Темперамент: виды и свойства. Учет темпераментальных особенностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 14:01, реферат

Описание работы

Темперамент(от лат. temperamentum — «смесь», «соразмерность») – постоянные и устойчивые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержани
Согласно другому подходу, основу которому положил И.П. Павлов, темперамент зависит от высшей нервной деятельности человека, типа его нервной системы.

Файлы: 1 файл

Темперамент.docx

— 41.65 Кб (Скачать файл)

темперамент: виды и свойства. Учет темпераментальных особенностей младших школьников

Темперамент(от лат. temperamentum — «смесь», «соразмерность») – постоянные и устойчивые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержани

Согласно другому подходу, основу которому положил И.П. Павлов, темперамент зависит от высшей нервной деятельности человека, типа его нервной системы.


 

Рис. 1. Типы высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову)

Основными типами темперамента являются:

– Сангвиник(от лат. sanquis — кровь) — тип темперамента, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой реакций, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи.

– Холерик(от греч. chole — желчь) — тип темперамента, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью.

 

– Флегматик(от греч. phlegma — слизь) — тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики; трудно переключающийся с одного вида деятельность на другой и медленно приспосабливающийся к новой обстановке.

– Меланхолик(от греч. melanos — черные, chole — желчь) — тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью реакций на действующие стимулы, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью.

В качестве свойств темперамента выделяют экстраверсию и интроверсию, сенситивность, темп протекания реакций, пластичность и ригидность, реактивность и активность.

Экстраверсия — интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних   впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от внутренних образов человека, связанных с прошлым и будущим (интроверт). К экстравертам относят сангвиника и холерика, к интровертам — флегматика и меланхолика.

Сенсисивность характеризует наименьшую силу внешнего воздействия, необходимую для возникновения той или иной психической реакции, и скорость ее развития.

Человек, которому свойственна сенситивность, тонко чувствует чужое настроение, умеет считаться с ним, знает, как утешить и поддержать другого человека. Высокая сенситивность при отсутствии невротических реакций делает человека спокойным. Такой человек чуток, внимателен, но не потерпит некорректного поведения и спокойно ответит либо откажется от общения. Сенситивность можно развивать, есть ряд упражнений по повышению уровня сенситивности. От природы самые сенситивные меланхолики.

Темп протекания реакций характеризует скорость протекания психических процессов и реакции (быстрота ума, темп речи, динамика жестов). Темп протекания реакций повышен у холериков, сангвиников и хорошо отдохнувших меланхоликов и понижен у флегматиков и уставших меланхоликов. Люди с быстрым темпом протекания реакций и низкой сенситивностыо (сангвиники и холерики) не замечают, что другие (флегматики и меланхолики) не успевают следить за ходом их мыслей, и на основании этого делают совершенно необоснованные выводы об их умственных способностях, что может нанести прямой урон деловым отношениям.

Реактивность — степень непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия и раздражения (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, внешнее воздействие). Это автоматизированные реакции защиты и ориентировки. Высокая реактивность у холерика и сангвиника, низкая у флегматика.

Активность — характеризует выраженность энергетического потенциала личности, с которым человек преодолевает препятствия и добивается цели. Активность выражается в настойчивости, целенаправленности, сосредоточении внимания и является основным качеством темперамента, которое способствует достижению цели. Наиболее высока активность у флегматика, хотя в силу низкой реактивности он включается в работу медленнее. Флегматик высокоактивен, ему не грозит переутомление. У холерика высокая активность сочетается с реактивностью. Сангвиники достаточно активны, но если деятельность однообразна, они могут потерять к ней интерес. Меланхолики характеризуются низкой активностью.

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств — настроение, случайные события или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность). Наиболее высокая пластичность у сангвиников, ригидность характеризует флегматиков, холериков и меланхоликов.

Эмоциональная возбудимость отражает порог минимального воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции и скорость ее развития. Эмоциональная возбудимость повышена у сангвиника, холерика и меланхолика, а у флегматика — понижена.

 

Учет темпераментальных особенностей младших школьников в учебно-

                           воспитательной работе.

 

 

             3.1 Учебно-воспитательная работа  с сангвиниками.

 

 

   В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников  – нужно опираться

на эти, характерные для них  качества,  пытаясь  помочь  им  самоутвердиться

среди  сверстников,  выработать  свой  индивидуальный  стиль   деятельности.

Вместе с тем нужно учесть, что такие черты, как  собранность,  аккуратность,

формируются у  сангвиников  с  большим  трудом,  нежели  у  детей  с  другим

темпераментом.  Частая  снисходительность  к  «мелким»,  на  первый  взгляд,

нарушениям правил, порядка  (не  убрал  учебники,  разбросал  карандаши,  не

повесил пальто на вешалку и  т.  д.),  отсутствие  контроля  за  поведением,

действиями  способствуют  разрушению   полезных   привычек   у   сангвиников

(затрудняет их формирование).

   Общительность детей-сангвиников  располагает  к  ним  окружающих,  однако

часто за внешней  формой  поведения  маскируются  не  очень  привлекательные

черты характера (прилипчивость, навязчивость). Податливость  и  пластичность

нервной системы, способствующие легкому вхождению в  новую  обстановку  и  в

новую деятельность, подчас  оборачиваются  отрицательной  стороной:  ребенок

меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но  ни  одного  друга,

за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому  одной  из  задач

воспитания  ребенка-сангвиника  является  формирование  у  него   устойчивых

привязанностей, интересов.

   Сангвиник  склонен  к  остроумию,   быстро   схватывает   новое,   легко

переключает  внимание.  Работа,  требующая  быстрой  реакции  больше   всего

подходит ему. Он быстро устают  от  однообразия.   Как  только  деятельность

теряет   свою   привлекательность,   ребенок   старается   ее    прекратить,

переключиться на другое. Во  всех  подобных  ситуациях  следует  добиваться,

чтобы начатое  дело  было  закончено,  обращать  внимание  на  качество,  не

допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо  выполненную

работу можно предложить сделать заново. Не следует  допускать  частой  смены

деятельности – привычка за все браться и не доводить до  конца  может  стать

свойством характера.

 

               3.2 Учебно-воспитательная работа  с холериками.

 

 

   В отношении холериков  необходимо учитывать, что часто  именно характерные

для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность, помогают  им

занять в «детском обществе» благоприятное положение.  Поэтому  целесообразно

использовать любимые ими подвижные и спортивные игры  при  формировании  «Я-

концепции», оптимизации взаимоотношений этих детей со сверстниками.

   Холерики  легко  возбудимы,  как  правило,  очень  энергичны.  Сложность

обучения и воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется  неправильным

отношением к нему взрослых,  которые  любой  ценой  пытаются  препятствовать

активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать  ему  быть

активным,  не  надо  водить   его   за   руку,   читать   нотации.   Гораздо

целесообразнее   поддержать   его   полезное   увлечение,   стремиться   так

организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение.  Надо

считаться  с  тем,  что  ребенок-холерик  легко  возбуждается,  его   трудно

остановить, успокоить, уложить спать. Ни  в  коем  случае  нельзя  применять

«сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы.  От  этого  возбуждение

только усиливается. С возбудимым  ребенком  следует  говорить  спокойно,  но

требовательно, без  уговоров.  Так  как  у  этих  детей  от  природы  слабый

тормозной процесс, их не следует корить  за  чрезмерное  возбуждение.  Нужно

помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.

   Как это ни кажется  странным,  «неутомимый»  холерик  нуждается  в  особо

щадящем  режиме.  Целесообразно  ограничить  все,  что  возбуждает   нервную

систему, особенно во второй половине дня, перед сном.

   Возбудимым  детям  полезны  все  виды   занятий,   помогающие   развитию

сообразительности,  сосредоточенности:  настольные  игры,   конструирование,

выпиливание, рисование  –  словом,  все  то,  что  может  увлечь  и  требует

усидчивости.  Очень  хорошо,  если   ребенок   имеет   постоянное   трудовое

поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.

   Вместе  с  тем  не  нужно  усердствовать  в   ограничении   двигательной

активности холериков (и сангвиников).

   Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика  могут, в

силу  ему  же  присущих  импульсивности,  несдержанности,   привести   и   к

осложнению его взаимоотношений со сверстниками.

   Ребенку-холерику  трудно следовать правилам общения:  говорить  спокойно,

ждать своей очереди, уступать,  считаться  с  чужими  желаниями.  Этому  его

следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда  замечания.

От школьников-холериков  учитель  должен  постоянно,  мягко,  но  настойчиво

требовать обдуманных, спокойных ответов,  воспитывать  у  них  сдержанность,

ровное  отношение  к  товарищам,  взрослым.  Во  время  выполнения  учебного

задания  у  холериков  следует  формировать   умение   последовательно,   по

определенному   плану   вести   работу,   необходимо   от   них    требовать

добросовестного отношения к работе в процессе всего выполнения  задания.  Но

вместе с тем нельзя забывать об  особой  силе  игрового  общения,  опоры  на

значимые   для   младших   школьников   мотивы    деятельности.    (игровые,

соревновательные, самоутверждения и др.)

   Важно оценить по  достоинству  и  присущие  таким  детям  решительность,

смелость, энергичность, устойчивость  их  интересов,  нередко  проявляющуюся

инициативность.

 

 

              3.3 Учебно-воспитательная работа  с флегматиками.

 

 

   В  процессе  учебной  работы  школьнику-флегматику  нередко  мешает  его

медлительность. В тех случаях, когда необходимо  быстро  сообразить,  быстро

запомнить,   быстро   что-либо   сделать,   флегматик    проявляет    полную

беспомощность.  Вместе  с  тем  если  уж  он  запоминает,   то   надолго   и

основательно. Педагог должен  как  можно  чаще  активизировать  деятельность

флегматичных учеников,  бороться  с  равнодушием,  излишним  спокойствием  и

медлительностью,  заставлять  их  работать  в  постоянном  темпе,   вызывать

эмоциональное  отношение  к  изучаемому,  к  процессу  деятельности.  Частой

ошибкой  при  воспитании  флегматиков  является   предъявление   к   ребенку

требований без учета его  природных  особенностей,  проявление  недовольства

нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще  ни  одному

флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой  сильный  раздражитель,

как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и,  вместо  того  чтобы

торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда  ребенок  вдруг

проявляет нехарактерный для него темп деятельности, но быстрый темп  требует

от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики.

   Другой ошибкой  взрослых является стремление  отстранить малыша от  всего,

что требует усилий, немедленно прийти к  нему  на  помощь.  В  таком  случае

ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность  в

своих  силах,  стремление  избегать  всего  того,  что  связано  со   словом

«быстро».

   Важно набраться  терпения и  с  малых  лет  учить  медлительного  ребенка

приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда  и

самообслуживания. Об ускорении темпа обучения  можно  думать  только  тогда,

когда ребенок овладеет  правильными  приемами,  а  в  начале  главное  –  не

торопить. Развивать активность,  подвижность  флегматиков  надо  постепенно,

соблюдая   посильность   в   наращивании   темпа.   Важно   поощрять    даже

незначительное проявление расторопности, подвижности.

   Медлительным  детям  надо  создавать  такие  условия,   чтобы   вялость,

малоподвижность не  превратились  в  леность,  а  ровность  чувств  –  в  их

Информация о работе Темперамент: виды и свойства. Учет темпераментальных особенностей младших школьников