Темперамент и способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:44, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение темперамента и способностей человека.

Содержание работы

Введение 3
Характеристика темперамента и способностей человека
1 Темперамент. Основные психические процессы…………………………….. 4
1.1 Основные психологические свойства темперамента……………………..….. 5
2 Виды темперамента.……………………………………………………………. 7
2.1 Особенности темпераментов в деятельности человека………………………. 9
3 Способности их развитие……………………………………………................. 12
3.1 Виды способностей……………………………………………………………... 16
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии Темперамент и способности.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

Особенности темпераментов следует учитывать  также в учебном процессе. В  зависимости от динамических особенностей психики, обучаемый так или иначе воспринимает учебный материал. Впечатлительность, сообразительность, готовность, активность в учебе одних и инертность, медлительность, малая продуктивность других в значительной степени зависят от темперамента. А это, в свою очередь, влияет на результаты учебы. Поэтому для глубокого овладения учебным материалом занятия целесообразно строить так, чтобы обучаемые с холерическим темпераментом были заняты активной учебной работой, а флегматики успевали схватывать весь материал; чтобы заставить сангвиников быть внимательными к изложению; чтобы привлечь мысли и внимание обучаемых с меланхолическими чертами к содержанию занятия. Для этого обучаемым с темпераментом холерика можно дать дополнительную работу по подготовке и проведению занятий; флегматикам некоторые мысли, положения излагаемого материала повторить; сангвиникам – периодически задавать вопросы, чтобы стимулировать внимание; обучаемых с чертами меланхолического темперамента следует не только стимулировать, но и поддерживать их интерес, уверенность в возможности успешно овладеть учебным материалом.

Особенности темпераментов следует учитывать  и в воспитательной работе. В процессе воспитания воспитатель воздействует на психологию воспитуемого, а тот  определенным образом реагирует  на это воздействие. И результаты воспитания во многом зависят от этих реакций. В духовном облике воспитуемого остаются следы этих реакций. Значит, воспитателю важно так воздействовать на воспитуемого, чтобы вызвать у  него положительную реакцию. Но характер реакции зависит не только от внешнего воздействия, но и от темперамента воспитуемого.

В процессе воспитательной работы у сангвиника следует периодически возбуждать чувство ответственности за начатое дело, проверять качество выполняемых заданий, т.е. контроль должен быть по существу, а не поверхностный. К воспитуемому с холерическим темпераментом следует предъявлять высокую, систематическую, ровную, справедливую требовательность, не предъявляя при этом грубости, невыдержанности, резкости в обращении; давать критическую оценку отрицательным чертам и указывать пути их устранения, преодоления. Флегматик требует систематического контроля, иногда – повышенной требовательности; у него необходимо вырабатывать быстроту реакции, вовлекать в дела коллектива, давая поручения и контролируя их выполнение. По отношению к меланхолику особенно недопустимы резкость, вспыльчивость, недомолвки, неопределенность, незаслуженные упреки, так как это особо тонкий, наиболее ранимый темперамент; требуется внимательность, чуткость, педагогический такт.

Учет  особенностей темпераментов необходим  также в процессе руководства  людьми. Дело в том, что особенности  темпераментов людей существенно  влияют на успех их действий, да и  на сам характер действий. И если руководитель, давая людям задание, будет учитывать особенности  их темпераментов, то он добьется большего успеха, использует людей более рационально.

 

Способности и их развитие

Люди  различаются не только по направленности, темпераменту, характеру, но и по возможностям достижения успехов в труде, т.е. по способностям.

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности3. По своей внутренней структуре способности включают внимательность, наблюдательность, свойства памяти, воображения, мышления и т.д. Чем лучше развиты эти особенности, тем выше способности.

Природную основу способностей составляют задатки. Задатками являются благоприятные, биологически обусловленные, врожденные анатомо-физиологические особенности  строения нервной системы и организма  в целом. Например, свойство слухового  анализатора к различению звуков (музыкальный слух); зрительного  аппарата к цветоразличению; особенности  строения голосовых связок (голос  певца); хорошее кровоснабжение мозга, возбудимость и подвижность нервных  процессов, телосложение и т.д.

Задатки могут передаваться по наследству. Они облегчают развитие тех или  иных способностей в процессе обучения, воспитания и практической деятельности. Так, например, для развития интеллектуальных способностей большое значение имеют  возбудимость и подвижность нервных  процессов, быстрота образования и  прочность временных связей, скорость образования и переделки динамических стереотипов и др.

Подвижность нервных процессов в умственной деятельности может проявиться в  остроумии, оригинальности, умении схватить явления в многообразных связях, в активности ума при встрече  с разнообразными затруднениями. Лучшее кровоснабжение мозга способствует хорошей и длительной работоспособности, уменьшению утомляемости, восстановлению нервной энергии и готовности мозга работать. Быстрота и прочность  образования временных связей (условных рефлексов) обусловливает быстроту и прочность усвоения новых знаний и навыков.

Быстрота  переделки динамических стереотипов  обеспечивает возможность быстро изменять привычные формы деятельности и  поведения в соответствии с новыми условиями.

На базе задатков формируются способности. Они не являются врожденными, по наследству не передаются, а развиваются в  процессе жизни и деятельности человека. Однако сами задатки не однозначны, т.е. из них могут получиться различные  способности. Все зависит от тех  условий, в которые попадает человек  с полученными задатками, от той  деятельности, в которую он включается на различных этапах своей жизни.

Развитие  способностей неразрывно связано не только с врожденными особенностями  высшей нервной системы людей, но и с особенностями первой и  второй сигнальных систем. Известно, что  человек отражает действительность в тесном взаимодействии первой сигнальной системы (ощущения, восприятия и представления) и второй сигнальной системы (мышление, воображение и т.д.) В зависимости  от преобладания в работе коры головного  мозга первой или второй сигнальных систем И.П.Павлов выделил три "чисто  человеческих" типа нервной системы: художественный, мыслительный, средний.

Художественный  тип нервной системы характеризуется  преобладанием у данного человека первой сигнальной системы и отличается яркостью непосредственных впечатлений, образностью восприятия и памяти, живостью и богатством воображения. Мыслительный тип, наоборот, отличается относительным преобладанием второй сигнальной системы и характеризуется  преимущественным значением в деятельности человека процессов мышления, т.е. он склонен к анализу и систематизации, более абстрактному и обобщенному  восприятию действительности, при недостаточной  яркости и живости восприятий отдельных фактов, явлений и событий. Средний тип нервной системы  характеризуется уравновешенностью  первой и второй сигнальных систем. К нему относится большинство  людей.

Следует учитывать, что относительное преобладание той или другой сигнальной системы  не предопределяет развитие способностей и не ограничивает возможностей человека в выборе профессии. Нельзя сказать, что представители "художественного типа" обязательно станут деятелями искусства, а представители "мыслительного типа" – учеными, теоретиками. При любом типе нервной деятельности возможно всестороннее развитие способностей, ибо в ходе жизни и деятельности психологические особенности непрерывно развиваются и изменяются.

Это говорит  лишь о том, что способности не могут быть одинаковы у людей, они так же неповторимы, своеобразны, как и условия их деятельности, что природные задатки многозначны, что на их основе могут развиваться различные способности.

Таким образом, в способностях неразрывно переплетаются  природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор. Поэтому есть все основания утверждать, что способности по своей природе социальны, т.е. зависят от общественных условий.

Способности, являясь индивидуально-психологическим  свойством человека, неразрывно связаны, находятся в диалектическом единстве с другими свойствами и качествами личности – направленностью, характером, темпераментом, чувствами, волей, мастерством  и др. Решающее влияние на развитие способностей оказывают направленность личности и характера, выражающие общее  отношение человека к жизни и  труду. Положительное отношение  к деятельности порождает необходимую  активность в ней, что является важнейшим  условием не только выявления, но и  развития способностей. Человек, лишенный высоких целей в жизни, живущий  мелочными заботами и пустыми  развлечениями, не может найти в  себе призвания и сил, проявить активность и энергию, необходимые для развития его способностей.

Положительное влияние на развитие способностей оказывают  склонность человека, т.е. постоянное стремление заниматься определенной деятельностью. Обладая большой побудительной  силой, склонность вызывает активность человека в деятельности, в ходе которой только и происходит развитие способностей. Одаренные люди всегда были страстно увлечены своим делом.

В такой  же взаимной зависимости находятся  интересы и способности. Человек, имеющий  интерес к определенной деятельности, чаще всего проявляет и соответствующие  способности, точно так же, как  интерес возникает у людей  обычно к тому, что легче дается в силу имеющихся способностей. Интерес поэтому можно считать индикатором наличия или отсутствия у человека способности к данному делу. Интерес способствует проявлению и развитию способностей человека потому, что он стимулирует напряженную учебу, тренировки, повторение, т.е. обеспечивает глубокое овладение делом.

Способности зависят также от воли. Воля – предпосылка того, что человек будет настойчиво трудиться, совершенствоваться и таким образом проявлять и развивать способности. В неразрывном единстве, взаимозависимости находятся способности и мастерство человека как совокупность его профессиональных знаний, навыков и умений. Однако, способности не сводятся к мастерству. Они – не просто высокий уровень знаний, навыков и умений. Сам факт успешного овладения ими ещё не говорит о степени развития способностей. Один человек может быстрее, с меньшей затратой сил, прочнее овладевать знаниями, навыками и умениями, чем другой, хотя показатели в учебе выше у второго. У первого человека более развиты способности, чем у второго, но он не проявляет должной настойчивости в учебе. Иначе говоря, способности – это возможность, а уровень мастерства – действительность. Способности обнаруживаются не в знаниях, навыках и умениях, как таковых, а в том, насколько быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения ими. В свою очередь, совершенствование мастерства плодотворно влияет на развитие на развитие способностей.

Таким образом, способности – не обособленное психологическое  свойство человека. Они теснейшим  образом связаны со всем психическим  складом личности. И чем богаче психологический мир человека, тем  выше могут развиты его способности.

 

 

 

 

 

 

Виды способностей

В общей  психологии различают общие и  специальные способности. Общие способности – это благоприятные возможности развития особенностей психики человека4, которые одинаково важны для многих видов деятельности: развитый ум и память, работоспособность и наблюдательность, находчивость и сообразительность и др.

Специальные (профессиональные) способности – это возможности к развитию отдельных психических процессов или узких свойств личности для какого-то конкретного рода деятельности5: острота зрения, быстрота реакции, тонкий слух, высокая цветочувствительность, обоняние и др.

По уровню развития различают способности  репродуктивные и творческие. Репродуктивные способности характеризуются высоким  умением человека усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по определенному образцу. Творческие способности обеспечивают возможность  открыть новое, оригинальное.

В уровне развития творческих способностей выделяют одаренность, талант и гениальность. Одаренность – наличие выдающихся способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности, развившихся на основе задатков. Это благоприятное сочетание общих и специальных способностей. В воинской деятельности могут быть одаренные летчики, танкисты, ракетчики и другие.

Талант – высокая одаренность, сочетающаяся с большим трудолюбием. Талантливость проявляется в открытии нового, достижении больших результатов в какой-то деятельности, получившей общественное признание. Так, например, можно говорить о полководческом таланте А. Суворова, М. Кутузова, Г. Жукова, А. Василевского, К. Рокоссовского и др.

Гениальность – исключительно высокий уровень одаренности человека, выражающийся в оригинальных, новых научных открытиях, имеющих большое общественное значение. Гений создает новую эпоху в своей области. Так, например, в естественных науках гениальными были И. Ньютон, Ч. Дарвин, И.П. Павлов, А. Энштейн; в истории языка и литературы – В. Шекспир, В. Гете, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой; в развитии музыки – В. Моцарт, Л. Бетховен, П.И. Чайковский.

В своей  совокупности общие и специальные  способности представляют собой  профессиональную пригодность человека, от которой зависит не только его  успешная учеба, но и показатели профессиональной деятельности. Очень низкий уровень  способностей может послужить основанием заключения о непригодности человека к данной профессии. Поэтому определение  способностей призывников (абитуриентов) – одна из важных задач профессионального  отбора молодежи в учебные подразделения (заведения). Как показывают исследования, проведенный отбор повышает успеваемость в среднем на 0,5 балла. При этом резко сокращается отсев обучаемых и снижаются общие затраты на их подготовку (примерно на 20-30%).

Важно не только определять способности, но и  постоянно их развивать у обучаемых. Прежде всего следует уделить внимание совершенствованию тех психических познавательных процессов (память, воображение, внимание и т.д.), которые необходимы для данной специальности и которые составляют внутреннюю структуру способностей.

Информация о работе Темперамент и способности