Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:53, курсовая работа
Целью работы изучить взаимосвязь темперамента и индивидуального стиля деятельности.
В соответствии с целью, определены следующие задачи:
1) Анализ отечественной и зарубежной литературы по теме темперамент и индивидуальный стиль деятельности с позиции теоретических наработок ученых психологов.
2) Выявление взаимосвязи темперамента и индивидуального стиля деятельности.
3) Подбор методик для проведения эмпирического исследования.
Введение……………………………………………………………………………….
1 Теоретический анализ темперамента и его взаимосвязь со стилем деятельности в психологической науке………………………………………………………………
1.1 Понятие « темперамент» и его характеристика…………………………….
1.2 Взгляд отечественных и зарубежных психологов на понятие « индивидуальный стиль деятельности»…………………………………………………………………..
1.3 Взаимосвязь и отличительные особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности. …………………………………………………………………..
2 Изучение взаимосвязи темперамента и индивидуального стиля деятельности…
2.1 Организация исследования…………………………………………………………….
2.2 Результаты и их обсуждение…………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретический анализ
темперамента и его
1.1 Понятие « темперамент» и его характеристика…………………………….
1.2 Взгляд отечественных и зарубежных
психологов на понятие « индивидуальный
стиль деятельности»……………………………………………
1.3 Взаимосвязь и отличительные
особенности темперамента и
2 Изучение взаимосвязи
темперамента и
2.1 Организация исследования………………………………………………
2.2 Результаты и их обсуждение……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Темперамент врожденное (биологически и онтогенетически обусловленное) и неизменное свойство человеческой психики, определяющее реакции человека на других людей и обстоятельства. Термин введен в употребление Клавдием Галеном, в переводе с латыни означает «соразмерность», «правильная мера».Темперамент это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Темперамент качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его подструктурам личности. Актуальность проблемы: в психологии тема темперамента и его влияния на индивидуальный стиль деятельности является одной из самых значимых и исследуемых современных проблем психологии, т. к. его необходимо учитывать как в воспитании и обучении, так и в любой деятельности. Роль темперамента в труде и учебе заключаются в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний. Б.В. Овчинников, И.М. Владимирова, К.В. Павлов уделяли пристальное внимание этой теме, в своих работах «Типы темперамента в практической психологии», «Темперамент и свойства высшей нервной деятельности», «Коррозия характера». По вопросам изучения темперамента и его влияния на индивидуальный стиль деятельности проводятся ежегодные исследования и тестирования, а так же научные конференции в рамках психологии, но и нуждается еще в дальнейшей разработке. Необходимо подчеркнуть, что нет лучших или худших темпераментов каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что не возможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней. Темперамент оказывает сильное влияние на характер человека. На его поведение, а также на общую работоспособность. Индивидуальный стиль деятельности это такие индивидуальные системы приемов и способы действия, которые характерны для данного человека и целесообразны для достижения успешного результата. Индивидуальный стиль деятельности в сравнении с темпераментом выглядит, как результат приспособления индивидуального типа темперамента человека к особенностям его деятельности и общения с людьми или к условиям, в которых они протекают. Исходя из вышеизложенного, мы определили цель, объект и предмет исследования.
Целью работы изучить взаимосвязь темперамента и индивидуального стиля деятельности.
Объект исследования: темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Предмет исследования: взаимосвязь темперамента и индивидуального стиля деятельности.
В соответствии с целью, определены следующие задачи:
1 Теоретический анализ темперамента и его взаимосвязь со стилем деятельности в психологической науке.
Темперамент врожденное (биологически и онтогенетически обусловленное) и неизменное свойство человеческой психики, определяющее реакции человека на других людей и обстоятельства. Термин введен в употребление Клавдием Галеном, в переводе с латыни означает «соразмерность», «правильная мера».Темперамент это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Темперамент качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его подструктурам личности. В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологических характеристик традиционных 4 типов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:
Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействие одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон даже звук).
Активность свидетельствует о том, на сколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроение, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.
Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает [9, с.95].
Учитывая все перечисленные
свойства можно перейти непосредственно
к психологическим
Сангвиник человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он громко хохочет, а несущественный факт может сильно его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
Холерик как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.
Меланхолик человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов интроверты [12, с.215].
Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит. Еще до конца не выяснено.
Темперамент это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.
Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностей).
Психические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма врожденными особенностями строения нервной системы и др. Однако, при всем значении врожденных особенностях организма, в частности его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, неотрывного от развития личности в целом.
Динамические черты личности
человека выступают не только во внешней
манере поведения, не только в движениях
они проявляются и в
Вывод: В заключение этой
главы можно сказать, что тип
темперамента зависит от определённых
свойств темперамента, которые являются
более устойчивыми и
Проблема индивидуального
стиля деятельности в 50 60-х гг. пережила первый
период повышенного интереса к себе. Возрождение
интереса к этой проблеме приходится на
вторую половину 80-х гг., что обусловлено
прежде всего новыми социально-политическими
условиями и запросами общества (выражающимися,
в частности, в официальной постановке
задачи учета «человеческого фактора»).
Более чем 30-летняя история изучения проблемы
и неизбежное расширение ее первоначальных
понятий, а также чрезвычайно широкое
использование в последнее время понятия
«стиль» (стиль личности, поведения, общения,
руководства и т. д.) являются достаточным
основанием для того, чтобы вернуться
к оценке исходных посылок и подходов,
а также обсудить некоторые перспективы
ее дальнейшего развития.
Как и всякая научная концепция, концепция
индивидуального стиля деятельности имеет
свою предысторию и свои аналоги. Прежде
всего, это стиль жизненного пути личности
(А. Адлер), стиль как инструментальная
характеристика личности (Г. Олпорт), перцептивные
стили (Р. Стагнер), когнитивные стили (X.
Виткин). В настоящей работе, будут рассматриваться
особенности изучения индивидуального
стиля деятельности как отечественного
направления так и зарубежного изучения
проблемы стиля.
Специфика концепции индивидуального
стиля деятельности, отличающая ее от
других подходов к изучению проблемы стиля,
достаточно обоснована
В. С. Мерлиным и Е. А. Климовым и состоит
в том, что под таковым понимаются не отдельные
элементы деятельности, а их определенное
сочетание (система приемов и способов
деятельности); стиль обусловлен психологически
(психофизиологически), но он не фатально
детерминирован индивидуальными особенностями
субъекта, а формируется как «интегральный
эффект взаимодействия субъекта и объекта»
стиль может изменяться при изменении
условий деятельности; формирование и
развитие стиля связано с формированием
и развитием определенных индивидуально-психологических
особенностей субъекта. Термин «индивидуальный
стиль деятельности» используется «для
понимания взаимоотношений объективных
требований деятельности и свойств личности.
В зависимости от объективных требований
деятельности одни и те же свойства личности
выражаются в разных стилях» [17, с.99]. В
работах по индивидуальному стилю деятельности
обычно приводят (или несколько изменяют)
два его определения, данных Е. А. Климовым:
в узком смысле слова это есть «обусловленная
типологическими особенностями устойчивая
система способов, которая складывается
у человека, стремящегося к наилучшему
осуществлению данной деятельности»;
в широком смысле «индивидуально-своеобразная
система психологических средств, к которым
сознательно или стихийно прибегает человек
в целях наилучшего уравновешивания своей
(типологически обусловленной) индивидуальности
с предметными, внешними условиями деятельности»
[10; с.448].
Основными исходными идейно-теоретическими
положениями концепции, интегрирующими
идеи Л. С. Выготского, А, Н. Леонтьева, П.
Я. Гальперина, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина
и других, были следующие посылки [9], [10]:
1. Есть стойкие личные качества, существенные
для успеха деятельности, но практически
не воспитуемые (типологические свойства
нервной системы).
2. Возможны разные по способам, но равноценные
по конечному эффекту варианты приспособления
к деятельности.
3. Имеются широкие возможности компенсаторного
преодоления слабо выраженных способностей.
4. Формирование личности можно вести только
с учетом внутренних условий наряду с
внешними.
5. Субъективное, будучи отражением объективного,
обладает собственной активностью.
В исследованиях Е. А. Климова систематический
анализ индивидуального стиля деятельности
направлен на выявление сложных взаимосвязей
и взаимоотношений в системе «субъект-объект».
В последних работах
В. С. Мерлина внимание акцентируется на
фактах наличия и взаимодействия разных
по уровню и индивидуальных стилей, на
взаимосвязи формируемого стиля и особенностей
личности, а также признается возможность
ограничений в успешности деятельности
лиц с разными индивидуальными особенностями
.
В развитии концепции индивидуального
стиля деятельности можно выделить несколько
характерных этапов и подходов. Первый
из них условно назовем типологическим
подходом (конец 50-х—60-е гг.). Основными
задачами достаточно широких исследований
сначала под руководством В. С. Мерлина,
а затем и Е. А. Климова были:
1. Показать возможность успешной адаптации
к требованиям деятельности лиц с разными
биологически обусловленными особенностями
психики (типологическими свойствами
нервной системы).
2. Доказать возможность существования
разных видов индивидуального стиля деятельности
(и в разных видах деятельности).
3. Показать социальную равноценность
разных стилей деятельности и отсюда лиц
с разными психологическими
особенностями.
Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности