Темперамент и характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время уже достаточно изучен вопрос о таких психологических характеристиках, как темперамент и характер. Тем не менее, темперамент и характер и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Даже сейчас, несмотря на то, что психологическая наука уже дает ответы на многие вопросы эти понятия путают, смешивают и не дифференцируют.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности темперамента………………………………………..5
1.1 История изучения темперамента………………………………………..5
1.2 Темперамент как индивидуальные особенности человека…………...11
1.3 Физиологическая основа темперамента………………………………..13
Глава 2. Становление характера…………………………………………….19
2.1 Общее понятие о характере……………………………………………..19
2.2 Типическое проявление характера……………………………………..21
3.1 Психические исследования темперамента…………………………….25
3.2 Психические исследования характера………………………………...32
Заключение…………………………………………………………………..37
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 245.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Типичные проявления  характера. 
 Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное 
целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или 
типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются 
в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к 
самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего 
проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи 
выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, 
настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, 
небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду 
оказывает решающее влияние на формирование его других личностных 
качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда 
не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей 
части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". 
Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как 
общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих 
черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как 
утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему 
приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, 
который есть в действительности". В целях выяснения сути своего 
характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он 
работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, 
насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен 
людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе 
проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно 
из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие 
черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. 
Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, 
высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно 
неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и 
конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере 
человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих 
позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность 
должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, 
основанном на сознании действительной значимости своей личности, на 
наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - 
одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную 
направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный 
психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает 
его действовать направленно. Воля является способностью человека 
преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она 
выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, 
решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут 
способствовать достижению как общественно полезных, так и 
антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого 
поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в 
порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по 
службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы 
помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными 
психологическими качествами". По волевой активности характеры 
подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют 
устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, 
обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти 
качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к 
категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих 
деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие 
намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из 
них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и 
решительно действовать. 
 Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов 
подчеркивал, что человек - это единственная система, способная 
регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может 
самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его 
темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и 
решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста 
тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, 
активность, смелость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Глава. Психодиагностические исследования.

3.1. Психические исследования темперамента.

  Было проведено исследование на базе школы №6 города Пятигорска в 11 классе. Со школьниками были проведены следующие методики:

 Опросник- методики, материал коих представляют вопросы, на которые клиенту надлежит ответить, или же утверждения, с коими он должен согласиться или не согласиться. Различаются такие типы опросников: 1) опросники открытые; 2) опросники закрытые; 3) опросники анкетные; 4) опросники личностные.. Одна из проблем, с коей сталкиваются составители и пользователи опросников, следующая. Опросник адресуется к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может дать недостоверную информацию - то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности - из желания угодить либо боясь ответить "не так". Отчасти это можно снять анонимностью обследования, что не всегда возможно, или же специальной договоренностью между психологом и клиентом, что требует взаимного доверия; но и эти условия недостаточны для снятия неадекватности самопредставления клиента. Поэтому составители некоих опросников предусматривают специальные вопросы, по ответам на кои можно судить о достоверности результатов. Как правило, < это - вопросы, связанные с "мелкими слабостями" и их проявлениями: предполагается, что большинство людей им подвержено, и отрицательные ответы говорят о недостоверности результатов. Это - распространенный, но не единственный способ.

Для диагностирования темпераменты были использованы следующие методики на основе опросников.

 

Тест Айзенка.

Цель методики: выявить  особенности темперамента.

Задачи: На основе анализа ответов на анкетный опросник определить, к какому типу темперамента относится человек.

  Материал методики: Для проведения методики подготавливается специальный тестовый бланк, ручка или карандаш для его заполнения и текст опросника. Для обработки результатов используется «ключи» предлагаемые ниже.

Известные типы темперамента- сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик- диагностируются по Айзенку исходя из двух основных шкал: шкалы экстраверсии- интроверсии и шкалы нейротизма.

  Экстраверт — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих. Экстраверт - человек, психологические особенности которого выражаются в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах.

  Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира.

Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится:

  • к общению с людьми,
  • вниманию со стороны окружающих,
  • участию в публичных выступлениях,
  • участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.

  Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.

  Экстраверт направлен наружу, обращен к окружающим объектам. Понять других ему легче, чем самого себя. Экстраверт склонен к повышенной активности, часто переоценивает свои шансы, поступает опрометчиво. Он не боится открыто противопоставить себя обществу. Экстраверт пропускает через себя большее количество информации, но рассматривает ее поверхностно. Экстраверт стремится к ответственности, но не любит обязанностей. Ответственность воспринимается им как привилегия, а обязанность как насилие. В компании экстраверт обращает внимание на других, старается их "расшевелить", рассмешить, иначе ему скучно. Он вдохновитель и организатор. Экстраверт постоянно недоволен тем, что не сделал еще чего-то.

  Наиболее известно понятие экстраверта, принадлежащее Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку.

  Согласно Юнгу, экстраверт, предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений.

  По Айзенку, типичный экстраверт, общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами.

Интроверт - человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью, он обращен на самого себя. Интроверты считают свои интересы самыми важными, придают им высшую ценность; для них характерна социальная пассивность и склонность к самоанализу.   
 Интроверт с удовольствием исполняет возложенные на него обязанности, но не любит ответственности за конечные результаты.

  Самая важная отличительная черта интровертов заключается в источнике энергии: интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира идей, эмоций и впечатлений. Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вводит их в состояние перевозбуждения, и у них появляется неприятное ощущение, когда чего-то «чересчур много». Это может проявляться в издерганности или, наоборот, в апатии. В любом случае им необходимо ограничивать социальные контакты, чтобы не оказаться полностью опустошенными. Тем не менее интровертам нужно дополнить время, проведенное в одиночестве, временем, когда они выходят во внешний мир, иначе они могут потерять ощущение перспективы и взаимосвязи с другими людьми. Интроверты, способные уравновесить энергетические потребности, обладают стойкостью и упорством, могут смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и творчески работать.

  Интроверты подобны электрической батарее с подзарядкой. Им необходимо периодически останавливаться, переставать тратить энергию и отдыхать, чтобы зарядиться снова. Именно возможность зарядиться и обеспечивает интровертам менее возбуждающая обстановка. В ней они восстанавливают энергию.

  Наиболее известно понятие интроверта, принадлежащее Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку. Согласно Юнгу, интроверт, предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами. Интроверт — тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.

  Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Интроверт может быть превосходным ученым, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем. Интроверту комфортно трудиться и в одиночестве.

  Типичный интроверт по Айзенку, спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем.

  Нейротизм.  
Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).  
 
 Эмоциональная устойчивость(низкие показатели по шкале нейротизма) – черта, выражающая сохранения организованного поведения в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.  
 
 Эмоциональная неустойчивость (высокие показатели по шкале нейротизма) выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания,, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Этой черте соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в отношениях с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых условиях может развиться невроз.  
 
 В приведенной ниже схеме можно увидеть, как соотносятся показатели по шкале интроверсии-экстраверсии и по шкале нейротизма с качествами человека.

Опросник состоит из 60 вопросов, из которых 24- по шкале интроверсии- экстраверсии, 24- по шкале нейротизма и 12- по шкале лжи.

  Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего повеления. Если Вы отвечаете не вопрос утвердительно  ("согласен"), то поставьте знак "+", если отрицательно ("несогласен"), то знак "-". Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос. Результаты фиксируются на тестовом бланке.

Ключ: 
 
1. Экстраверсия-интроверсия: 
"да" ("+") 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57. 
"нет" ("-") 6, 33, 51, 55, 59. 
 
2. Нейротизм: 
"да" ("+") 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39,42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60. 
 
3. Показатель лжи: 
"да" ("+") 8, 16, 24, 28, 44. 
"нет" ("-") 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48. 
 
Оценка результатов: 
 
Оценочная таблица для шкалы экстра-интроверсии: 
Интроверсия значительная: 1-7. 
Интроверсия умеренная: 8-11. 
Экстраверсия умеренная: 12-18. 
Экстраверсия значительная: 19-24. 
 
Оценочная таблица для шкалы нейротизма: 
Эмоциональная устойчивость высокая: до 10. 
Эмоциональная устойчивость средняя: 11-14. 
Эмоциональная неустойчивость высокая: 15-18. 
Эмоциональная неустойчивость очень высокая: 19-24. 
 
По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический.

Тест прошли два испытуемых – А и Б.

Испытуемый А.

Испытуемый Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Психические исследования характера.

Было проведено исследование на базе школы №6 города Пятигорска в 11 классе. Со школьниками были проведена методика

Опросник Шмишека. Акцентуации  характера

 

Согласно теории «акцентуированных  личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при  определенных условиях развиваться  в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности.

Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).

  1. Гипертимный – личности со склонностью к повышенному настроению.
  2. Застревающие – со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.
  3. Эмотивные, аффективно лабильные.
  4. Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.
  5. Тревожные.
  6. Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.
  7. Демонстративные, с истерическими чертами характера.
  8. Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
  9. Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.
  10. Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации.

Информация о работе Темперамент и характер