Темперамент человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – темперамент.
Предмет исследования – выявление темперамента.
Цель исследования – определить особенности выявления темперамента человека различными психодиагностическими методиками.
Задачи исследования:
1) исследовать тип темперамента тестом Айзенка,
2) исследовать тип темперамента методикой Русалова,
3) проанализировать особенности выявления типа темперамента различными методиками.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблемам темперамента
1.1 Понятие темперамента
1.2 Теория темперамента
1.3 Типы темперамента
1.4 Методы и методики диагностики темперамента
Глава 2. Исследования особенностей темперамента различными психодиагностическими методиками
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

3.docx

— 52.52 Кб (Скачать файл)

 НЗ - замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных  операций.

Социальный темп - включает вопросы, направленные на выявление  скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

ВЗ - речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.

НЗ - слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

Эмоциональность - включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к  не удачам в работе.

ВЗ - высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое  беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам, к несовпадению между  задуманным, ожидаемым, планируемым  и результатами реального действия.

 НЗ - незначительное эмоциональное  реагирование при неудачах, нечувствительность  к неуспеху дела, спокойствие,  уверенность в себе.

Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной  чувствительности в коммуникативной  сфере.

ВЗ - высокая эмоциональность  в коммуникативной сфере, высокая  чувствительность к неудачам в общении.

НЗ - низкая эмоциональность  в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях  общения.

«К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

ВЗ - неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

 НЗ - адекватное восприятие  своего поведения. 

 Обработка данных по  ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.

 Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале «К» (контрольные вопросы на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.

Существуют две формы  этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютерная версия теста. Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что Опросник темперамента               В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью [17].

 

2.2 Анализ результатов  исследования

Результаты психодиагностического исследования по двум методикам представим в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Тест Айзенка

Тест Русалова

1

Флегматик

Флегматик

2

Флегматик

Сангвиник

3

Холерик

Холерик

4

Холерик

Холерик

5

Флегматик

Флегматик

6

Сангвиник

Сангвиник

7

Холерик

Холерик

8

Флегматик

Флегматик

9

Сангвиник

Сангвиник

10

Сангвиник

Сангвиник


 

Анализ таблицы позволяет  сделать вывод о том, что две  методики являются валидными. Расхождение  по результатам обследования составило  10%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследование особенностей темперамента различными методиками, дает верный результат. Особенность применения различных психодиагностических методик заключается во времени и способе их заполнения. Следовательно, гипотеза подтвердилась.

 

Заключение

Хотя темперамент не может  определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой  и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости  и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Результаты проведенного исследования позволяет предположить, что особенность выявления темперамента разными психодиагностическими  методиками заключается в различных времени и способе их заполнения. Методики, применяемые в курсовом исследовании, доказали свою валидность.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Гиппенрейтер, Ю.Б. - М., - 1996.
  2. Ересь, Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников / Е.П. Ересь. - Минск, 1960.
  3. Жутикова, Н. В. Учителю о практике психологической помощи / Н.В. Жутикова. - М., - 1988.
  4. Кречмер, Э. Теория темпераментов / Э. Кречмер // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. - М., - 2000.
  5. Коломинский, Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста / Я.Л. Коломинский - М., - 1988.
  6. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М., - 1986.
  7. Мерлин, В. С. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин - М., - 1964.
  8. Небылицын, В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии / В.Д. Небылицин // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. - М., - 2000.
  9. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов: учебник. Т. 1. М., - 1995.
  10. Немов, П.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений / П.С. Немов. - В 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос,1999.
  11. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н.И. Непомнящая - М., - 1992.
  12. Общая психология; под ред. Е.И. Рогова. - М.: Владос, 1998
  13. Петровский, А. В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М., 1995.
  14. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский. - М., - 1993.
  15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -Т. II М., - 1989.
  16. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В.М. Русалов.- М., - 1979.
  17. Русалов, В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека / В.И. Русалов // Вопросы психологии. – 1985. - № 1.
  18. Русалов ,В.М. Опросник структуры темперамента / В.М. Русалов: метод. пособие. - М., - 1990.
  19. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко - 5-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  20. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу. - М., - 1982.
  21. Теплов, Б.М., Небылицын, В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий / Б.М. теплов // Вопросы психологии. - 1963, - № 5.
  22. Теплов, Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения / Б.М. Теплов // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. - М., - 2000.
  23. Якушева, Т. Г. О педагогическом такте учителя / Т.Г. Якушева. - М.: «Просвещение», - 1970.

 


Информация о работе Темперамент человека