Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы  изучить взаимосвязь темперамента и индивидуального стиля деятельности.
В соответствии с целью, определены следующие задачи:
1) Анализ отечественной и зарубежной литературы по теме темперамент и индивидуальный стиль деятельности с позиции теоретических наработок ученых психологов.
2) Выявление взаимосвязи темперамента и индивидуального стиля деятельности.
3) Подбор методик для проведения эмпирического исследования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….
1 Теоретический анализ темперамента и его взаимосвязь со стилем деятельности в психологической науке………………………………………………………………
1.1 Понятие « темперамент» и его характеристика…………………………….
1.2 Взгляд отечественных и зарубежных психологов на понятие « индивидуальный стиль деятельности»…………………………………………………………………..
1.3 Взаимосвязь и отличительные особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности. …………………………………………………………………..
2 Изучение взаимосвязи темперамента и индивидуального стиля деятельности…
2.1 Организация исследования…………………………………………………………….
2.2 Результаты и их обсуждение…………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 47.84 Кб (Скачать файл)

1.3 Взаимосвязь и отличительные особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности

Индивидуальный стиль  деятельности проявляется во всех особенностях деятельности человека, в то время  как темперамент  лишь в ее динамических особенностях. Приведем такой пример: индивидуальный стиль деятельности может проявляться в том, как человек готовится к выполнению той или иной деятельности, в каком порядке он выполняет действия, которые с этой деятельностью связаны, как он завершает и контролирует соответствующую деятельность. Все это прямого отношения к темпераменту как таковому не имеет.

Индивидуальный стиль  деятельности хотя и зависит от свойств  нервной системы человека и, возможно, от генотипа, врожденным не является. Зная свойства нервной системы, которыми обладает человек с рождения, невозможно предсказать, каким станет его индивидуальный стиль деятельности.

В течение всей жизни человека индивидуальный стиль деятельности способен меняться, а темперамент  нет. Предположим, человек выбирает новую для себя специальность  или поступает на работу, где от него требуется иной стиль деятельности по сравнению с тем, к которому он привык, но для того, чтобы получить соответствующую специальность  и не потерять вновь приобретенную  работу, человек вынужден изменить свой стиль деятельности. Изменить темперамент человека при всем желании  невозможно.

Индивидуальный стиль  деятельности представляет собой внешние  формы поведения. При этом внутренние процессы, происходящие в человеке, могут не совпадать внешне наблюдаемому его поведению. Иными словами, в  динамике внутренней активности, связанной  с индивидуальным стилем деятельности, и в динамике внешней активности, в которой выражается данный стиль  деятельности, могут быть значительные расхождения.

Темпераменту это не свойственно: и внешние, и внутренние виды активности, характеризующие темперамент, идентичны  по своим динамическим характеристикам. Если, к примеру, человек холерик  или флегматик, то и его психические  состояния будут иметь одни и  те же, соответственно флегматические или холерические, свойства.

С другой стороны темперамент  и индивидуальный стиль деятельности человека тесным образом связанны между  собой. Их связь заключается в  следующем. Индивидуальный стиль деятельности человека по своим динамическим особенностям обычно соответствует его темпераменту. Но такое соответствие наблюдается  не всегда: между динамическими особенностями  темперамента и индивидуального  стиля деятельности могут существовать расхождения. К примеру, человек, будучи флегматиком, может быть вынужден заниматься деятельностью, выполнение которой требует от него проявления динамических особенностей, свойственных сангвинику. Бывает и наоборот: сангвиник, занимаясь чем-либо, вынужден вести себя как флегматик. В этих двух случаях человек, выполняя соответствующую работу, будет чувствовать себя напряженно и неуютно и, скорее всего, будут быстро утомляться, допускать в работе немалое число ошибок. Если темперамент и индивидуальный стиль деятельности человека совпадают, то человек в работе чувствует себя достаточно комфортно, получает от нее удовлетворение и демонстрирует повышенную работоспособность. [7, с. 15].

Индивидуальный стиль  деятельности, все таки не может  быть полностью независимым от темперамента, и тот основной тип темперамента, который свойствен данному человеку, так или иначе, но обязательно  проявится в его индивидуальном стиле деятельности. Для того, чтобы  пояснить сказанное, вспомним, что у  большинства людей имеются смешанные  типы темперамента и тип темперамента человека условно определяется по доминирующим свойствам нервной системы. Они  и имеются в виду, когда говорится  об основном типе темперамента данного  человека. Именно этот тип проявляется  в индивидуальном стиле деятельности человека.

  1. Изучение взаимосвязи темперамента и индивидуального стиля деятельности.
    1. Организация исследования.
    2. Результаты и их обсуждение.

 

 

 

Заключение

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней  манере поведения, не только в движениях  они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам  это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений [14, с.220]. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. [6, с.130]. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены исследования с целью установления зависимости между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование индивидуального стиля деятельности. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика не допустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик  самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным. От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания. Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники. Темперамент, безусловно, влияет на формирование индивидуального стиля деятельности, но, следует заметить, что индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами. Необходимо учитывать то, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.

 

 

 

Таблица 1  «Взаимосвязь темперамента и индивидуального стиля деятельности»

 
       
       
       
       
       

Тип темперамента

Свойства

Влияние (эффект)

Сангвиник

Сила, уравновешенность, подвижность, энергичность, эмоциональная возбудимость, высокий уровень активности, находчивость, экстраверт.

Высокая работоспособность, артистизм, быстрый темп речи, легкая адаптация, интерес к новому, контактность, богатая мимика, выразительная жестикуляция.

Холерик

Сила, неуравновешенность, подвижность, нетерпеливость, несдержанность, вспыльчивость, реактивность, экстраверт.

Устойчивость интересов, настойчивость, затруднения в переключении внимания, резкие движения в жестикуляции.

Флегматик

Сила, уравновешенность, инертность, ригидность, низкая чувствительность и эмоциональность, самообладание, интроверт.

Бедная мимика, невыразительная  жестикуляция, терпеливость, затруднения  в переключении внимания.

Меланхолик

Инертность, высокая чувствительность, малая реактивность, неуравновешенность, не энергичность, интроверт.

Мимика и жестикуляция бедные, неуверенность, робость, неустойчивое внимание, низкая работоспособность.


 

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу  о том, что  индивидуальный стиль деятельности возникает только в том случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

Заключение

Индивидуальные свойства личности в частности типы темперамента пытались определить издавна. Первая попытка  объяснить отличие одного человека от другого была сделана Гиппократом. Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи: преобладание жёлтой желчи (холе,) делает человека импульсивным, «горячим»  холериком, преобладание слизи ( флегма,) делает человека спокойным и медлительным  флегматиком, преобладание крови (сангвис) делает человека подвижным и весёлым  сангвиником, преобладание чёрной желчи ( мелана  холе,) делает человека грустным и боязливым  меланхоликом.[11, с.25]. Следующий этап развития был связан с именем римского врача К. Галена. Под темпераментом он понимал анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента  сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего времени. Эта концепция «четырёх темпераментов» до сих пор оказывает глубокое влияние на литературу, искусство и науку и являются базовыми. Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.). Наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности  формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности. Существуют факторы влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности, прежде всего это сила нервной системы, ригидность, реактивность, подвижность. (например, от силы нервной системы зависит стиль работы учеников. «Сильные»  для них характерна малая подверженность утомлению, и на оборот «Слабые»  больше утомляются). Культура, обучение, воспитание, профессиональная деятельность так же влияют на индивидуальный стиль деятельности. Они могут действовать в разные периоды жизни человека. В то время, когда индивидуальный стиль деятельности человека только еще начинает формироваться, он складывается и под влиянием видов деятельности, которыми занимается ребенок, и под воздействием наблюдения со стороны ребенка за деятельностью взрослых людей и подражания им. Стараясь быть похожим на значимых для него взрослых людей, ребенок просто подражает им, вовсе не думая и не заботясь о том, чтобы его индивидуальный стиль деятельности соответствовал особенностям его же темперамента. И только со временем, с накоплением жизненного опыта, методом проб и ошибок ребенок приходит к тому, что динамические особенности его индивидуального стиля деятельности начинают соответствовать особенностям его темперамента. Обычно это происходит уже в школьные годы. У взрослых людей индивидуальный стиль деятельности складывается под воздействием их профессиональной деятельности. Те особенности индивидуального стиля деятельности, которые приводят человека к успехам в работе, отражаются и закрепляются в индивидуальном стиле деятельности; те особенности, которые порождают неудачи, напротив, со временем устраняются. Оптимальным, соответствующим особенностям темперамента, индивидуальный стиль деятельности человека становится обычно уже в зрелые годы, когда человек накапливает достаточно большой жизненный опыт и перед ним встает задача максимально оптимизировать свою деятельность, добиться в ней наилучших результатов при минимальных затратах энергии, усилий и времени. Индивидуальный стиль деятельности возникает в том случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль деятельности наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов  мастеров. Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющихся в познавательных процессах, действиях и общении человека определяют его индивидуальный стиль трудовой деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека. Таким образом, проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что именно темперамент и, прежде всего сила и подвижность нервных процессов оказывают существенное влияние на формирование индивидуального стиля деятельности.

 

Список использованной литературы

 

  1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. Пер. с англ. – СПб.: Ювента. М.: КСП.1999.  464 с
  2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.  М.  1968.  547 с.
  3. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к    характеру и типологии личности. М.: Владос. 2000.  256 с.
  4. Батаршев А.В. Темперамент и характер. М.: Владос. – 2003. – 395 с.
  5. Белоус В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности Вопросы психологии. 2001. - №2. - С. 100 - 107. 
  6. Казанская В.Г. Психология и педагогика. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.: ил.- (Серия «Краткий курс»).
  7. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982.
  8. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.
  9. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 1964.
  10. «Методика диагностики темперамента» Издательство: Смысл Год издания: 2005 г. 104 с.
  11. . Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М. - 2000. – 428 с.
  12. Немов Р.С. Общая психология: Учебник для студ. образоват. учреждений сред проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. - 400 с.
  13. Павлов И.П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.
  14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Политиздат. - 1990. - 494 c.
  15. Психология индивидуальных различий /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982г. 306 с.
  16. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. - М.: Проспект. -2000.
  17. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект. – 2000. – С.287-311.
  18. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 448с.
  19. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал. – 1989. – Т.10. - №1. – с.134-138.
  20. . Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. - №1. - С. 19-33.
  21. Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психологические особенности личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер. - 2000. - С. 66-75.
  22. Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность, М.: Наука. - 1984. – 199 с.
  23. . Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.
  24. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Богадирова С.К. Психология: 100 экзаменационных ответов. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ». 2005. - 224с.
  25. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  26. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М. - 2002. – 298 с.
  27. . Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  28. . Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1995. 216 с. 
     
     
     

 

 

 


Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности