Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:44, реферат
Целью данной работы является изучение темперамента и способностей человека.
Введение 3
Характеристика темперамента и способностей человека
1 Темперамент. Основные психические процессы…………………………….. 4
1.1 Основные психологические свойства темперамента……………………..….. 5
2 Виды темперамента.……………………………………………………………. 7
2.1 Особенности темпераментов в деятельности человека………………………. 9
3 Способности их развитие……………………………………………................. 12
3.1 Виды способностей……………………………………………………………... 16
Заключение 19
Список литературы 20
Особенности
темпераментов следует
Особенности
темпераментов следует
В процессе воспитательной работы у сангвиника следует периодически возбуждать чувство ответственности за начатое дело, проверять качество выполняемых заданий, т.е. контроль должен быть по существу, а не поверхностный. К воспитуемому с холерическим темпераментом следует предъявлять высокую, систематическую, ровную, справедливую требовательность, не предъявляя при этом грубости, невыдержанности, резкости в обращении; давать критическую оценку отрицательным чертам и указывать пути их устранения, преодоления. Флегматик требует систематического контроля, иногда – повышенной требовательности; у него необходимо вырабатывать быстроту реакции, вовлекать в дела коллектива, давая поручения и контролируя их выполнение. По отношению к меланхолику особенно недопустимы резкость, вспыльчивость, недомолвки, неопределенность, незаслуженные упреки, так как это особо тонкий, наиболее ранимый темперамент; требуется внимательность, чуткость, педагогический такт.
Учет
особенностей темпераментов необходим
также в процессе руководства
людьми. Дело в том, что особенности
темпераментов людей
Способности и их развитие
Люди различаются не только по направленности, темпераменту, характеру, но и по возможностям достижения успехов в труде, т.е. по способностям.
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности3. По своей внутренней структуре способности включают внимательность, наблюдательность, свойства памяти, воображения, мышления и т.д. Чем лучше развиты эти особенности, тем выше способности.
Природную основу способностей составляют
задатки. Задатками являются благоприятные,
биологически обусловленные, врожденные
анатомо-физиологические
Задатки
могут передаваться по наследству.
Они облегчают развитие тех или
иных способностей в процессе обучения,
воспитания и практической деятельности.
Так, например, для развития интеллектуальных
способностей большое значение имеют
возбудимость и подвижность нервных
процессов, быстрота образования и
прочность временных связей, скорость
образования и переделки
Подвижность
нервных процессов в умственной
деятельности может проявиться в
остроумии, оригинальности, умении схватить
явления в многообразных
Быстрота переделки динамических стереотипов обеспечивает возможность быстро изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с новыми условиями.
На базе задатков формируются способности. Они не являются врожденными, по наследству не передаются, а развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Однако сами задатки не однозначны, т.е. из них могут получиться различные способности. Все зависит от тех условий, в которые попадает человек с полученными задатками, от той деятельности, в которую он включается на различных этапах своей жизни.
Развитие способностей неразрывно связано не только с врожденными особенностями высшей нервной системы людей, но и с особенностями первой и второй сигнальных систем. Известно, что человек отражает действительность в тесном взаимодействии первой сигнальной системы (ощущения, восприятия и представления) и второй сигнальной системы (мышление, воображение и т.д.) В зависимости от преобладания в работе коры головного мозга первой или второй сигнальных систем И.П.Павлов выделил три "чисто человеческих" типа нервной системы: художественный, мыслительный, средний.
Художественный
тип нервной системы
Следует учитывать, что относительное преобладание той или другой сигнальной системы не предопределяет развитие способностей и не ограничивает возможностей человека в выборе профессии. Нельзя сказать, что представители "художественного типа" обязательно станут деятелями искусства, а представители "мыслительного типа" – учеными, теоретиками. При любом типе нервной деятельности возможно всестороннее развитие способностей, ибо в ходе жизни и деятельности психологические особенности непрерывно развиваются и изменяются.
Это говорит лишь о том, что способности не могут быть одинаковы у людей, они так же неповторимы, своеобразны, как и условия их деятельности, что природные задатки многозначны, что на их основе могут развиваться различные способности.
Таким образом, в способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор. Поэтому есть все основания утверждать, что способности по своей природе социальны, т.е. зависят от общественных условий.
Способности,
являясь индивидуально-
Положительное влияние на развитие способностей оказывают склонность человека, т.е. постоянное стремление заниматься определенной деятельностью. Обладая большой побудительной силой, склонность вызывает активность человека в деятельности, в ходе которой только и происходит развитие способностей. Одаренные люди всегда были страстно увлечены своим делом.
В такой
же взаимной зависимости находятся
интересы и способности. Человек, имеющий
интерес к определенной деятельности,
чаще всего проявляет и
Способности зависят также от воли. Воля – предпосылка того, что человек будет настойчиво трудиться, совершенствоваться и таким образом проявлять и развивать способности. В неразрывном единстве, взаимозависимости находятся способности и мастерство человека как совокупность его профессиональных знаний, навыков и умений. Однако, способности не сводятся к мастерству. Они – не просто высокий уровень знаний, навыков и умений. Сам факт успешного овладения ими ещё не говорит о степени развития способностей. Один человек может быстрее, с меньшей затратой сил, прочнее овладевать знаниями, навыками и умениями, чем другой, хотя показатели в учебе выше у второго. У первого человека более развиты способности, чем у второго, но он не проявляет должной настойчивости в учебе. Иначе говоря, способности – это возможность, а уровень мастерства – действительность. Способности обнаруживаются не в знаниях, навыках и умениях, как таковых, а в том, насколько быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения ими. В свою очередь, совершенствование мастерства плодотворно влияет на развитие на развитие способностей.
Таким образом, способности – не обособленное психологическое свойство человека. Они теснейшим образом связаны со всем психическим складом личности. И чем богаче психологический мир человека, тем выше могут развиты его способности.
Виды способностей
В общей психологии различают общие и специальные способности. Общие способности – это благоприятные возможности развития особенностей психики человека4, которые одинаково важны для многих видов деятельности: развитый ум и память, работоспособность и наблюдательность, находчивость и сообразительность и др.
Специальные (профессиональные) способности – это возможности к развитию отдельных психических процессов или узких свойств личности для какого-то конкретного рода деятельности5: острота зрения, быстрота реакции, тонкий слух, высокая цветочувствительность, обоняние и др.
По уровню
развития различают способности
репродуктивные и творческие. Репродуктивные
способности характеризуются
В уровне развития творческих способностей выделяют одаренность, талант и гениальность. Одаренность – наличие выдающихся способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности, развившихся на основе задатков. Это благоприятное сочетание общих и специальных способностей. В воинской деятельности могут быть одаренные летчики, танкисты, ракетчики и другие.
Талант – высокая одаренность, сочетающаяся с большим трудолюбием. Талантливость проявляется в открытии нового, достижении больших результатов в какой-то деятельности, получившей общественное признание. Так, например, можно говорить о полководческом таланте А. Суворова, М. Кутузова, Г. Жукова, А. Василевского, К. Рокоссовского и др.
Гениальность – исключительно высокий уровень одаренности человека, выражающийся в оригинальных, новых научных открытиях, имеющих большое общественное значение. Гений создает новую эпоху в своей области. Так, например, в естественных науках гениальными были И. Ньютон, Ч. Дарвин, И.П. Павлов, А. Энштейн; в истории языка и литературы – В. Шекспир, В. Гете, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой; в развитии музыки – В. Моцарт, Л. Бетховен, П.И. Чайковский.
В своей
совокупности общие и специальные
способности представляют собой
профессиональную пригодность человека,
от которой зависит не только его
успешная учеба, но и показатели профессиональной
деятельности. Очень низкий уровень
способностей может послужить основанием
заключения о непригодности человека
к данной профессии. Поэтому определение
способностей призывников (абитуриентов)
– одна из важных задач профессионального
отбора молодежи в учебные подразделения
(заведения). Как показывают исследования,
проведенный отбор повышает успеваемость
в среднем на 0,5 балла. При этом
резко сокращается отсев
Важно не только определять способности, но и постоянно их развивать у обучаемых. Прежде всего следует уделить внимание совершенствованию тех психических познавательных процессов (память, воображение, внимание и т.д.), которые необходимы для данной специальности и которые составляют внутреннюю структуру способностей.