Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:50, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время уже достаточно изучен вопрос о таких психологических характеристиках, как темперамент и характер. Тем не менее, темперамент и характер и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Даже сейчас, несмотря на то, что психологическая наука уже дает ответы на многие вопросы эти понятия путают, смешивают и не дифференцируют.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности темперамента………………………………………..5
1.1 История изучения темперамента………………………………………..5
1.2 Темперамент как индивидуальные особенности человека…………...11
1.3 Физиологическая основа темперамента………………………………..13
Глава 2. Становление характера…………………………………………….19
2.1 Общее понятие о характере……………………………………………..19
2.2 Типическое проявление характера……………………………………..21
3.1 Психические исследования темперамента…………………………….25
3.2 Психические исследования характера………………………………...32
Заключение…………………………………………………………………..37
Список использованной литературы……………………………
Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:
Признаком акцентуации является показатель свыше 18 баллов.
Акцентуации
1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения – «патологический счастливчик». В патологии – невроз навязчивых состояний.
2. Застревание – склонность к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидные. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии – паранойяльный психопат.
3. Эмотивность. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.
4. Педантичность. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли своп мысли – крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии – эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.
5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.
6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные (см. п. 5), быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные (см. п. 1).
7. Демонстративность. В патологии – психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость – чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду – могут быть определены чисто внешне.
8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии – эпилептоидная психопатия.
9. Дистимичностъ. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.
10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.
Тест прошли два испытуемых – А и Б.
Испытуемый А.
Тип акцентуации Баллы:
№ |
Тип акцентуации |
Баллы |
1 |
Гипертимная |
21 |
2 |
Тревожная |
3 |
3 |
Дистимическая |
0 |
4 |
Педантическая |
12 |
5 |
Возбудимая |
3 |
6 |
Эмотивная |
12 |
7 |
Застревающая |
10 |
8 |
Демонстративная |
16 |
9 |
Циклотимическая |
6 |
10 |
Экзальтированная |
12 |
Испытуемый Б.
Тип акцентуации Баллы:
№ |
Тип акцентуации |
Баллы |
1 |
Гипертимная |
12 |
3 |
Дистимическая |
12 |
4 |
Педантическая |
10 |
5 |
Возбудимая |
12 |
6 |
Эмотивная |
3 |
7 |
Застревающая |
12 |
8 |
Демонстративная |
10 |
9 |
Циклотимическая |
9 |
10 |
Экзальтированная |
12 |
Заключение.
В курсовой работе был проведен анализ актуальности цели.
На основе поставленной цели в данном исследования были поставлены задачи:
Все поставленные задачи исследовательской работы были выполнены. Рассмотрено: общее понятие о темпераменте и характере, физиологические основы темперамента и характера, психологическая характеристика темперамента, а так же типическое и индивидуальное в характере. Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
От темперамента человека зависят:
Характер - это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Базируется он на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания.
Иногда люди связывают судьбу человека с его характером. И в этом есть большая доля истины. В действительности же, судьба человека, напрямую, зависит от его способности приспосабливаться к окружающему миру, а это, в свою очередь, зависит от того, какую личность этот человек собой представляет. Общее качество личности и совокупность ряда ее своеобразных черт — это и есть характер. Человек при взаимодействии с окружающей средой в своей деятельности формируется и проявляет различные индивидуально-психологические особенности.
Некоторые из этих особенностей слишком малозначащи, чтобы о них говорить, другие кратковременные, третьи вообще не влияют на отношение человека к окружающему и не сказываются на его деятельности, однако существуют и устойчивые индивидуально-психологические особенности, определяющие поведение человека.
Некоторые общие черты характера связаны с развитием и особенностями определенных психических процессов человека. Чертами характера эти особенности становятся лишь тогда, когда вместе с другими особенностями личности начинают определять свойственный именно этому человеку образ действий и отношения к окружающему.
Характер — это не просто суммирование отдельных особенностей личности. Каждый человек имеет много отдельных характерологических черт, и еще больше оттенков каждой из них.
В приложении представлены три теста: опросник Айзенка на определение типа темперамента и опросник Леонгарда-Шмишека – определение акцентуаций характера. Что можно сказать обо всех классификациях характеров? Все они односторонние, и дают возможность как-то приближенно и условно разграничить людей по типам, темпераментам или другим особенностям.
При попытке более подробного деления типов характера, сами классификаторы путаются в такой сложной классификации. Ведь мало того, что число черт характера, так каждая из черт имеет разную количественную степень выраженности. Количественное развитие какой-либо черты характера может достичь своего предела, границы, которая еще является нормальным приемлемым в обществе поведением.
В настоящее время нет общепринятой классификации типов характеров, очевидно, следует подходить к этому вопросу в какой-то степени условно, разграничивая людей по типам, темпераментам и другим особенностям.
Список использованной литературы:
1. Немов Р.С. Психология. М., Владос, 1995.
2. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1995.
3. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред.
Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1995 г.
4. Анастази А. Психологическое тестирование – СПб.: Питер, 2001, с. 156
5. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. С.172-182, 197-207.
6. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология // под ред. Дубровиной И.В. – М.: Академия, 2003,
7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у характера у школьников – СПб, Питер, 2003
8. Небылицын. В.Д. Темперамент – Воронеж: МОДЭК, 1998
9. Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер – СПб.: Питер, 1998,
10. Общая психология // под ред. Маклакова А.Г. – СПб.: Питер, 2003
Приложение.
Тест Айзенка.