Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:58, реферат
В нашей работе мы попробуем рассмотреть такие вопросы, актуальные для изучения суицидального поведения, как понятие суицида, виды, причины суицида, теоретические концепции, профилактика суицидального поведения.
Введение 3
Понятие суицидального поведения. История 4
Теоретические концепции причин суицида. 15
Заключение. 16
Список использованной литературы. 17
ИДО Института Экономики и Управления Права
Реферат по предмету психологическое сопровождение в критических ситуациях.
На тему: «Теоретические концепции суицида»
Выполнил: студентка гр. 311-у
Казань 2013
Содержание
Введение |
3 |
Понятие суицидального поведения. История |
4 |
Теоретические концепции причин суицида. |
15 |
Заключение. |
16 |
Список использованной литературы. |
17 |
Введение.
Начало XX века во всех странах западной Европы, России Америки было ознаменовано не только участием в событиях первой мировой войны, революционными катаклизмами, но и тем, что "черное крыло насильственной смерти от собственной руки все более и более развертывалось над человечеством". Показателен ряд публикаций того времени, в которых суицид рассматривается как сугубо сознательное действие, исключающее какую-либо психопатологию.
В получившей в то время известность работе французского социолога Э.Дюркгейма, посвященной социологическому анализу феномена самоубийства, говорилось совершенно определенно: "не существует ни одного психопатического состояния, которое имело бы с самоубийством постоянную и бессменную связь". Той же точки зрения уже давно придерживался в России Ф.М.Достоевский, а в начале 20-го века ее активно разделял выдающийся русский адвокат А.Ф.Кони, опубликовавший в 1923 году отдельным изданием работу "Самоубийство в законе и жизни". Уже в начале нашего столетия еще только формирующаяся наука суицидология начинает оценивать суицид, в независимости от того, доведено ли насилие до конца, или является только покушением на самоубийство, как акт, в котором воля и сознание страдающего лица играют определяющую роль. Ни одна область познания "черного феномена", например, социология, психология, медицина, - не удовлетворяет честных исследователей в течение вот уже целого столетия.
В нашей работе мы попробуем рассмотреть такие вопросы, актуальные для изучения суицидального поведения, как понятие суицида, виды, причины суицида, теоретические концепции, профилактика суицидального поведения.
Понятие суицидального поведения. История.
Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. Sui – себя, caedere - убивать) – намеренное лишение себя жизни. Термин «суицидальное поведение» особенно применим к подростковому возрасту, так как он объединяет все проявления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
В разных обществах, в разных культурах и в разное время существовало различное отношение к суицидам. На этапе первобытнообщинного строя ради сохранения рода в голодные годы добровольно умерщвляли себя старики. В древности практически у всех народов существовало добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов. Самый жуткий способ самоубийства – харакири, или вспарывание живота – придумали японцы. Это была мучительная смерть, но настоящие самураи гордились тем, что во время совершения обряда могут показать свою силу духа и самообладание. Самоубийство вдов во многих странах являлись доказательством верности мужу. В римской истории описывается случай, когда жена Брута Порция, узнав о смерти супруга, проглотила горсть горящих углей. Надо сказать, что в античную эпоху самоубийство было обычным явлением. В индии долгое время считалось, что преданная жена обязана последовать за своим умершим мужем. В связи с этим были очень распространены самосожжения на кремационных кострах. Сначала обычай касался только вдов высокопоставленных индийцев - когда умер один из древних правителей, вместе с ним сгорели три тысячи его жен и наложниц. Лишь когда англичане колонизировали Индию, самосожжение было официально запрещено.
В древнем Риме и Греции самоубийство не приветствовалось, но в некоторых случаях оправдывалось – прежде всего тогда, когда страдала честь. Власти даже специально заготавливали сильнодействующий яд, который беспрепятственно мог получить любой, желающий добровольно расстаться с жизнью. Но при одном условии – причину самоубийства должен был одобрить сенат. Философ Сенека считал, что «не сама жизнь есть благо, но хорошая жизнь». Для России в 17 веке были характерны массовые религиозные самоубийства. Так, с 1675 по 1695 гг. было зафиксировано около 40 случаев самосожжения; в огне погибло около двадцати тысяч старообрядцев.
Ислам и иудаизм строго осуждают добровольное лишение себя жизни, считая это попыткой избежать страданий. А в христианстве самоубийство – самый страшный грех. Тот, кто его совершал, лишался прощения Бога и спасения души. Хоронили его за кладбищенской оградой. По советским же законам семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди, которые совершили неудачную попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам как за убийство.
В отличие от христианства и ислама, такие восточные религии, как брахманизм и буддизм придерживаются следующего правила: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания и, спокойно относятся к отречению от плоти. Поэтому и самосожжение буддистских монахов как акт протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм.
Теоретические концепции причин суицида.
Несмотря на то что на протяжении веков ученые стремились дать теоретическое обоснование суицидальному поведению (см. приложение 2), в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу самоубийств. Среди множества концепций выделяются четыре основные: биологическая, психопатологическая, психологическая и социальная [В. Т. Кондратенко, 1988].
Биологическая концепция исходит из инстинктивной природы самоуничтожения [S. Pepper, 1942], эволюционного характера самоубийства как «приспособительного» (хотя и не адаптивного) механизма освобождения от неполноценных, болезненных особей [Н. Murray, 1953], элемента естественного отбора [R. Dawkins, 1976]. Или же результата биохимической депрессии [G. Murphy, 1998; A. Beck, G. Brown, R. J. Berchick et al, 1990; F. Goodwin, 1999]. Близки биологическим антропологические или «конституциональные» воззрения, усматривающие основу суицидального поведения в конституциональных (физиологических, биохимических) или же характерологических особенностях индивида [Е. Kretchmer, 1977].
Социологическая концепция. Современными исследователями установлено, что в целом, в государствах, где влияние религии слабее и религиозные нормы, в частности, связанные с самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше.
С точки зрения социологии самоубийство относится к области социальной патологии и рассматривается как одна из моделей девиантного поведения. На взаимосвязь процессов, происходящих в социальной среде, и суицидальную активность обратил внимание еще Э. Дюркгейм в своем, ставшем классическим, социологическом этюде «Самоубийство». Несмотря на то, что этот труд был издан еще в 1897 г., он в течение столетия остается актуальным и наиболее цитируемым. На XI Всемирном конгрессе психиатров в Гамбурге, где был подведен психиатрический итог XX века, Эмиль Дюркгейм (вместе с Э.Крепелиным и З.Фрейдом) был признан ученым, труды которого определили развитие психиатрии XX века.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917), как
социолог, дистанцировался от психологических
и психопатологических
Дюркгейм статистически обосновал, что аномия меньше (а следовательно, и меньше самоубийств) среди женатых, чем среди неженатых; среди женатых пар с детьми, чем среди бездетных пар; среди католиков, чем среди протестантов; среди людей из малых общин, чем среди людей из больших городов и т.д. Он считал, что укрепляющими общество факторами являются брак, семья и религия (Г. Скрибекк, Н.Гилье, 2000).
Э. Дюркгейм выделил три социальных типа самоубийств:
Эгоистическое самоубийство. Суицидальное поведение в этом случае объясняется тем, что ослабевают или разрываются узы, соединяющие человека с обществом, семьей, друзьями, результатом чего становится крайний индивидуализм. В силу того, что человеческая деятельность по своей природе коллективна и ментальные процессы социально детерминированы, такой разрыв социальных связей драматичен для личности. Человек лишается жизненной цели и настоящей точки приложения для своей энергии. Жизнь теряет смысл. Этот вид самоубийств наиболее распространен среди творческих людей, для которых характерен обостренный индивидуализм.
Альтруистическое самоубийство. Суицидальное поведение в этом случае наоборот объясняется недостаточно развитой индивидуальностью. Авторитет общества или группы людей является столь непререкаемым, что человек теряет свою идентичность и безоговорочно подчиняется общественному мнению. Дюркгейм считает альтруистический суицид приметой «обществ низшего порядка». К этой категории он относит ритуал самоубийства стариков в примитивных обществах, массовые самоубийства в тоталитарных религиозных сектах, самосожжение жен после смерти мужей (сати).
Аномическое самоубийство. В этом случае причиной суицидального поведения является потеря годами декларируемых идеалов, духовных ценностей, состояние безнормия и безверия, массовое изменение установившейся социальной иерархии, экзистенциальный вакуум. Такие самоубийства часты в период революционных преобразований общества.
Э.Дюркгейм установил следующую взаимосвязь частоты самоубийств и социальных факторов:•
Э. Дюркгейм считал самоубийство одной из форм девиантного поведения и относил его к разряду социальной патологии (наряду с наркоманией, алкоголизмом, преступностью и проституцией). Этой точки зрения придерживаются и современные социологи.
На протяжении всего времени считалось, что кривая самоубийств напрямую связана с общественными подъемами и спадами в политике, экономике и культуре. На наш взгляд это верно только отчасти, особенно, что касается экономического развития страны. И подтверждает это тот факт, что лидером по числу самоубийств на душу населения является такая богатейшая страна Европы и мира Швеция. Причем это лидерство продолжается уже многие годы, и даже десятилетия. В России за последние семьдесят лет число самоубийств возросло в семь раз. Если в 1959г. среди подростков было зафиксировано около 40 суицидов, то в 1985 – уже около трехсот. При этом надо иметь в виду, что часто суицид нельзя отличить от несчастного случая или убийства. Никем не фиксируются и попытки к самоубийству, которые по данным на 1988г., не менее чем в семь раз превышали завершенные суициды.
И хотя проблема суицидов среди подростков напрямую не связана с криминальной средой, однако, многие из тех подростков, которые пытались свести счеты с жизнью получили серьезную психическую травму, что вполне вероятно сказалось на их дальнейшем развитии и поведении. Если же подростков толкают к суицидам взрослые своим отношением к ним, то они, как правило, привлекаются к уголовной ответственности.
Психопатологическая концепция. Психопатологическая концепция исходит из предположения, что все самоубийцы – это душевнобольные люди, а все суицидальные действия – проявление острых и хронических психических расстройств. Сторонниками этой концепции были такие видные отечественные психиатры, как Н.П. Бруханский, В.К.Хорошко, А.А.Прозоров и др. Делалась даже попытка выделить самоубийство в отдельную нозологическую единицу, а сама проблема изучалась привычными для медицины методами, т.е. с точки зрения этиологии, патогенеза, клиники заболевания. Предлагались различные методы медикаментозного и терапевтического лечения суицидомании (слабительные, кровопускания, холодные влажные обертывания и т.п.). В настоящее время психопатологическая концепция представляет больше исторический интерес, хотя некоторые исследователи и в наши дни считают, что суицидальные действия являются одной из форм проявления психических заболеваний.
Согласно патопсихологической концепции суицида, самоубийцы душевнобольные люди, а суицидальные действия – проявления острых или хронических психических расстройств. Также ранее считалось, что и суицидальное поведение у подростков – это в основном проблема «пограничной психиатрии», то есть области изучения психопатий и непсихотических реактивных состояний на фоне акцентуации характера. Однако это не совсем верно, так, А.Е.Личко приводит данные, в соответствии с которыми только 5% суицидов и попыток падает на психозы, на психопатии – 20-30%, а все остальное «подростковые кризы».