Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 14:01, реферат
Темперамент(от лат. temperamentum — «смесь», «соразмерность») – постоянные и устойчивые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержани
Согласно другому подходу, основу которому положил И.П. Павлов, темперамент зависит от высшей нервной деятельности человека, типа его нервной системы.
бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости,
расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих
качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или
песочные часы – учить закончить дело до звонка.
Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и
занятия. Это важно учесть учителю, особенно в оптимизации межличностных
отношений флегматика со сверстниками. В дидактических играх, конструктивной
деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые
для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость,
способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание,
старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при
оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля
деятельности.
В целях же преодоления возможных инертности, вялости следует включать
флегматика и в такие виды деятельности, которые требуют от ребенка и
двигательной активности – занятия гимнастикой, подвижные игры, походы,
коллективный труд и др. В этих случаях от темпа, ритма работы ребенка
зависит успех общего дела, и если он будет слишком медлительным, то может
подвести товарищей. Но нельзя медлительных детей объединять в коллективном
труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать и при
проведении спортивных игр и упражнений.
В силу высокой
ригидности флегматики
жизни. Этим детям трудно привыкать к школе, к учителям, трудно
приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с
родителями, знакомиться с новыми детьми... Флегматикам нужно помочь
преодолеть эти трудности. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым
условиям, полезно давать ребенку поручения, требующие общения с детьми или
со взрослыми. Подобного рода деятельность помогает развить и
коммуникативные умения у интровертов.
Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период
«раскачки» может затянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать
дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости
закончить работу, но не прерывать его резко. Очень хорошо, если флегматик
будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный
товарищ не брал всю инициативу в свои руки. Все это поможет превратить
«тихоню»-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого,
трудолюбивого, значимого для сверстников и любимого ими товарища.
3.4 Учебно-воспитательная работа с меланхоликами.
Также преподаватель должен учитывать особенности учащихся-меланхоликов.
В учебной работе меланхолики не способны переносить сильные и длительные
напряжения, что объясняется быстрым переходом клеток из мозга в состояние
охранительного торможения. У учащихся с меланхолическим темпераментом
следует развивать общительность, чувство коллективизма, воспитывать чувство
дружбы и товарищества. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно
соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего следует
ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не
переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не
бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь
активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять
постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того, как ребенок
освоится этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с
огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно
привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от занятий, не разговаривают
со сверстниками.
Первые дни пребывания
такого ребенка в школе
со стороны учителя. Надо проявить внимание, чуткость, важно расположить
ребенка к себе, вызвать доверие (в противном случае он будет долго
страдать).
Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них
нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость,
наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную
тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми
следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.
Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их
недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.
Неоднозначным должно быть отношение к тревожности. После снятия
адаптационного стресса тревожность может явиться условием, которое будет
стимулировать активность, саморегуляцию деятельности ребенка. Детям-
меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в
то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую
продуктивность и качество работы, высокую обучаемость.
Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще планируют свои
действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им
найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю
тревожность.
У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение
преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих
детей.
Дети со слабой
нервной системой требуют
Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их
качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к
сопереживаниям, эмпатии и др. Детям этого темперамента обычно легче
проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной,
изобразительной и др ). Важно учитывать это в процессе воспитательной и
коррекционной работы.