Техники коррекции отклоняющегося поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:36, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - выявить особенности девиантного поведения подростков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы девиантного поведения 4
1.1. Понятие отклоняющегося поведения 4
1.2. Характеристика различных форм отклоняющегося поведения подростков 10
1.3 Установление контакта с детьми с отклоняющимся поведением 18
Глава 2. Практическая работа по диагностики и коррекции 20
2.1 Диагностика отклоняющегося поведения 20
2.2. Содержание и организация занятий по коррекции девиантного поведения подростков 22
Заключение 28
Библиография 30

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Техники коррекции отклоняющегося поведения.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Сам ГУ)

 

 

 

Факультет: «Социальная  педагогика»

Специальность: «Социальная  педагогика»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине:

 «Основы психоконсультирования и психокоррекции»

 

Тема: «Техники коррекции отклоняющегося поведения»

 

 

 

                                     Выполнил:

              Студент 4 курса 1 гр.

                                                            Мустафин А. Б.

 

              Проверил:

                                                             к.п.н. доцент Мышкина М.С

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2013

 

Содержание 

 

 

Введение

 

Проблема отклоняющегося поведения школьников – одна из актуальных психолого-педагогических проблем. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами. Факты грубого нарушения поведения учащимися в школе и вне ее,

разрыва между  пониманием норм поведения и антисоциальными поведенческими проявлениями учащихся – при всей неоднозначности – свидетельствуют о необходимости новых подходов к названной проблеме.     

Гуманистический подход к личности ребенка требует интегрированного знания его возрастных, индивидуальных особенностей – физиологических, педагогических и осуществления воздействия с учетом психофизических особенностей школьника, социальной среды. Эффективность коррекционной деятельности зависит также от умения учителя, педагога, социального работника координировать свои действия, строить работу с родителями ребенка, оказывать психотерапевтическую помощь не только школьнику, но и семье. Важно помнить при этом, что родители ребенка с отклоняющимся поведением не имеют педагогических и педагогических знаний, а это может существенно осложнить работу с ними.

Процесс коррекции  отклоняющегося поведения осложнен и тем, что требует индивидуального подхода к каждому родителю, работающему с ребенком, необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной педагогии, физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и педагогии, юриспруденции.

Цель данной контрольной работы - выявить особенности девиантного поведения подростков.

 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы  девиантного поведения  

1.1. Понятие отклоняющегося поведения

Каждый человек  отличается своеобразием реакций на воздействия окружающей среды. Поведение проявляется в индивидуально-своеобразных формах, не всегда адекватных. Часто образ поведения, приобретенный в определенных условиях, становится привычным.

Нервная система  обладает способностью формировать  и закреплять привычки, в том числе вредные, которые по мере их закрепления, воспринимаются как нормальное явление. Т.е. то, что в субъективном восприятии подразумевается как положительное, объективно является проявлением отклоняющегося поведения.

В отечественной  литературе под девиантным поведением понимается:

1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали»1.

2.   Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой

деятельности, не соответствующих официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам2.

В первом значении девиантное поведение является преимущественно  предметом общей и возрастной педагогии, педагогики, психиатрии. Во втором значении –предметом социологии и социальной педагогии.

Следует отметить точку зрения В.А.Петровского, Э. Фромма о том, что  в нонконформизме заложен рост конструктивного начала человеческого "Я"3. При этом девиации должны носить социально-творческий характер:

различные виды научно-технического и художественного  творчества.

Социально-негативный характер девиаций деструктивен как  для личности, так и для общества. Однако именно этот тип отклоняющегося поведения вызывает наибольший интерес исследователей и чаще рассматривается в  социально-педагогической литературе.

В.Д. Менделевич подчеркивает, что  девиация - это  граница между нормой и

патологией, крайний вариант  нормы.

 Девиантность  нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни – отсутствие преступлений. Труднее всего определить «педагогическую норму» как

совокупность  неких свойств, присущих большинству людей, эталон поведения. Это - нормы-идеалы. Поскольку уровень интериоризации норм в разных  социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы, система основных ценностей носят глобализированный характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам4.

Не случайно он предлагает рассматривать норму  в трех разных значениях: статистическую, функциональную (индивидуальную) и идеальную.

При этом идеальная норма - это оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. Поскольку каждый индивид имеет собственный специфический путь развития,  любое отклонение можно считать девиацией лишь в сравнении с этим трендом. Т.о., функциональная (индивидуальная) норма принимает во внимание единичность индивида, но не отражает неких свойств, присущих большинству людей, событий.

Статистическая  норма, как самая большая частота появления определенного показателя, соответствует общему предположению о том, что  большинство людей относится к нормальным людям. Однако при этом нормальными пришлось бы считать только обывателей, конформистов, причисляя к абнормальным людей с патологией, и  даже сверходаренных. Имеющиеся возможные отклонения от этой «среднестатистической нормы» расцениваются как варианты нормы, проявления особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации. Но статистическая норма не позволяет увидеть перспективы успешного обучения, социализации, дальнейшего педагогического развития личности.

И все же наиболее приемлемым при разграничении нормы  и девиации считается так называемый статистически-адаптационный подход, при котором «норма» представляет собой:

1) что-то среднее,  устоявшееся, не выделяющееся из массы;

2) что-то наиболее  приспособленное к окружающей среде.

Нормативность поведения личности может быть определена в соответствии с социально-педагогическими нормативами общества и социокультурными особенностями конкретного района, региона. М.М. Семаго отмечает, что в настоящее время таких СПН просто нет.

Следует отметить, что время существования норм может быть кратким, исчисляясь десятилетиями и даже годами, что происходит в настоящее время (динамическая норма как «живой процесс»). Сложность анализа связана с недостаточностью информации о педагогической норме в современной

ситуации развития общества, характеризующейся распространением норм

криминальной  субкультуры.

Итак, норму в педагогии можно рассматривать как эталон поведения, следование личности принятым в данном сообществе в конкретное время нравственным требованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная норма (адаптивность и самоактуализация) должна  сочетаться с креативностью индивида5.

По мнению Кулка, к критериям нормальности ребенка, взрослого и пожилогочеловека следует  относить:

  • субъективную удовлетворенность, характерную больше для зрелого

человека, чем  для ребенка или подростка;

  • идентичность, которая становится устойчивой к 5-6 годам;
  • целостность, приобретаемая в период длительной социализации;
  • автономность, типичную для гармоничного взрослого;
  • адекватность восприятия реальности;
  • толерантность к фрустрации;
  • резистентность по отношению к стрессу;
  • социальная адаптация; оптимальное самоутверждение6.

В соответствии с социальным подходом к девиантному следует относить поведение, опасное для общества и окружающих людей. М.М. Ковалевский, однако, отмечает, что не всегда "солидарность людей - норма, а классовая борьба - отклонение от нее". Это - "норма-идеал", пришедшая из этики7. Таким образом, проблема нормы - междисциплинарная проблема, корни которой лежат в общебиологических  закономерностях психического развития человека и психосоциальных интеракциях, а также в этико-философских нормах.

Этнокультуральный подход рассматривает девиации сквозь призму

традиций определенного  сообщества людей: девиантом считается тот, чье поведение отличается от норм, принятых в его микросоциуме; кто проявляет поведенческую ригидность, не способен адаптироваться к новым  этнокультуральным условиям. Поскольку критерии отклонений заложены в культуре, потребность в оперировании понятием "девиация" возникает при сопоставлении традиций с инновациями, когда происходящие асоциальные явления начинают восприниматься как "новая" норма.

Девиантным  поведением в рамках гендерного подхода может считаться

гиперролевое  поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение

сексуальных ориентаций.

Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций

базируется  на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций. Профессиональная норма - это технический стандарт, модель поведения типичного представителя определенной профессии. Их нарушение расценивается как девиация.

Отклоняющимся может быть принято поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, являющееся следствием акселерации, ретардации, гетерохронности развития. Наличие стандарта, фиксирующего типичные черты ребенка определенного хронологического возраста, позволяет нам рассматривать каждого отдельного ребенка как вариант, более или менее отклоняющийся от основного типа. С учетом стандарта - ребенка массового типа возрастного развития - Л.С. Выготский выделил отсталого ребенка, ребенка-примитива с задержкой развития социокультурного происхождения и ребенка-дезорганизатора (как "трудного", так и одаренного)8.

Подросток с  девиантным поведением - это, как правило,  ребенок-дезорганизатор.

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи

с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста и деградацией личности. Польский ученый Я. Щепаньский предлагает считать нормальной:

  • среднюю (в статистическом смысле) личность, адаптированную и

ведущую себя в  рамках установленных социальных критериев;

  • целостную личность, то есть такую, все основные элементы ко-

торой функционируют  в координации с другими.

Норма в его  понимании – это способность  к установлению душевных контактов  с окружающими, подчинение общественным целям, выбор законных средств для достижения личных целей и ряд других признаков9.

Если при  определении нормы и девиации исходить из какого-то одного

предпочитаемого исследователем подхода в зависимости  от рамок культуры, в которой он проживает, нельзя однозначно определить, что есть норма, а что

девиация. Однако феноменологический подход, использующий принципы понимающей, а не объясняющей психологии, позволяет объективно подойти к оценке отклоняющегося поведения, способствовать пониманию его механизмов, мотивов совершения личностью девиантных поступков; увидеть за каждым из отклонений в поведении механизм психогенеза, выбрать адекватную и эффективную тактику коррекционного воздействия10.

Феноменологическая (личностная) парадигма позволяет  отметить, что в практике педагоги нередко сталкиваются не с отклоняющимся, а с  непринимаемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением. Так, ярлык «девиантных» среди педагогов носят недисциплинированные дети, которые постоянно привлекают к себе внимание, доставляют наибольшее беспокойство использованием нецензурной и жаргонной лексики, эпизодическим употреблением алкоголя, табака, драками.

Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое  взрослыми как отклоняющееся, "нормальными" игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта. В период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением. Поэтому соискатель придерживается мнения М.Ю. Кондратьева, О.Б. Крушельницкой, Н.И. Озерецкого о том, что  девиантом можно называть того подростка, кто “не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение”, которое носит социально-негативный характер11.

Информация о работе Техники коррекции отклоняющегося поведения