Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 00:08, курсовая работа
Актуальность. Распознание типа акцентуации у подростка представляет собой немаловажную практическую задачу. Тип указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать понятие декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Тем самым, открываются перспективы для профилактической работы.
Ведение 2
1. Теоретические характеристики патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко 4
1.1.Возможности использования опросника 4
1.2. Предназначение метода патохарактерологического исследования 7
2. Практическое использование ПДО 11
2.1.Методика проведения исследования 11
2.2. Интерпретации результатов 12
Заключение 21
Список используемых источников 23
С испытуемым проводится два исследования.
В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов. [4, стр. 16-18 ]
Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2.
В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подростки предпочитают отмолчаться, чем сказать неправду.
Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у друга.
Подросткам объясняется, что предлагаемый метод позволяет определить тип характера. После обработки результатов проводится специальное занятие. На нем каждый подросток получает карточку с обозначением номера установленного у него типа (названия типов во избежание недоразумений лучше не сообщать). Далее проводивший исследование психолог или педагог рассказывает группе подростков особенности всех типов в доступной для них форме, специально указывая на слабые и сильные стороны каждого типа — подобные занятия оказывают определенное коррекционное влияние на подростков. [2, стр. 92 ]
При получении регистрационных листов необходимо сразу же проверить, не проставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число, а если отказов 7 и более — попытаться их уменьшить. Образцы регистрационных листов приводятся далее. ПДО не пригоден для исследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотического состояния с нарушением сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также при выраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов. В случаях явно негативного отношения к обследованию, оно может проводиться только после психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта.
Методика оценки результатов
Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен на основании статистически достоверных (р<0,005) выборов для подростков данного типа, определенного по клинической оценке.
Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов:
Г — гипертимный
Ц — циклоидный
Л — лабильный
А — астено-невротический
С — сенситивный
П — психастенический
Ш — шизоидный
Э — эпилептоидный
И — истероидный
Н — неустойчивый
К — конформный
Пропуск в графах, где проставлены баллы, означает, что данный выбор является неинформативным.
Сдвоенные и строенные буквенные символы (например АА в выборе № 5 на тему «Самочувствие» в 1–м исследовании, ШШШ в выборе № 3 на тему «Отношение к одиночеству» во втором исследовании) означают, что за этот выбор начисляется два или три балла в пользу соответствующего типа. За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух или более типов (например, ГН на выбор 1 на тему «Настроение» в первом исследовании означает, что 1 балл начисляется в пользу гипертимного, а 1 балл — в пользу неустойчивого типов). [4, стр. 25 ]
Кодом предусмотрены следующие дополнительные показатели:
О — негативное отношение к исследованию;
Д — диссимуляция действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать черты характера;
Т — откровенности;
В — черт характера, встречающихся при органических психопатиях;
E
— отражения в самооценке
d — психологической склонности к делинквентности (только для подростков мужского пола);
М — черт мужественности;
Ф — черт женственности в системе отношений.
Кроме того, на основании числовых баллов в теме «Отношение к спиртным напиткам» может быть дана оценка психологической склонности к алкоголизации (шкала V).
Гипертимный тип. Главная их черта - почти всегда очень хорошее настроение. Лишь изредка и ненадолго эта «солнечность» омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Реакция эмансипации протекает не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и
Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. - 155 с.
стремлением к лидерству в этих компаниях. Они всегда устремляются туда, где «кипит жизнь». Реакция увлечения отличается богатством и разнообразием проявлений, но главное - крайнее непостоянство хобби. Взгляд на собственное будущее, как правило, полон оптимизма, даже если для этого нет особых оснований. Неудачи способны вызвать бурную аффективную реакцию, но не выбить надолго из колеи.
Циклоидный тип. В детстве ничем не отличается от гипертимов, но с наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза. То, что раньше давалось легко, теперь требует неимоверных усилий, избегаются компании сверстников и т.д. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые появляются из-за падения работоспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и упреки нередко отвечают раздраженно, порой грубо и гневно, но, в глубине души, впадают в еще большее уныние.
Лабильный тип. Главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения. О формировании этого типа можно говорить, когда настроение меняется часто и круто, а поводы для этого ничтожно малы. Этим переменам свойственна значительная глубина. Похвалы, поощрения доставляют им искреннюю радость, а неприятности, утраты способны вызвать острые аффективные реакции (чаще имменитивные или интранутивные).
Сенситивный тип. Не любят озорных игр, избегают больших детских компаний, вообще не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Но это не свойственные шизоидам аутистические склонности. Они достаточно общительны. Сверстникам они предпочитают игры с малышами, большая привязанность к родным. Школа поначалу трогает, но затем, привыкнув, они неохотно переходят в другой коллектив. Упреки, нравоучения вызывают угрызения совести и даже отчаяние, вместо обычного, свойственного подросткам, протеста. В себе видят много недостатков, особенно в области качеств морально-этических и волевых.
Шизоидный тип. Наиболее существенными чертами данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать контакт. Шизоидные подростки страдают от своего одиночества (в большинстве случаев), и еще больше уходят в себя. Начинают бурно реагировать на малейшую попытку вторгнуться в мир их интересов, фантазий, увлечений. Острые аффективные реакции у шизоидов чаще всего бывают иммунитивного типа. [2, стр. 17 ]
Эпилептоидный тип. Главными чертами этого типа является склонность к дисфории и, тесно связанная с ней, аффективная взрывчатость. Аффекты отличаются не только большой силой, но и продолжительностью. В аффекте выступает безудержная ярость - циничная брань, жесткие побои и т.д. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда связан с ущемлением его интересов. Повод может быть случайным и обычно играет роль последней капли.
Истероидный тип. Его главная черта - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе. Им нужно восхищение, удивление, почитание, сочувствие. В худшем случае предпочитают даже негодование или ненависть окружающих, но только не безразличие и равнодушие. Большая склонность к рисовке и позерству. Реакцией эмансипации может быть обусловлен демонстративный поклоноформизм - напоказ выставленное отрицание принятых норм поведения, взглядов и вкусов. Слабым звеном у истероидов, по которому можно выявить аффективную реакцию, чаще всего бывает ущемленное самолюбие, крах надежд на престижное положение, развенчанная исключительность.
Неустойчивый тип. В формировании социально приемлемых норм поведения выявляется наибольшая недостаточность этого типа. Обнаруживается большая тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Им свойственна неустойчивость эмоций, слабость воли и т.д.
Астено-невротический тип. Главными чертами астено-невротической акцентуации является повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Раздражение по ничтожному поводу явно изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и слезами. В отличие от эпилептоидов аффекту не присущи ни постепенное нарастание, ни сила, ни продолжительность.
Психастенический тип. Основными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность, склонность к рассуждениям, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, легкость возникновения обессий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мнений, представлений.
Напоминание о существующих типах акцентуаций было сделано в связи с тем, что в предлагаемом опроснике буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу следующих типов: Г - гипертимный, Ц - циклоидный, Л - лабильный (эмоционально-лабильный), А - астено-невротический, С - сензитивный, П - психастенический, Ш - шизоидный, Э - эпилептоидный, - истероидный, Н - неустойчивый, К - конформный.
Прочерк в графах, где проставлены баллы, означает, что данный выбор является неинформативным. Сдвоенные и строенные буквенные символы означают, что за этот выбор в пользу соответствующего типа начисляется 2 или 3 балла. За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух или более типов (например, ЛЛП - начисляется 2 балла в пользу лабильного и 1 - в пользу психастенического типа). Следует обратить внимание, что за отказы сделать выбор также могут начисляться баллы. Например, за 0 по теме «Спиртные напитки». [7, стр. 16 ]
В шкале объективной оценки предусмотрены также следующие дополнительные показатели: Д - показатель диссимуляции действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать особенностей своего характера; Т - показатель откровенности; В - показатель черт характера, присущих органическим психопатиям; Е - степень отражения реакции эмансипации в самооценке; О - показатель психологической склонности к делинквентности.
Для подсчета баллов, полученных в пользу каждого типа, необходимо построить график. Баллы в пользу типов и каждого показателя, полученные в первом и втором исследовании, суммируются арифметически, т.е. все они откладываются на графике вверх от горизонтали. К ним приплюсовываются дополнительные баллы (см. в конце текста опросника).
На таблице знаком X отложены баллы в пользу типов, начисленные согласно коду опросника. Знаком «+» отложены дополнительные баллы в пользу типа Ш (1 балл за К=1 и 1 балл за О=6).
10
9 |
+ |
||||||||||||||||||
8 |
+ |
||||||||||||||||||
7 |
х |
||||||||||||||||||
6 |
х |
х |
х | ||||||||||||||||
5 |
х |
х |
х |
х | |||||||||||||||
4 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х | |||||||||
3 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х | |||||
2 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х | |||||
1 |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
ГЦЛАСПШЭИНКОДТВЕ о М Ф
Оценку графика удобно проводить в следующем порядке:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ КОНФОРМНОСТИ. Если К= 1 или К=0, то это свидетельствует о низкой конформности или даже нонконформизме. В самооценке это наиболее присуще шизоидному или истероидному типам. При К=2 или К=3 конформность умеренная, при К=4 или 5 - средняя, а при К=6 и более - высокая.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИССЛЕДОВАНИЮ. Величина показателя О, равная 6 и более баллам, свидетельствует о скрытом, негативном отношении к исследованию. Надежность правильности диагностики типа при этом снижается.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОЙ СКЛОННОСТИ К ДИССИМУЛЯЦИИ. Если показатель Д превышает показатель Т на 4 и более балла (см. график), то это свидетельствует в пользу возможной диссимуляции. Констатация возможной диссимуляции снижает надежность диагностики типа и практически полностью исключает правильную диагностику типов Ц и К. Сам по себе высокий показатель Д (безотносительно с величиной Т), особенно если Д=6 или более баллам, наиболее часто встречается у представителей типа Н.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ОТКРОВЕННОСТИ. Если Т больше Д, то это указывает на значительную откровенность в самооценке. Чаще других это встречается у представителей типов Ц и особенно П.
ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ПСИХОПАТИИ ИЛИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА. Указание на возможную органическую природу может быть получено с помощью индекса В (В а п п al oa аое), если его величина равна 5 и более баллам. Показатель В меньше 5 не исключает органического генеза, так как лишь в 45% органических психопатий В=5 и более баллам. Обратная ошибка (В 5) при отсутствии каких-либо признаков органического резидуума, черепно-мозговых травм, мозговых инфекций или тяжелых нейроинтоксикаций в анамнезе не превышает 8%. Высокий индекс В часто встречается также у представителей типа Э.
ОЦЕНКА РЕАКЦИИ ЭМАНСИПАЦИИ, точнее ее отражения в самооценке, но не в поведении, проводится на основании показателя Е. Если он равен 0 или 1 - реакция эмансипации слабая, если Е=2 или 3 - умеренная, если Е=4 и более баллам - выраженная. В последнем случае типы С и П не диагностируются независимо от числа баллов в их пользу, так как представителям этих типов выраженная реакция эмансипации не свойственна. Высокий показатель Е=6 и более баллам чаще всего встречается у представителей типов Ш и И. По-видимому, это связано с нередко присущим этим типам нонконформизмом. Следует отметить, что у гипертимного типа реакция эмансипации нередко бывает сильно выражена в поведении, но ее отражение в самооценке гораздо более умеренное. [4, стр. 25 ]
ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СКЛОННОСТИ К ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ на основании показателя «о» неодинакова для подростков мужского и женского пола и у разных типов. В опубликованном коде даны баллы «о» для мужского пола. Низкий балл «о» вовсе не свидетельствует об отсутствии психологической склонности к делинквентности (кроме случаев, где диагностирован тип С). Указанием на возможную склонность к делинквентности служит показатель «о», если он равен: при типах Г и Л - 2 баллам и более, при типах Э и И - 4 баллам и более. При типах Ш и Н эта склонность не может быть определена при помощи этого показателя. У типа Ш он может быть весьма высоким без всякой склонности к делинквентности, при типе Н он обычно низок, ибо представители этого типа не нуждаются в выявлении склонности к делинквентности с помощью особого показателя, так как в условиях безнадзорности они, как правило, обнаруживают делинквентное поведение.