Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 12:36, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - выявить особенности девиантного поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы девиантного поведения 4
1.1. Понятие отклоняющегося поведения 4
1.2. Характеристика различных форм отклоняющегося поведения подростков 10
1.3 Установление контакта с детьми с отклоняющимся поведением 18
Глава 2. Практическая работа по диагностики и коррекции 20
2.1 Диагностика отклоняющегося поведения 20
2.2. Содержание и организация занятий по коррекции девиантного поведения подростков 22
Заключение 28
Библиография 30
Вовлечение подростка в группу может быть вызвано именно рано пробудившимся сексуальным влечением, реализовать которое в иных условиях подросток не может.
"Доступность" девочек – членов группы может показаться весьма привлекательной для подростка, и именно по этой причине он стремится в такую группу. Формирующееся сексуальное влечение еще не дифференцировано, поэтому для его удовлетворения могут использоваться и сексуальные извращения20.
Малолетняя проституция. Многие девочки после побега из дома становятся малолетними проститутками. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, чаще всего они попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству и проституции.
Бывает, что психически больных девочек или девочек из неблагополучных семей, где родители алкоголики, взрослый отрицательный лидер вовлекает в подростковую группу, затем "пускает по рукам", а когда они ему надоедают, "продает" сутенерам или сам становится им, и девочки безропотно соглашаются и на это. Такие девочки не видят для себя никакого выхода, да и не ищут его. Подчас они горюют лишь о том, что их изгнали из группы, где они чувствовали хоть какое-то мужское внимание и были бы согласны вновь вернуться и всех "обслуживать". Некоторые утешаются тем, что теперь "внимание" оказывают им взрослые "клиенты", и не представляют себе иной жизни. Сами девочки не испытывают сексуального влечения ни к своим сверстникам, ни к взрослым мужчинам. Раннее начало сексуальной жизни, в отличие от мальчиков, не связано с рано пробудившимся сексуальным влечением21.
Многие крайние нарушения поведения подростков (за исключением тяжелых психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим "методам" воспитания детей, но чаще винят в этом самого ребенка или его сверстников, которые "втянули" его в плохую компанию. Виноваты все, кроме самих родителей, - и школа "плохо воспитывает", и ребенок "трудный", и друзья "плохие". Большинство вышеописанных реакций – компенсации, увлечений, эмансипации, группирования со сверстниками, имитации – свойственно подавляющему большинству подростков и может не принимать таких крайних форм.
Остальные формы
относятся к компетенции воспит
Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, психологу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными. Оказать профессиональную помощь специалисту поможет методика контактного взаимодействия (Филонова Л.Б., 1985).
Контактное взаимодействие — это такая модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования и изучения и коррекции.
Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.
Взаимодействие психолога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:
1. Расположение к общению.
2. Поиск общего интереса.
3. Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.
4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.
5. Адаптивное поведение партнеров.
6. Установление оптимальных отношений.
На каждой стадии
используется специфическая
Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.
Методика контактного взаимодействия с подростками (таблица 1)
Стадия взаимодействия |
Содержание и характер контакта |
Основная тактика |
Результат |
1. Расположение к общению |
Использование общепринятых норм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости |
Одобрение, согласие, Безусловное принятие |
Принятие согласия |
2. Поиск общего интереса |
Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностнозначимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам |
Ровное отношение, заинтересованность, подчеркивание уникальности личности |
Положительный эмоциональный фон, согласие
|
3. Выяснение предполагаемых положительных качеств |
Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск отрицательных качеств у себя |
Принятие того, что Предлагает партнер, авансирование доверием |
Создание ситуации безопасности, безусловное принятие личности |
4. Выяснение предполагаемых опасных качеств |
Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах |
Принятие позитивного без обсуждения, сомнения, возражения |
Ситуация доверия, открытости |
5. Адаптивное поведение партнеров |
Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого |
Открытые высказывания; стимулирование диалога, советы |
Определение объекта и предмета изменения и преобразования |
6. Установление оптимальных отношений |
Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению |
Общие намерения |
Согласие на выполнение принятого плана |
В практике школьной работы
диагностика девиантного
Расширение области диагностики (объекты, предметы) влечет за собой определенные трудности при создании универсальных методик, способных отвечать сразу на все вопросы: Имеет ли место девиация? Какой тип девиантного поведения диагностируется? Каковы причины, его вызывающие? В каких ситуациях оно проявляется? Носит ли оно ситуативный характер или уже является личностной характеристикой подростка? и др.
Набор психодиагностического инструментария по рассматриваемой проблеме достаточно разнообразен. Для диагностических целей могут быть использованы и общие методики, и специальные тесты, и их сочетания в виде батареи тестов. Предлагаются и различные модели диагностики. Весьма продуктивной представляется модель, включающая скрининг - направленное выделение «групп риска» и последующую дифференциальную диагностику этих групп с привлечением специалистов-смежников для уточнения этиологии отклонений.
В диагностической работе с подростками и старшеклассниками психологическая информация о видах девиантного поведения может быть получена при использовании опросника Р. Кеттела, патохарактеро-логического опросника А.Е. Личко и проективного теста М. Люшера.
Опросник Р. Кеттела (симптомокомплексы)
I+D+C+
ПДО А.Е. Личко (акцентуации характера)
Неустойчивая Истероидная Эпилептоидная Гипертимна |
Склонность к риску,
контакту с асоциальными |
Лабильная Эпилептоидная Истероидная |
Вероятность демонстративного суицида. |
Отношение к спиртным напиткам У+2 |
Склонность к алкоголизации |
Циклоидная Сенситивная Психастеническая |
Вероятность суицидального поведения. |
Истероидная |
Вероятность демонстративного суицида. |
Эпилептоидная |
Склонность к агрессии |
Тест М. Люшера (сочетание цветов)
Сочетание 1, 2, 3, 4 с 7, 0 |
Патохарактерологическое развитие личности, психопатические черты, ведущие к социальной дезадаптации. |
5-й цвет на первом месте |
Дезадаптивное, аффективное поведение |
Сочетания 5, 2 и 2, 5 |
Черты паранойяльного стиля переживаний, поведения, крайнее упрямство. |
Сочетания 1, 7 |
Агрессивное поведение, протестные реакции. |
Сочетания 2, 6 и 6, 2 |
Аффективное, взрывчатое поведение. |
Сочетания 7, 4 |
Экстремальное поведение, дезадаптация. |
Сочетания 2, 7 и 7, 2 |
Негативизм, недоверие. |
Сочетания 4, 3, 2; 4, 3, 7 или 4, 3, 0 |
Вспышки поведенческих реакций в стрессовых ситуациях |
Сочетания 2,0 и 0, 2 |
Конфликтность |
Сочетания 5, 4 |
Демонстративное, истероидное поведение. |
Сочетания 3, 5, 7 ; 3, 7, 5 и 7, 5, 3 |
Антисоциальные тенденции поведения. |
В качестве цели предлагаемой психокоррекционной работы мы рассмотрим создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей.
В связи с этим психокоррекционный процесс включает следующие задачи:
Психокоррекционный процесс строится с учетом дифферен-цированного подхода к личностным особенностям родителей детей отклонениями в поведении. В рамках предлагаемого подхода выделяются невротичный, авторитарный и психосоматичный типы родительниц.
Содержание психокоррекционной работы представлено двумя направлениями: индивидуальной и групповой формами работы.
Индивидуальная форма работы осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью, а также последующих индивидуальных занятий педагога с матерью трудного ребенка. Этот этап служит для установления непосредственного личного контакта между педагогом и матерью ребенка, для ее ознакомления с проблемами, которые обсуждаются в группе, а также для определения собственной потребности в посещении групповых занятий. Одновременно на этом этапе педагог проводит диагностическое исследование педагогических особенностей данного лица с помощью специальных методик.
Индивидуальные занятия позволяют педагогу ознакомиться с историей жизни данной женщины, выявить с помощью наблюдения некоторые особенности ее характера, ознакомиться с историей жизни ребенка, излагаемой его мамой, определить проблемы, которые существуют в данной семье, предложить помощь (в виде обучения некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка)22.
На групповом этапе работы психокоррекционное воздействие осуществляется не только со стороны педагога на каждую женщину, посещающую занятия, но и внутри группы при взаимодействии участниц.
Групповые коррекционные занятия проводятся по трем направлениям.
Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет пять этапов работы:
1.Разминка
Это этап занятия, на котором участницы группы подготавливаются к
педагогической работе. Для этой цели используются специальные вводные
психогимнастические упражнения, настраивающие родительниц на определенный вид внутренней педагогической работы. На этапе разминки используются упражнения на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку понимания невербального поведения, а также на тренировку способности выражения своих чувств с помощью мимики и жестов. Начинается разминка с приветствия.
Информация о работе Техники коррекции отклоняющегося поведения