Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:58, реферат
В нашей работе мы попробуем рассмотреть такие вопросы, актуальные для изучения суицидального поведения, как понятие суицида, виды, причины суицида, теоретические концепции, профилактика суицидального поведения.
Введение 3
Понятие суицидального поведения. История 4
Теоретические концепции причин суицида. 15
Заключение. 16
Список использованной литературы. 17
Психологическая концепция. Психологическая концепция отражает точку зрения, согласно которой в формировании суицидальных тенденций ведущее место занимают психологические факторы (от фрейдовского «танатоса» до современных представлений о природе психологической дезадаптации). Эта концепция включает психодинамическую, экзистенциалистскую и поведенческую теории. Зигмунд Фрейд рассматривал самоубийство как проявление «инстинкта смерти», который может проявляться в агрессии. Экзистенциалисты считают, что основная причина самоубийств – «экзистенциальный вакуум», утрата смысла жизни (Ялом Т.И., 1998). Поведенческая теория исходит из понятия «рефлекса цели» (Павлов И.П., 1952). И,П.Павлов писал: «…Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. …жизнь перестает призывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставляемых самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бессмысленна. Кончно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение…рефлекса цели».
Необходимо отметить, что современные суицидологи не разделяют многие взгляды Фрейда, в частности, его подход к аутоагрессии только как к проявлению агрессивных инстинктов, тем не менее среди причин самоубийства ведущее место уделяют психологическим. Так, Эдвин Шнейдман выделяет несколько общих психологических черт самоубийств.
По мнению известного финского суицидолога Achte [1973], суицид может носить характер любовного влечения, когда лицо, совершающее самоубийство, надеется путем смерти воссоединиться с любимой или с родственниками, по которым скучает. Такие лица, по мнению Achte, уповают на то, что, умерев, они обретут ту любовь и сочувствие, на которые тщетно надеялись при жизни, и смерть для них представляется привлекательной. Особенно это касается суицидальных намерений. В своих суицидальных фантазиях такие лица созерцают собственные похороны, наслаждаются признанием в любви и раскаянием близких и родственников.
Французский психиатр и суицидолог Gouran [1981] обнаружил существование прямой зависимости между суицидальным поведением и «страстной влюбленностью». При этом суицидальное поведение, по мнению автора, является своеобразной попыткой стать «хозяином положения» и может временно снять напряжение, вызванное тяжелым кризисным состоянием.
С точки зрения G. Zilboorg [1937], каждый суицидальный акт выражает не только бессознательную враждебность, но также необычайный дефицит способности любить других. R. Litman [1970], исследуя развитие фрейдизма в суицидологическом аспекте, подчеркивает понимание суицида как враждебности, а также называет наиболее значимые эмоциональные состояния как специфические, преддиспозиционные условия самоубийства: гнев, чувство вины, тревога, зависимость.
Большинство отечественных исследователей, не снижая роли психологических факторов в формировании суицидального поведения, тем не менее не считают их ведущими и рассматривают в совокупности с социальными и биологическими. Большой интерес в этом направлении исследований представляют работы, в которых преморбидные особенности личности рассматриваются как один из предиспонирующих факторов, позволяющих прогнозировать суицидальное поведение.
Так, У. П. Короленко, A. Л. Галин выделяют следующие психологические особенности суицидентов: преобладание формально-логического типа мышления, чувствительность аффективной сферы и недостаточность активного воображения. Как считают авторы, мышление большинства суицидентов больше соответствует законам формальной логики; мышление же лиц, у которых во фрустрирующих ситуациях не возникает суицидальных тенденций, приближается к мышлению, протекающему по законам логики диалектической. Субъективная однозначность интерпретации внешних объектов, характерная для суицидентов, объясняется преобладанием формально-логического типа мышления и выраженным влиянием на интеллект аффективной сферы. В то же время недостаточно развитое воображение делает фрустрацию неожиданной, затрудняет возможность прогнозировать последствия своих действий, снижает эффективность психологических защитных механизмов и делает суицидальную попытку более вероятной.
Н. В. Конончук, В. К. Мягер выделяют три основных свойства, характеризующих личность суицидента: повышенная напряженность потребностей, выражающаяся в необходимости непременного достижения поставленной цели; повышенная потребность в эмоциональной близости, зависимости от любимого человека, когда собственное Я растворяется и воспринимается лишь в паре, а вся жизнь строится на сверхзначимых отношениях; низкая способность личности к образованию любого рода компенсаторных механизмов, неумение ослабить фрустрацию.
А. Г. Амбрумова, рассматривая роль личности в проблеме суицида, отмечает, что суицидогенность ситуации определяется готовностью личности воспринять и расценить ее как таковую. Исходя из этого положения и обосновывая его практическую значимость, автор выделяет несколько типов адаптированности личности.
1) Интегрированный тип. Представители этого типа не отдают предпочтения ни профессиональной, ни интимной сфере. Спокойны и уравновешены, терпимы и внимательны, привычки, потребности определенны, устойчивы. Проблемы подчинения и руководства принимают. Это, как правило, специалисты высокого или среднего класса. Этот тип не суицидоопасен.
2) Компенсаторно-адаптированный тип. Для этого типа характерно резкое предпочтение либо профессиональной, либо интимной сфере. При этом более «сильная» компенсирует более «слабую». Описываемый тип личности суицидоопасен в кризисные периоды (особенно в 18–25, 50 и 60 лет).
3) Дискордантно-адаптированный тип. Различий в значимости сфер нет. Если в одной из них недостаточно социализации, то другая не может ее компенсировать, а, напротив, дезорганизует ее еще больше. Потребности в этой сфере фрустрируются. Каждый провал переживается очень болезненно, что, в свою очередь, расшатывает адаптацию. Человек либо уходит в одну сферу, либо принимает характер «маятника». Рассмотренный тип личности очень суицидоопасен.
4) Ригидно-конформный тип. Представители этого типа формальны. Высшая ценность для них – собственный статус и самоутверждение. Самооценка завышена. Тяжело переносят смену стереотипов. Этот тип суицидоопасен лишь при крахе карьеры (суицид в этом случае продуман).
5) Ограниченно-конформный тип. Для этого типа характерна личность, имеющая твердо усвоенный набор правил, установок (скорее важна форма, а не содержание). Отсутствуют установки на самостоятельное принятие решений. Представители рассматриваемого типа дисциплинированы, подчиняемы, часто ипохондричны, в стрессе теряются, у них снижается настроение. Чувствительны к перегрузкам и переменам стереотипов. В эти моменты их поведение суицидоопасно, хотя риск суицида невысок.
6) Тип социально ведомых, среди которых выделяются социально одобряемые и социально порицаемые. Правила не представляют для них ценности, хотя иногда служат средством достижения личного благополучия. Для них характерны недостаточная волевая активность, отсутствие самолюбия. С ранних периодов развития такие люди приобретают себе ведущего, на которого перекладывают ответственность за все решения, копируют его социальный облик. Такой тип суицидоопасен при потере ведущего или его резкой смене.
7) Тип патологически дезадаптированных. Дефекты социализации у этих лиц изначальны вследствие психической патологии.
Самоубийства свидетельствуют о наличии в обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может или не считает необходимым разрешить обычным, общепринятым путем, о переживаниях, связанных с личным горем, разочарованиями и пессимизмом. В современном мире смертность от самоубийства более чем в три раза превышает смертность от автомобильных катастроф.
По данным статистики, число самоубийств неуклонно растет и настораживает тот факт, что многие самоубийцы – это подростки и возраст их становится все моложе. Специалисты отметили, что возрастная ось все больше смещается в сторону 15-летних. Обидно и больно, когда из жизни добровольно уходят совсем еще дети часто по причинам, которые нам взрослым кажутся смешными и нелепыми. Так, из жизни ушла семнадцатилетняя девочка из-за того, что подруги считали ее толстой, похудеть ей никак не удавалось. Хотя иногда бывает, что сами взрослые вынуждают ребенка покончить жизнь самоубийством. В литературе описывается случай, когда в своей квартире повесился семилетний мальчик. Причиной данного поступка послужило то, что мать постоянно била его, выгоняла на улицу. Или другой пример: «во вполне обеспеченной семье рос мальчик. Был он как все, ничем особенным не выделялся, может быть, только повышенной эмоциональной возбудимостью. В переходном, «трудном» возрасте юноша, как и многие его сверстники, увлекся рок-музыкой. Отец категорически отказал в покупке магнитофона. Подросток, тем не менее, коллекционировал записи своих любимых групп, для их прослушивания иногда одалживал магнитофон у соседей. Отец терпеть не мог такого прослушивания, ему вообще не нравилась такая музыка, он нередко выходил из себя и обзывал сына и его кумиров нецензурными словами, избивал его, не отпускал к товарищам, отбирал одежду. Конфликт в семье возрастал. Однажды отец ворвался в комнату сына и на глазах его товарищей разорвал магнитофонную пленку. Мальчик на другой день выбросился из окна десятого этажа». В данном случае отца привлекли к уголовной ответственности за доведение до самоубийства. Но подростка уже не вернешь.
Заключение.
…Итак, виноватых в самоубийстве, как правило, нет. Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И распоряжаться своей жизнью - неотъемлемое право каждой личности. Но лучшая профилактика суицида - дать возможность каждому ощутить это право, равно как и право искать другие методы для решения проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится прекрасней.
Таким образом, по результатам нашего теоретического исследования суицидального поведения, можно сделать следующие выводы:
Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. Sui – себя, caedere - убивать) – намеренное лишение себя жизни. Термин «суицидальное поведение» особенно применим к подростковому возрасту, так как он объединяет все проявления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Кроме таких общих факторов, как преобладание урбанистической культуры, нарастание экологического дискомфорта, подмена традиционных религиозных форм поведения человека нетрадиционными, воздействие средств массовой информации, существуют и другие, так называемые частные факторы, влияющие на возникновение желания покончить жизнь самоубийством.
Попытки самоубийства в
большинстве случаев можно
В нашей работе мы попытались рассмотреть самые острые проблемы суицидального поведения, такие как виды суицидального поведения,теоретические концепции причин, причины суицида.
Список использованной литературы.