характеру противоречий могут подразделяться на подлинные, случайные, смещенные, неверно приписанные, скрытые и ложные.
Конфликты можно
разделить также по сфере их разрешения
– деловой или личностно-
В общей схеме динамики конфликта А.В. Аграшенков выделяет семь стадий его развития5:
1) предконфликтная стадия;
2) стадия, связанная с возникновением
объективной конфликтной ситуац
3) интеллектуальный этап развития;
4) критический этап развития;
5) спад напряженности в
6) сопоставление официальных и
неофициальных оценок поведения
7) разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.
Функционально конфликты подразделяются на деструктивные и конструктивные. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную – на другом этапе, в другой ситуации.
Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей - источник развития).
Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его6.
По времени протекания конфликты бывают кратковременные и затяжные. Кратковременные конфликты являются следствием каких-то ошибок во взаимопонимании и взаимодействии. Если одна из сторон осознала и поняла ошибочность своей информации, то конфликт прекращается. Затяжные конфликты возникают из-за разногласий, связанных с политическими, нравственными, психологическими позициями. Длительные конфликты, постоянно сохраняющие напряженность, являются сильно травмирующими, так как поддерживают очаг негативных эмоций.
Мы как-то привыкли к тому, что конфликт - это поражение, потеря, стресс. Поэтому чаще мы стараемся его “обойти” или вовсе не заметить, отступая или защищаясь при этом. Схемы поведения в таких ситуациях весьма упрощены: от отказа от своих чувств и потребностей - до напускного игнорирования конфликта или демонстративного переключения на другие сферы жизнедеятельности.
Считая в таких случаях себя “бесконфликтными”, мы даже не подозреваем, что грешим против истины, поскольку хотим мы того или не хотим, конфликт личностный или социальный, - постоянный, необходимый и важный спутник всей нашей жизни.
Конфликты между людьми явление обычное, а иногда они имеют даже положительное значение. Порой гораздо полезнее вскрыть подспудно назревший конфликт и разрешить его, чем боясь обострения, постоянно «жить на вулкане» эмоциональной напряженности.
Беда в том, что мы часто не решаем конфликтные ситуации, а только ухудшаем положение своим поведением. Более того, страшен не конфликт сам по себе, а последствия неправильного к нему отношения, незнания законов его протекания, а главное той “платы” которую мы все равно производим в итоге.
Человек, придерживающийся тактики соперничества, к критике относится с предубеждением. Этому типу чуждо понимания нужд и чаяний других, удовлетворение своих претензий у них стоит на первом месте. Часто он является носителем конфликтности.
Тактика уступчивости и ухода не совсем благоприятна, именно люди придерживающиеся их, часто подвергаются нападению. Эти два типа людей, хотя они и имеют две разные тактики поведения в конфликтной ситуации, тем не менее обнаруживают ряд сходных признаков поведения7:
Такие препятствия различаются по силе, но они всегда социальны по своей природе. Есть препятствия преодолимые, столкнувшись с ними, человек применяет тактику обхода и достигает цели своих устремлений. Но если же личность встречается с непреодолимыми препятствиями, ситуация меняется.
При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.
При выборе эффективного стиля разрешения конфликта ключевыми являются два аспекта: власть одного человека по отношению к другому и то, что данная личность из себя представляет (что можно от него ожидать). Соотношение данных факторов поможет выбрать наиболее эффективный с точки зрения «выигрыша» в конфликте способ поведения.
Важным является способность помнить
о своих интересах в
Необходимо определить реальные проблемы и интересы обеих сторон конфликтной ситуации. Ключом к решению проблемы является определение истинных интересов сторон по основным направлениям:
Существует два способа получения этих сведений. Первый состоит в их открытом обсуждении. Второй предполагает использование интуиции для того, чтобы заглянуть в скрытую сущность происходящего.
Способность прогнозировать поведение другого человека помогает предсказать возможные варианты его поведения в конфликтной ситуации. Человек, владеющий набором стилей поведения в конфликте, обладает более выраженным преимуществом, позволяющим адаптироваться к ситуации и найти оптимальный путь ее решения8.
Джини Грехем Скотт описывает рационально - интуитивную модель овладения конфликтной ситуацией. С самого начала этот метод вовлекает в работу сознание и интуицию при осуществлении выбора образа действия в конфликтной ситуации. Этот подход основывается на оценке обстоятельств, характеров, интересов и нужд вовлеченных в конфликт людей, а так же собственных целей, интересов, нужд. В серьезные конфликты всегда вовлечены эмоции участников. Таким образом, одним из первых шагов к разрешению конфликта является подавление рождаемых им отрицательных эмоций - собственных и эмоций других людей.
Информация о работе Тактика поведения в конфликтной ситуации