Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:50, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время уже достаточно изучен вопрос о таких психологических характеристиках, как темперамент и характер. Тем не менее, темперамент и характер и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Даже сейчас, несмотря на то, что психологическая наука уже дает ответы на многие вопросы эти понятия путают, смешивают и не дифференцируют.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности темперамента………………………………………..5
1.1 История изучения темперамента………………………………………..5
1.2 Темперамент как индивидуальные особенности человека…………...11
1.3 Физиологическая основа темперамента………………………………..13
Глава 2. Становление характера…………………………………………….19
2.1 Общее понятие о характере……………………………………………..19
2.2 Типическое проявление характера……………………………………..21
3.1 Психические исследования темперамента…………………………….25
3.2 Психические исследования характера………………………………...32
Заключение…………………………………………………………………..37
Список использованной литературы……………………………
2.2.Типичные проявления
Характер - это неразрывное целое. Но изучить
и понять такое сложное
целое, как характер, нельзя, не выделив
в нем отдельных сторон или
типичных проявлений (черт характера).
Общие черты характера проявляются
в отношениях личности к общественным
обязанностям и долгу, к людям, к
самой себе. Отношение к общественным
обязанностям и долгу прежде всего
проявляется в отношении личности к общественному
труду. В этой связи
выявляются такие черты характера, как
трудолюбие, добросовестность,
настойчивость, бережливость, и противоположные
им - леность,
небрежность, пассивность, расточительство.
Отношение человека к труду
оказывает решающее влияние на формирование
его других личностных
качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер
закаляется трудом, и кто никогда
не добывал себе собственным трудом насущного
пропитания, тот в большей
части остается навсегда слабым, вялым
и бесхарактерным человеком".
Отношение к людям наглядно выступает
в таких чертах характера, как
общительность, вежливость, доброжелательность
и т. п. Антиподами этих
черт являются замкнутость, бестактность,
недоброжелательность. Как
утверждал В. Гюго, "у каждого человека
три характера: тот, который ему
приписывают; тот, который он сам себе
приписывает; и, наконец, тот,
который есть в действительности". В
целях выяснения сути своего
характера человеку полезно знать мнение
о себе коллектива, в котором он
работает и проводит значительную часть
своей жизни. И прежде всего то,
насколько упорядочены у него отношения
с людьми, насколько он нужен
людям, насколько он авторитетен среди
них. Отношение к самому себе
проявляется в самооценке своих действий.
Трезвая самооценка - это одно
из условий совершенствования личности,
помогающих вырабатывать такие
черты характера, как скромность, принципиальность,
самодисциплина.
Отрицательными чертами характера являются
повышенное самомнение,
высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий
этими чертами, обычно
неуживчив в коллективе, невольно создает
в нем предконфликтные и
конфликтные ситуации. Нежелательна и
другая крайность в характере
человека: недооценка своих достоинств,
робость в высказывании своих
позиций, в отстаивании своих взглядов.
Скромность и самокритичность
должны сочетаться с обостренным чувством
собственного достоинства,
основанном на сознании действительной
значимости своей личности, на
наличии известных успехов в труде на
общую пользу. Принципиальность -
одно из ценных личностных качеств, придающих
характеру деятельную
направленность. Волевые черты характера.
Под волей понимается сложный
психический процесс, который вызывает
активность человека и пробуждает
его действовать направленно. Воля является
способностью человека
преодолевать препятствия, добиваться
поставленной цели. Конкретно она
выступает в таких чертах характера, как
целеустремленность,
решительность, настойчивость, мужество.
Данные черты характера могут
способствовать достижению как общественно
полезных, так и
антиобщественных целей. Для этого важно
определить, каков мотив волевого
поведения человека. "Храбрый поступок,
мотив которого состоит в
порабощении другого человека, в захвате
чужого добра, в продвижении по
службе, и храбрый поступок, мотив которого
заключается в том, чтобы
помочь общему делу, обладают, конечно
совершенно различными
психологическими качествами". По волевой
активности характеры
подразделяются на сильные и слабые. Люди
сильным характером имеют
устойчивые цели, инициативны, смело принимают
решения и реализуют их,
обладают большой выдержкой, мужественны
и смелы. Людей, у которых эти
качества слабо выражены или отдельные
из них отсутствуют, относят к
категории слабохарактерных. Им свойственно
пассивное проявление своих
деловых и личных качеств. Зачастую такие
люди, имея самые хорошие
намерения, не добиваются значимых результатов
в работе, учебе. Многие из
них искренне переживают свое неумение
самостоятельно, настойчиво и
решительно действовать.
Волевые качества можно воспитывать у
человека. И. П. Павлов
подчеркивал, что человек - это единственная
система, способная
регулировать сама себя в широких пределах,
т. е. может
самосовершенствоваться. Слабовольные
люди при продуманной педагогической
работе с ними могут стать активно деятельными.
При этом надо принимать во внимание индивидуальные
особенности человека, например его
темперамент. Так, у холерика легче выработать
активность и
решительность, чем у меланхолика. Сам
человек должен с юного возраста
тренировать свою волю, вырабатывать такие
качества, как самообладание,
активность, смелость.
3. Глава. Психодиагностические исследования.
3.1. Психические исследования темперамента.
Было проведено исследование на базе школы №6 города Пятигорска в 11 классе. Со школьниками были проведены следующие методики:
Для диагностирования темпераменты были использованы следующие методики на основе опросников.
Тест Айзенка.
Цель методики: выявить особенности темперамента.
Задачи: На основе анализа ответов на анкетный опросник определить, к какому типу темперамента относится человек.
Материал методики: Для проведения методики подготавливается специальный тестовый бланк, ручка или карандаш для его заполнения и текст опросника. Для обработки результатов используется «ключи» предлагаемые ниже.
Известные типы темперамента- сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик- диагностируются по Айзенку исходя из двух основных шкал: шкалы экстраверсии- интроверсии и шкалы нейротизма.
Экстраверт — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих. Экстраверт - человек, психологические особенности которого выражаются в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах.
Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира.
Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится:
Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.
Экстраверт направлен наружу, обращен к окружающим объектам. Понять других ему легче, чем самого себя. Экстраверт склонен к повышенной активности, часто переоценивает свои шансы, поступает опрометчиво. Он не боится открыто противопоставить себя обществу. Экстраверт пропускает через себя большее количество информации, но рассматривает ее поверхностно. Экстраверт стремится к ответственности, но не любит обязанностей. Ответственность воспринимается им как привилегия, а обязанность как насилие. В компании экстраверт обращает внимание на других, старается их "расшевелить", рассмешить, иначе ему скучно. Он вдохновитель и организатор. Экстраверт постоянно недоволен тем, что не сделал еще чего-то.
Наиболее известно понятие экстраверта, принадлежащее Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку.
Согласно Юнгу, экстраверт, предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений.
По Айзенку, типичный экстраверт, общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами.
Интроверт - человек, психический склад которого
характеризуется сосредоточенностью
на своем внутреннем мире, замкнутостью,
он обращен на самого себя. Интроверты
считают свои интересы самыми важными,
придают им высшую ценность; для них характерна
социальная пассивность и склонность
к самоанализу.
Интроверт с удовольствием исполняет
возложенные на него обязанности, но не
любит ответственности за конечные результаты.
Самая важная отличительная черта интровертов заключается в источнике энергии: интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира идей, эмоций и впечатлений. Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вводит их в состояние перевозбуждения, и у них появляется неприятное ощущение, когда чего-то «чересчур много». Это может проявляться в издерганности или, наоборот, в апатии. В любом случае им необходимо ограничивать социальные контакты, чтобы не оказаться полностью опустошенными. Тем не менее интровертам нужно дополнить время, проведенное в одиночестве, временем, когда они выходят во внешний мир, иначе они могут потерять ощущение перспективы и взаимосвязи с другими людьми. Интроверты, способные уравновесить энергетические потребности, обладают стойкостью и упорством, могут смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и творчески работать.
Интроверты подобны электрической батарее с подзарядкой. Им необходимо периодически останавливаться, переставать тратить энергию и отдыхать, чтобы зарядиться снова. Именно возможность зарядиться и обеспечивает интровертам менее возбуждающая обстановка. В ней они восстанавливают энергию.
Наиболее известно понятие интроверта, принадлежащее Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку. Согласно Юнгу, интроверт, предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами. Интроверт — тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.
Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Интроверт может быть превосходным ученым, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем. Интроверту комфортно трудиться и в одиночестве.
Типичный интроверт по Айзенку, спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем.
Нейротизм.
Характеризует эмоциональную устойчивость
или неустойчивость (эмоциональная стабильность
или нестабильность).
Эмоциональная устойчивость(низкие показатели
по шкале нейротизма) – черта, выражающая
сохранения организованного поведения
в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется
зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием
большой напряженности, беспокойства,
а также склонностью к лидерству, общительности.
Эмоциональная неустойчивость (высокие
показатели по шкале нейротизма) выражается
в чрезвычайной нервности, неустойчивости,
плохой адаптации, склонности к быстрой
смене настроений, чувстве виновности
и беспокойства, озабоченности, депрессивных
реакциях, рассеянности внимания,, неустойчивости
в стрессовых ситуациях. Этой черте соответствует
эмоциональность, импульсивность, неровность
в отношениях с людьми, изменчивость интересов,
неуверенность в себе, выраженная чувствительность,
впечатлительность, склонность к раздражительности.
Нейротическая личность характеризуется
неадекватно сильными реакциями по отношению
к вызывающим стимулам. У лиц с высокими
показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных
стрессовых условиях может развиться
невроз.
В приведенной ниже схеме можно увидеть,
как соотносятся показатели по шкале интроверсии-экстраверсии
и по шкале нейротизма с качествами человека.
Опросник состоит из 60 вопросов, из которых 24- по шкале интроверсии- экстраверсии, 24- по шкале нейротизма и 12- по шкале лжи.
Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего повеления. Если Вы отвечаете не вопрос утвердительно ("согласен"), то поставьте знак "+", если отрицательно ("несогласен"), то знак "-". Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос. Результаты фиксируются на тестовом бланке.
Ключ:
1. Экстраверсия-интроверсия:
"да" ("+") 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27,
30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.
"нет" ("-") 6, 33, 51, 55, 59.
2. Нейротизм:
"да" ("+") 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26,
29, 31, 34, 37, 39,42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.
3. Показатель лжи:
"да" ("+") 8, 16, 24, 28, 44.
"нет" ("-") 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.
Оценка результатов:
Оценочная таблица для
шкалы экстра-интроверсии:
Интроверсия значительная: 1-7.
Интроверсия умеренная: 8-11.
Экстраверсия умеренная: 12-18.
Экстраверсия значительная: 19-24.
Оценочная таблица для
шкалы нейротизма:
Эмоциональная устойчивость высокая:
до 10.
Эмоциональная устойчивость средняя:
11-14.
Эмоциональная неустойчивость высокая:
15-18.
Эмоциональная неустойчивость очень высокая:
19-24.
По шкале лжи показатель в 4-5 баллов
рассматривается как критический.
Тест прошли два испытуемых – А и Б.
Испытуемый А.
Испытуемый Б.
3.2 Психические исследования характера.
Было проведено исследование на базе школы №6 города Пятигорска в 11 классе. Со школьниками были проведена методика
Опросник Шмишека. Акцентуации характера
Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.
Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).