Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:34, реферат
Зависимость индивидуального стиля деятельности от типологических
свойств темперамента волнует ученых с давних пор и достаточно широко исследуется а настоящее время. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.
В настоящее время проблема типологических различий человека вышла на столь высокий уровень, что представляет интерес не только по части научного развития теорий, но и в актуальном прикладном использовании в психологической практике.
I Оглавление………………………………………………………………………2
II Введение………………………………………………………………………...3
1) Понятие деятельности…………………………………………………………4
2) Понятие темперамента………………………………………………………...6
3)Физиологические основы темперамента………………………………………8
4) Классификация темпераментов………………………………………………10
III Заключение……………………………………………………………………13
IV Список использованной литературы………………………………………. 15
I Оглавление……………………………………………………
II Введение…………………………………………………………
1) Понятие деятельности…………………………
2) Понятие темперамента………………………………………………
3)Физиологические основы темперамента………………………………………8
4) Классификация темпераментов………
III Заключение……………………………………………………
IV Список использованной литературы………………………………………. 15
Зависимость индивидуального стиля деятельности от типологических
свойств темперамента волнует
ученых с давних пор и достаточно
широко исследуется а настоящее
время. Вместе с тем исследования,
устанавливающие эту
В настоящее время проблема типологических различий человека вышла на столь высокий уровень, что представляет интерес не только по части научного развития теорий, но и в актуальном прикладном использовании в психологической практике.
Интерес к типологическим
различиям человека заложен еще
до полноправного определения
В течение веков типологические
различия занимали умы великих философов,
физиологов, психологов. Типы темперамента
выделялись на основании гуморальных
(Гиппократ, К. Гален, И.Кант),конституциональных
(Э. Кречмер, Э. Шелдон ), психофизиологических
(Н. П. Павлов, Б. М.
Теплов, В. Д. Небылицин) особенностей индивида.
Стилевые особенности деятельности
в рамках западной психологии получили
два различных понимания: стиль
как характеристика индивидуальной
стратегии системы
Понятие деятельности. Психологическая теория деятельности.
Деятельность - это форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования субъекта путём их столкновения, простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлено на достижение определённых результатов. [5,с.122].
Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы.
Мотив - субъективная причина того или иного поведения, действия человека- психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению.[4,с.81].
Мотивы - это проявления потребностей (переживаний человеком нужды в чем-то).
Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет её направленность, т. е. определяет её цели и задачи.
Цель – это один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов её достижения: «цели человека порождены объективным миром и предполагают его. »].
Цель – заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека. Чем сложнее поставленная цель, тем более длительный путь нужно пройти человеку для её осуществления.
Задача – это заданная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путём преобразования этих условий согласно определённой процедуре.
Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности врядли представляется возможным. Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности: труд, учение, игра.
Деятельность человека – это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.
В деятельности с точки
зрения её структуры принято выделять
движения и действия. В движении
проявляется физиологическая
Автоматизированные ( т. е. выполняемые без постоянного сознательного контроля) действия называются навыками.
Путь к навыку идёт, как известно, через упражнение.
Исходя из характеристик
Психологический анализ деятельности
в индивидуально –
Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности.
Понятие темперамента.
Еще в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие
индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны.
Темперамент - это индивидуальные особенности человека,
определяющие динамику его психической деятельности и поведения. В
настоящее время выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения : активность и эмоциональность .
Активность выражается в различной степени стремления активно
действовать, проявлять себя в разнообразной деятельности. Проявление активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности : с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической деятельности, движениях и речи, а с другой -
пассивность, инертность, медлительность,
вялость психической деятельности,
движения и речи. Второй показатель
динамичности - эмоциональность - выражается
в различной степени
эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости к
эмоциональным воздействиям).
Различают четыре основных вида
темперамента, которые получили следующие названия : сангвинический (живой),
флегматический (медленный,
спокойный), холерический ( энергичный,
страстный) и меланхолический (замкнутый), склонный к глубоким
переживаниям).
Древнегреческий врач Гиппократ ( V - IV вв. до нашей эры) считал, что
темпераменты
объясняются различными соотношениями основных видов жидкости в организме и тем,
какая из них преобладает : кровь (по-латински “сангвис”), слизь (по-гречески
“флегма”), красно-жёлтая
желчь (по-гречески “холе”) или чёрная желчь (по-гречески “мелайн холе”). Теперь
ясно, откуда взялись названия темпераментов и сам термин “темперамент”.
Темперамент характеризует динамичность
(подвижность) личности, но
не характеризует ее убеждений,
не является показателем большей или
меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности (не
следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со
способностями).
Физиологические основы темперамента.
Подлинно научное объяснение темпераментов
даёт учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.
И.П. Павлов открыл три свойства процессов
возбуждения и торможения : 1) силу процессов возбуждения и торможения ; 2)уравновешенность процессов возбуждения и торможения ; 3) подвижность процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов характеризует
работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность её переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Противоположное свойство - слабость нервных процессов - характеризует неспособность нервных клеток выдерживать длительное и
концентрированное возбуждение и торможение.
Уравновешенность нервных процессов есть
соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других равновесие не наблюдается : преобладает
процесс торможения или возбуждения.
Подвижность нервных процессов - это
способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов
(иррадиации и концентрации), быстрота появления нервного процесса в ответ на
раздражение, быстрота образования новых условных связей.
Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определениям типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
И.П. Павлов соотнёс выделенные им типы
нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное
сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в
деятельности, поведения человека. В итоге соотношение типов нервной
системы и темпераментов выглядит
следующим образом : 1) сильный, уравновешенный, подвижный тип
(“живой”, по И.П. Павлову - сангвинический темперамент ; 2) сильный,
уравновешенный, инертный тип
(“спокойный”, по И.П. Павлову -
флегматический темперамент ; 3) сильный,
неуравновешенный, с преобладанием возбуждения (“безудержный” тип, по И.П.
Павлову - холерический темперамент) ; 4)
слабый тип (“слабый”, по И.П. Павлову - меланхолический темперамент). Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или не совсем полноценным типом.
Несмотря на слабость нервных процессов, представитель слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и
творческой деятельности, тем более что слабая нервная система
высокочувствительная нервная система.
Классификация темпераментов.
Сангвинистический темперамент. Представитель этого типа - живой, любознательный,подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты,общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко
налаживает хорошие отношения.
При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение