Темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Человеку свойственно желание знать самого себя и знать других или конкретно другого. Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов.
Цели:
Узнать о темпераменте.
Разобраться в особенностях темперамента.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 77.42 Кб (Скачать файл)

 

Сангвиниками были: 
Наполеон,Леонардо да Винчи

     2.3.Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Вследствие этого реагирует медленно; неразговорчив ; эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное; не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

 

Профориентация: 
Флегматика наверно можно назвать рекордсменом по работоспособности и производительности, что делает его незаменимым во всех областях, связанных с производством. При всей внешней ленивости и медлительности флегматик достигает лучших результатов по объему и качеству работы по сравнению с людьми любых других темпераментов в сходных условиях. Однако для успеха ему требуются стабильные условия работы, если же ситуация постоянно меняется, работоспособность флегматика падает. Эти свойства делают флегматика незаменимым в сферах производства, администрирования и везде, где востребовано умение поддерживать текущие процессы в стабильном состоянии.

 

Для типичного  флегматика характерны следующие внешние  признаки:

  • Замедленные движения, спокойная и уверенная, как бы плывущая походка.
  • Квадратно-прямоугольное, «бочкообразное» туловище. Массивная, плотная, крепко сбитая фигура, угловатые формы.
  • Одинаковое развитие внутренних полостей тела (головы, груди, живота), структуры плечевого пояса и конечностей.
  • Акцент фигуры в центре туловища, на "грудной клетке и на округлом животе. Кости и мышцы короткие, широкие, крепкие.
  • Мускулатура массивная, крепкая, сильная. Короткие, круглые или средней длины и толщины ноги и руки.
  • Имеется склонность к ожирению. Явно или средне выраженная жировая ткань, в первую очередь проявляется в ожирении торса, живота.
  • Умеренная ли низкая скорость обмена веществ — вес прибывает в случае избыточного питания.
  • Короткая, широкая, выпуклая расширяющаяся книзу грудная клетка, тупой реберный угол.
  • Вытянутая «бочкообразная» голова. Верхняя и нижняя часть черепа равны по объему, или нижняя больше. Широкий, угловатый, квадратный череп, имеет сглаженные выступы.
  • Лоб слабо сужающийся.
  • Затылок плоский, без выступов, переход в шею очерчен слабо.
  • Круглый, шарообразный контур темени.
  • Скулы слабо или средне выражены.
  • Нос крупный, прямой, выступающий вперед, кончик опушен книзу.
  • Относительно короткая, толстая, прямая шея.
  • Отделенность от головы и туловища не выражена, ноги и руки длинные, суставы округлые, ступни и кисти широкие короткие.

Флегматиками  были:  
философ Иммануил Кант;  
баснописец Иван Андреевич Крылов;  
полководец Михаил Илларионович Кутузов.

     2.4.Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Если же раздражитель сильный, то может случиться «срыв», «стопор», появится растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрой утомляемости и падению работоспособности (требуется более длительный отдых).

Незначительный повод  способен вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих  переживаниях, хотя очень склонен  отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические  расстройства. Однако, обладая высокой  чувствительностью нервной системы, такие люди часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Профориентация: 
Умственные способности меланхолика обычно столь же хорошие, сколь и неустойчивые. Он с одинаковой легкостью и быстротой схватывает материал и забывает его. Меланхоликам рекомендуется, в первую очередь, интеллектуальная сфера деятельности, где они чувствуют себя наиболее уверенно. Это программирование, Интернет, аналитика, конструирование, планирование, работа с большими объёмами «виртуальной информации». Меланхоликам следует избегать большой эмоциональной нагрузки и не перегружать себя контактами с людьми.

Для типичного  представителя меланхолического темперамента характерны следующие внешние признаки:

  • Высокая скорость обмена веществ, обычно просто так меланхолики не полнеют, однако обмен веществ несбалансированный, отчего часто бывает сильная усталость.
  • Утонченные черты лица, хрупкость внешнего облика, худоба и худощавость, отсутствие выраженной склонности к ожирению.
  • Вытянутые части тела, заметное удлинение конечностей по отношению к общим пропорциям, акцент всей фигуры на конечностях.
  • Выступающие кости, плоская, утонченная, слабая мускулатура, длинные тонкие мускулы и кости.
  • Плоская спина, узкая, длинная, плоская или вогнутая грудная клетка, острый реберный угол
  • Относительно широкие таз и плечи при узкой талии.
  • Высокий угловатый квадратный лоб, череп значительно сужается книзу, верхняя часть головы по объему больше нижней.
  • Затылок имеет выступы, сильно скашивается к шее, имеет резкий переход к шее, заостренная теменная область.
  • Подбородок заострен, выступает вперед или слабо скошен, нижняя челюсть «слабая», заметно сужается книзу.
  • Скулы средне или сильно выражены, выступают, часто заострены.
  • Нос часто удлиненный, заостренный, выступающий вперед, ярко выражен.
  • Шея длинная, средней толщины или тонкая, часто изогнута, на вид присутствует отделенность от головы и тела, кадык выражен.
  • Ноги и руки длинные, тонкие, суставы острые и угловатые, ступни и кисти узкие, вытянутые.

К меланхоликам можно  отнести:  
писателя Николая Васильевича Гоголя; 
поэта Василия Андреевича Жуковского;  
поэта Семена Яковлевича Надсона;  
художника Исаака Ильича Левитана.

3.Воспитание темперамента.

Тип нервной системы человека в основном обусловлен врожденными  ее особенностями (генотипом). Однако он не остается неизменным. В процессе жизни, под влиянием воздействий среды, в результате воспитания и упражнений происходит значительное изменение и даже перестройка врожденного типа нервной системы, превращение генотипа в фенотип. Фактически, сталкиваясь с людьми, мы всегда имеем дело не с генотипом, а с фенотипом их нервной системы.

«Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной  системы,— говорил И. П. Павлов,—  но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависят от постоянного воспитания или обучения в самом широком  смысле этих слов. И это потому, что  рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает  и важнейшее ее свойство — высочайшая пластичность».

Педагогический опыт показывает большую изменчивость особенностей темперамента под влиянием воспитания, обусловленную всем ходом не только физического, но и психического развития. В связи с этим задача воспитания темперамента заключается в том, чтобы постепенно развить у школьника  положительные черты и приучить его сдерживать отрицательные проявления темперамента: излишнюю подвижность, если она не оправдана обстоятельствами, слишком большую возбудимость, чрезмерную вялость и т. д.

Воспитание темперамента связано с формированием волевых черт характера человека. Основной путь воспитания темперамента заключается в развитии морально-волевых черт личности, которые позволяют человеку владеть своим поведением. Только научившись сознательно управлять своим поведением, человек может выработать у себя и положительные черты темперамента. Например, в процессе воспитания воли энергия, свойственная людям холерического темперамента, направляется не на суетливые действия, а на борьбу с трудностями по пути к определенной серьезной цели.

Воспитание темперамента всегда состоит в преодолении  его отрицательных и в укреплении положительных черт. Путем воспитания можно преодолеть, например, свойственную некоторым флегматикам леность  и безразличие к окружающему  или поверхностное отношение  к делу у сангвиников.

При воспитании темперамента необходимо учитывать его особенности. Например, у холерика надо развивать  сдержанность, у флегматика — подвижность, у сангвиника — усидчивость, у  меланхолика — общительность.

Правильное воспитание - в контексте проблем темперамента - должна заключаться в том, чтобы  в процессе формирования личности закреплять позитивные и тормозить негативные качества темперамента, характерные  для конкретного индивида.

Вместе с тем воспитателю  следует иметь в виду, что темперамент  надо строго отличать от характера. Темперамент  ни в коей мере не характеризует  содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или  предел возможных для данного  человека достижений. Он имеет отношение  лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным  свойствам характера в зависимости  от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с  нервной системой слабого типа может  образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут  развиться при "тепличном", изнеживающем воспитании у человека с сильной  нервной системой. Во всех своих  проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными  условиями и конкретным содержанием  жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении  человека не обязательно говорит  о холерическом темпераменте. Оно  может быть недостатков. Непосредственно  темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у  другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны  одни приемы выработки тех или  иных психических качеств, для другого - другие.

Бесспорно, что при любом  темпераменте можно развить все  общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят  от темперамента. Поэтому темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе  к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

 

4.Можно ли изменить темперамент?

Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и  определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С  возрастом, а также под действием  систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные  процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться  их переключаемость. Например, среди  детей преобладают холерики и  сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься  и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных  процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и  меланхоликов.

     Прежде чем меняться стоит задуматься, а нужны ли вам эти изменения, сможете ли вы приспособить свою новую роль к своей устоявшейся жизни. Например, вы скромный и застенчивый человек, и вам бы хотелось стать более открытым и общительным. Или же наоборот, вы слишком эмоциональны  и завидуете сдержанным людям. Но подумайте, будет ли вам комфортно, если вы научитесь контролировать эмоции и как это поменяет вашу жизнь? Возможно, из-за таких изменений ваша жизнь станет менее интересной? Тогда может быть лучше просто  подобрать характерные для вашего темперамента занятия, работу или круг общения, а не менять свой темперамент. Или же развивать в себе те положительные качества, которые свойственны именно вашему темпераменту. Но если вы все-таки решились меняться, и четко определились с качествами, которые хотите поменять в себе, тогда приступайте к работе над собой. Разработайте для себя программу, следуя которой и будут происходить ваши изменения.

    Для этого возьмите себе на вооружение советы психологов, различные психологические упражнения, и идите к намеченной цели.

  • Например, Вы вспыльчивый и быстро раздражающийся человек, и вы стремитесь, стать более спокойным и уравновешенным, научиться контролировать свои эмоции, тогда воспользуйтесь распространенным психологическим советом: в момент, когда чувствуете, что начинаете  закипать, глубоко вдохните и мысленно сосчитайте до 10. Такой прием не позволит вашим эмоциям вырваться  наружу. Или же просто выйдете из комнаты, где находится объект вашего раздражения, чтобы его не видеть, тогда негативные чувства сами по себе утихнут. Конечно, контролировать себя вы научитесь далеко не сразу, но длительное и регулярное использование данных приемов поможет вам добиться поставленных целей, и вы заметите изменения в своем темпераменте.
  • Кроме того, вы можете пойти на психологические тренинги, которые помогут вам развить желаемые вам качества. Например, вам трудно общаться с окружающими, вы замкнуты и не уверенны в себе, тогда запишитесь на курсы, где вам помогут обрести уверенность в себе, научат знакомиться и общаться с другими людьми.

 

 

5.Заключение:

Жизненный пример темперамента:

    Четыре друга с ярко выраженными темпераментами опоздали в театр. Как каждый из них ведет себя в данной ситуации?

     Холерик вступает в спор с билетером, уверяет, что часы в театре спешат, пытается оттолкнуть его и проскочить на свое место.

     Сангвиник сразу понял, что в партер его не пустят, но на верхние ярусы пройти проще – и побежал туда.

Информация о работе Темперамент