Теоретические характеристики патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Распознание типа акцентуации у подростка представляет собой немаловажную практическую задачу. Тип указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать понятие декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Тем самым, открываются перспективы для профилактической работы.

Содержание работы

Ведение 2
1. Теоретические характеристики патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко 4
1.1.Возможности использования опросника 4
1.2. Предназначение метода патохарактерологического исследования 7
2. Практическое использование ПДО 11
2.1.Методика проведения исследования 11
2.2. Интерпретации результатов 12
Заключение 21
Список используемых источников 23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 57.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.), перечисленных в предыдущем разделе. ПДО может быть использован психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей и педагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии.

Предпосылками для создания ПДО послужили опыт психиатрии и концепция психологии отношений.

На основании описания типов патологических характеров в руководствах и монографиях: Э.Крепелина, Э.Кречмера, К.Шнайдера, П.Б.Ганнушкина, Г.Е.Сухаревой, К.Леонгарда, А.Е.Личко были составлены наборы фраз, отражающие отношения при разных типах характера к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте. В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, сексуальное влечение) отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и т.д.) и к некоторым абстрактным категориям (к правилам и законам, к опеке и наставлениям, к критике в свой адрес и др.). В эти наборы были включены фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения.

Принцип отношения к личностным проблемам, заимствованный из психологии отношений (А.Ф.Лазурский, С.Л.Франк, В.Н.Мясищев), был использован для диагностики типов характера, т.к. оценка испытуемым своих отношений оказалась более объективной и надежной, чем данные исследований, в которых подростку предлагают самому отметить у себя те или иные черты характера.

ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов (см. далее раздел «Текст ПДО...»).

С испытуемым проводится два исследования.

В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.

Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2.

В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подростки предпочитают отмолчаться, чем сказать неправду.

 

 

Список используемых источников

 

    1. Гузиков Б.М., Вдовиченко А.А., Иванов Н.Я. Выявление контингентов подростков с риском злоупотребления наркотическими и другими токсическими веществами. — Обозр. психиат. и мед. психол., 2010, №1, с.73–75
    2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1977; изд. 2–е доп. и перераб., Л.: Медицина, 2009
    3. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Руководство для врачей. — Л.: Медицина, 1979; изд. 2–е, доп. и перераб., Л.: Медицина. 1985
    4. Личко А.Е., Витевский В.С. Подростковая наркология. Руководство для врачей. — Л.: Медицина, 2011
    5. Озерецковский С.Я. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Выявление депрессии у подростков при патохарактерологическом исследовании. — В кн.: Аффективные расстройства. Диагностика. Лечение. Реабилитация. Ред. В.И.Кашкаров. — Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 2012, с.47–52
    6. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. Ред. А.Е.Личко, Н.Я.Иванов. — Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 2010
    7. Патохарактерологические исследования у подростков. Ред. А.Е.Личко, Н.Я.Иванов. — Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 2010
    8. Психопатические  расстройства  у  подростков. Ред. А.Е.Личко, Ю.В.Попов. — Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 2011
    9. Саморазрушающее поведение у подростков. Ред. A.Е.Личко, Ю.В.Попов. — Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 2011
    10. Слуцкий Б.М. Ранняя половая жизнь как сексуальная девиация у подростков женского пола. Автореф. дисс. канд. мед. — Л.: инст. им. Бехтерева, 2012.
    11. Шаповал В.А. Прогноз психической дезадаптации и пограничных психических расстройств у курсантов высшего военного учебного заведения. Автореф. дисс. канд. мед. — Л.: инст. им. Бехтерева, 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Регистрационный лист № 1

(1-е  исследование)

 

Фамилия, имя, отчество________________________________________

 

Поставьте в графе "Номера выбранных ответов" номера тех ответов, которые наиболее для Вас подходят. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается.

 

Названия таблиц

Номера выбранных ответов

Раскодирование

Самочувствие

   

Настроение

   

Сон и сновидения

   

Пробуждение ото сна

   

Аппетит и отношение к еде

   

Отношение к спиртным напиткам

   

Сексуальные проблемы

   

Отношение к одежде

   

Отношение к деньгам

   

Отношение к родителям

   

Отношение к друзьям

   

Отношение к окружающим

   

Отношение к незнакомым

   

Отношение к одиночеству

   

Отношение к будущему

   

Отношение к новому

   

Отношение к неудачам

   

Отношение к приключению и риску

   

Отношение к лидерству

   

Отношение к критике и возражениям

   

Отношение к опеке и наставлениям

   

Отношение к правилам и законам

   

Оценка себя в детстве

   

Отношение к школе

   

Оценка себя в данный момент

   

 

 

 

Регистрационный лист № 2

(2-е  исследование)

 

Фамилия, имя, отчество________________________________________

 

Поставьте в графе "Номера наиболее неподходящих ответов" номера тех ответов, которые наиболее для Вас не подходят. В каждой таблице разрешается отмечать не более трех номеров.

 

Названия таблиц

Номера наиболее неподходящих ответов

Раскодирование

Самочувствие

   

Настроение

   

Сон и сновидения

   

Пробуждение ото сна

   

Аппетит и отношение к еде

   

Отношение к спиртным напиткам

   

Сексуальные проблемы

   

Отношение к одежде

   

Отношение к деньгам

   

Отношение к родителям

   

Отношение к друзьям

   

Отношение к окружающим

   

Отношение к незнакомым

   

Отношение к одиночеству

   

Отношение к будущему

   

Отношение к новому

   

Отношение к неудачам

   

Отношение к приключению и риску

   

Отношение к лидерству

   

Отношение к критике и возражениям

   

Отношение к опеке и наставлениям

   

Отношение к правилам и законам

   

Оценка себя в детстве

   

Отношение к школе

   

Оценка себя в данный момент

   

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические характеристики патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко