Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:35, реферат
Цель курсовой работы: Рассмотрение природы человеческой памяти, её структура и механизм запоминания.
Предмет исследования: Влияние деятельности на неправильное запоминание.
Гипотеза исследования: Непроизвольное запоминание может быть как продуктом текущей деятельности, так и результатом отвлечений от неё.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы памяти в отечественной и зарубежной психологии. 4
§1.1. Общая характеристика памяти. Теории памяти. 4
§1.2. Характеристика видов памяти и её процессов. 11
§1.3. Непроизвольное запоминание и целенаправленность деятельности. 21
Выводы. 26
Заключение. 27
Литература. 28
Физиологическое понятие подкрепление, соотнесенное к психологическим понятиям цели действия, представляет собой пункт слияния физиологического и психологического плана анализа механизмов памяти процесса запоминания. Этот синтез понятий, обогащая из них, позволяет утверждать, что по своей жизненной функции память направлена не в прошлое, а в будущее, запоминание того, что было, не имело бы смысла, если бы не могло быть использовано для того, что будет. Физиологическая теория памяти получила название физиологической. Согласно представлениям её авторов, происхождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя в собственном смысле слова физиологический след.
Нейрофизиологический
уровень изучения механизмов памяти
сближается и не редко смыкается
с биохимическим. Это подтверждается
многочисленными
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется тем, что память обуславливает все виды многообразной деятельности человека. Распространенной классификацией мнемических процессов является предложенное П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей предмета, материала запоминания и воспроизведения: двигательной, как память на различные движения и их системы, представляющую собой основу формирования практических и трудовых навыков: эмоциональный, определяемый как память на чувства.
В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение. Память можно разделить на непроизвольную, характеризующуюся отсутствием поставленной цели и приемов запоминания, но при условии взаимодействия субъекта с предметами, и произвольную. По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на кратковременную и долговременную. Недавние исследования позволяют выделить и оперативную память.
Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков. Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте.
Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождаются заметными загадочными движениями соответствующих мышц. Опыт: если держать в руке нить с привязанным к её концу грузом и представить себе, что груз раскачивается, то груз постепенно начнет раскачиваться.
Все люди обладают двигательной памятью. Проявляется она у каждого человека по-разному.
Образная память –
это запоминание, сохранение и воспроизведение
предметов и явлений
Словестно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. По этому и вид памяти называют не просто логическим, а словестно-логическим. Он специфически человеческий. У животных отсутствует Словестно-логическая память.
В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл учебного материала, суть мыслей, а словесное воспроизведение не требуется. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное словесное выражение мыслей. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем меньше развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.
Запоминание смысла –
запоминание общих и
Произвольные и непроизвольные виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставиться специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал и последний запоминается само собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, то эта память непроизвольная. Человек запоминает интересную книгу. Если ставят специальную цель запомнить, применяют специальные приемы, производят волевое усилие, эта память произвольная.
Непроизвольная память
в развитии предшествует произвольной.
Жизненный опыт ребенка строится
в основном на произвольной памяти
и приобретается без
Факторы, которые позволяют выявить кратковременную память как особую ступень переработки информации:
Долговременная память – это запоминание на длительный срок информации, имеющей значимую часть для человека.
В когнитивной психологии сформирован ряд требований, которым должна отвечать долговременная память:
1. Воспоминания из
2. «Понимание» поступающей
3. Информация храниться в
4. Информация в долговременной
памяти организованна по
Ассоциативная психология была и остается одной из самых важных концепций.
Были выделены четыре предпосылки в исследовании ассоциативной психологии;
Главными принципами, объединяющими в сознании отдельные элементы являются ассоциативными связями. Согласно законам ассоциации явления вспоминаются благодаря их связи с другими явлениями.
Особое внимание следует обратить на так называемые процессы памяти, каждый из которых имеет свою специфику и подчиняется особым закономерностям. К их числу относят;
Это строго закономерный
процесс, детерминируемый особенностями
нашей деятельности. Для продуктивности
непроизвольного запоминания ва
Материал, занимающий различное место в деятельности, приобретает различное значение. Поэтому он требует различной ориентировки и по-разному подкрепляется. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Мы непроизвольно запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь, что имеет для нас важное жизненное значение. Запоминание может быть непроизвольным, когда оно, без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой. Непроизвольное запоминание имеет большое значение в жизни человека, оно расширяет и обогащает его жизненный опыт, не требуя от человека специальных усилий.
Значительную роль в непроизвольном запоминании играет интерес преднамеренное запоминание (заучивание) – запоминание с целью сохранения материала в памяти.
Сохранение – более или менее длительное удерживание в памяти некоторых сведений, имеющих две стороны.
Воспроизведение – представляющее собой воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на нескольких уровнях, узнавание как воспроизведение при опоре на восприятие. Воспроизведение ускоряется в форме усвоения. Воспроизведение ускоряет, рационализирует запоминание, особенно при заучивании наизусть, при пересказывании мы выявляем слабые места, осуществляется самоконтроль.
«В старом доме, - писал И.М. Сеченов, - где протекает наше детство, полон картинами прошлого… события и лица, зарегистрировались в памяти вместе с окружающей их внешней обстановкой, образуют такую же не разрывную обстановку групп или ассоциаций, как заученные стихи, и такая группа может воспроизводиться намеком на любое из её звеньев»1
Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в следующих особенностях.
Объем памяти – количественный показатель продуктивности мнемических процессов.
Одной из основных задач психологической науки с самого начала было измерить доступный человеку объем памяти. Эта задача не является простой. Измеряя память, необходимо принять все меры, чтобы объем материала, к5оторый запоминают испытуемые.
Как отмечалось в первой части, задача измерения объема памяти в ее более чистом виде была разрешена известным немецким психологом Эббингаузом. Для исследования объема памяти он предлагал ряд бессмысленных слогов, которые давали наименьшие возможности для осмысления. Предлагая испытуемому запомнить 10-12 слогов и отмечая число удержанных членов ряда, Эббингауз принял это число за объем «чистой памяти». Первым и главным результатом этого исследования было установление среднего объема памяти, которое характеризовало человека. В среднем человек легко запоминает после первого чтения 5-7 отдельных элементов: это число колеблется, и если люди с плохой памятью удерживают только 4-5 изолированных и бессмысленных элементов, то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии сразу после первого чтения удержать 7-8 изолированных и бессмысленных элементов.
В целом необходимо отметить, что как объем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий.
Успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком.
Точность запоминания и воспроизведения – способность без искажения воспроизвести информацию, характеризующая степень соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом.
Прочность запоминания – максимальная длительность сохранения запоминаемого материала. Прочность запоминания во многом зависит от повторения. Повторение – важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Чтобы быть продуктивным, повторение должно отвечать определенным требованиям. Важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Ставятся разные задачи перед заучивающим: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие.
При активном повторении
происходит оживление связей. Оно
связано с осмыслением
Скорость запоминания – время, необходимое для точного запоминания материала; мобилизационная готовность памяти – умение легко и быстро извлекать из памяти то, что необходимо.
Информация о работе Теоретические аспекты проблемы памяти в отечественной и зарубежной психологии