Темперамент человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – темперамент.
Предмет исследования – выявление темперамента.
Цель исследования – определить особенности выявления темперамента человека различными психодиагностическими методиками.
Задачи исследования:
1) исследовать тип темперамента тестом Айзенка,
2) исследовать тип темперамента методикой Русалова,
3) проанализировать особенности выявления типа темперамента различными методиками.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблемам темперамента
1.1 Понятие темперамента
1.2 Теория темперамента
1.3 Типы темперамента
1.4 Методы и методики диагностики темперамента
Глава 2. Исследования особенностей темперамента различными психодиагностическими методиками
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

3.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика  — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений.

Человек, обладающий любым  типом темперамента, может быть способным  и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче  решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. Новый темперамент [25].

 

1.4 Методы и  методики  диагностики темперамента

Существует множество  методик, направленных на выявление  типа темперамента. Основные методы и  методики можно классифицировать на типологические и структурные.

Типологические:

Личностный опросник Айзенка (EPI). Оценивает по трём шкалам – экстроверсия, интроверсия, нейротизм (лабильность - стабильность) + шкала лжи.

Опросник Кейрси. Методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийскоrо университета Дэвидом Кейрси.

Опросник содержит четыре биполярные шкалы, отображающие содержание восьми психологических факторов темперамента (в рамках теоретических представлений  К.Г. Юнга и его последователей). К  этим факторам (шкалам) относятся:

- экстраверсия-интроверсия (Е-I, от англ. Extravertion-Introvertion);

- сенсорика-интуиция (S-N, от англ. Sensation-Intuition);

- логичность-чувствование (T-F, от англ. Thinking-Feeling);

- решение-восприятие (J-P, от англ. Judging-Perceiving) (планирование-имрульсивность).

Д. Кейрси развил и дополнил концепцию К.Г. Юнга с учетом последних достижений как когнитивно-бихевиоральной, так и экзистенциально-гуманистической психологии. В результате он создал представление о четырех интегральных типах темперамента, различающихся по наиболее существенным и устойчивым психологический характеристикам - от ценностно-мотивационной структуры до наблюдаемого стиля поведения. Автор выделяет четыре типа темперамента:

«Дионис» - сенсорно-импульсивный;

«Эпиметей» - сенсорно-планирующий;

«Аполлон» - интуитивно-чувственный;

«Прометей» - интуитивно-логический.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) - личностный опросник, созданный в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли. Данный тест является реализацией типологического подхода к изучению личности.

Основные клинические  шкалы MMPI:

Шкала ипохондрии (HS) — определяет «близость» обследуемого к астено-невротическому типу личности;

Шкала депрессии (D) — предназначена  для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности);

Шкала истерии (Hy) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций);

Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типа личности;

Шкала маскулинности — феминности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом;

Шкала паранойи (Pa) — позволяет судить о наличии "сверхценных" идей, подозрительности (паранойяльный тип личности);

Шкала психастении (Pt) — устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности);

Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности;

Шкала гипомании (Ma) — определяется степень "близости" обследуемого гипертимному типу личности;

Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки;

Оценочные шкалы:

Шкала «?» — шкалой может быть названа условно, т. к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным»;

Шкала «лжи» (L) — предназначена для оценки искренности обследуемого;

Шкала достоверности (F) —  создана для выявления недостоверных  результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции;

Шкала коррекции (K) — введена  для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и  осторожностью обследуемого.

Структурные:

Методика диагностики  темперамента Стреляу (РТТ). Опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

Опросник структуры  темперамента Русалова. Используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов. Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютерная версия теста.

Опросник «Исследование  психологической структуры темперамента»  Смирнова. Позволяет выявить рад полярных свойств темперамента: экстраверсию - интроверсию, эмоциональную возбудимость - эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый -- медленный), активность (высокую - низкую). Он также имеет шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность полученных результатов [13, c. 56-58; 16, c. 100-102].

 

Глава 2. Исследование особенностей темперамента различными психодиагностическими методиками

2.1 Организация  и проведение исследования

Для исследования особенностей темперамента применялись две психодиагностические методики, анализ результатов.

В исследовании приняли участие  10 студентов 1 курса Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка.

Для определения особенностей темперамента использовались тест Айзенка (приложение 1) и тест Русалова (приложение 2).

Тест Айзенка. Данный автор, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии-интраверсии и невротизма. Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интраверсия). Принято считать, что эк­стравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (и малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интравертам же, наоборот, присуща необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации.

Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и воз­можных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптивностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагается между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению). Пересечение этих двух биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента - меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик [19, c. 44].

Опросник В.М. Русалова предназначен для диагностики свойств темперамента, таких как энергичность, темп, пластичность и эмоциональность.

В тесте Русалова предусмотрена небольшая контрольная шкала, предназначенная для выявления тенденции испытуемого давать социально-желаемые ответы.

Опросник структуры темперамента содержит следующие шкалы:

Шкалы:

Предметная эргичность - в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.

ВЗ: человек высокоактивен, работоспособен, полон энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного  напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.

НЗ: означают пассивность, общий  жизенный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.

СЗ: человек избирателен  в проявлениях активности, не избегает напряженной работы, однако собственная  инициатива в поисках сфер приложения своих способностей недостаточно высока. Может относительно долго сохранять  работоспособность, особенно в тех  случаях, когда затрагиваются личные интересы. После утомительной, монотонной работы требуется достаточно продолжительный  отдых для восстановления сил  и энергии.

Социальная эргичность - связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию.

ВЗ: человек часто испытывает потребность в людях. Имеет широкий  круг общения. Инициативен, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокоен, уверен в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активен, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на семинарах, собраниях, участвует в дискуссиях. Эффективно работает в коллективе, менее эффективен, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.

НЗ: человек испытывает большие  трудности в общении. Особенного напряжения требуют контакты с малознакомыми  и авторитетными людьми, а также с противоположным полом. Тревога, беспокойство возникают при общении с большой аудиторией. Круг общения ограничен. В него преимущественно входят люди, близкие по интересам и ценностным ориентациям. Раним, чувствителен к критическим замечаниям. Шутки в свой адрес нередко воспринимает как оскорбление. Общая социальная активность низкая. Скучает, погружается в собственные переживания во время общественных мероприятий. Избегает публичных выступлений, ситуаций, требующих лидерских решений.

СЗ: человек избирателен  в установлении контактов. Легко  находит общий язык с теми, кто  хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические  замечания, шутки могут вызвать  кратковременное раздражение. Лидерские  качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.

Пластичность - выражается в  скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних  форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или  однообразию форм предметной деятельности.

ВЗ - легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к  разнообразию форм предметной деятельности.

 НЗ - склонность к монотонной  работе, боязнь и избегание разнообразных  форм поведения, вязкость, консервативные  формы деятельности.

Социальная пластичность - содержит вопросы, направленные на выяснение  степени легкости или трудности  переключения в процессе общения  от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных  программ.

 

ВЗ - широкий набор коммуникативных  программ, автоматическое включение  в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.

 НЗ - трудность в подборе  форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к  вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных  контактов.

Темп или Скорость - включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

ВЗ - высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая  психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

Информация о работе Темперамент человека