Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 22:52, контрольная работа
В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать опытом воспитания, который имеется в других культурах. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.
1.1 Сущность понятий «культура» (народная, этническая, национальная), субкультура, детская субкультура.
1.2 Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре как педагогическая проблема современности.
1.3 Педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.
1.3.1 Среда как педагогическое условие приобщения детей к национальной культуре.
1.3.2 Фольклор как средство и условие осуществления эстетического воспитания.
ГЛАВА II. Осуществление опытно – экспериментальной работы по проблеме исследования в дошкольном учреждении.
2.1 Состояние работы по национальному воспитанию в ДОУ.
2.2 Результаты проделанной работы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Таким образом, простата, лаконичность, эмоциональность, насыщенность, выразительность художественного образа, отраженного в устном, песенном народном творчестве, играх, праздниках, понятна для детей дошкольного возраста. Важным средством эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор и музыкальное искусство.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Прежде чем начать работу над данной темой мною был изучен следующий материал:
Составлены перспективные планы во всех группах с учетом возрастных особенностей детей и данного направления, подобран доступный для детей репертуар. На музыкальных занятиях организовывается слушание татарских народных песен, колыбельных, плясовых мелодий. Воспитанники водят хороводы, выполняют элементы татарского танца, играют в игры с пением и подвижные игры, разучивают татарские народные песни, частушки, знакомятся со звучанием татарских народных музыкальных инструментов: курай, гармонь и т.д. Сами дети могут аккомпанировать себе, используя шумовые и нетрадиционные музыкальные инструменты. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в различных его проявлениях.
Работа по данному направлению ведётся с воспитателями и родителями в форме консультаций, например, «Йолалар мэдэни мирас», «Көндәлек тормышта халык уеннарының әһәмияте», «Татар халык бәйрәмнәре», совместные праздники «Әниләр көне», «Ягез әле, әниләр», «Ягез әле, әтиләр», анкетирования на тему « Приобщение к татарской национальной культуре».
Результаты анкетирования родителей: в опросе участвовало 42 человека.
Опрос проводился с целью выявления того, как осуществляется приобщение детей к национальной культуре в семье.
№ |
Вопросы. |
Ответы родителей. |
1. |
Как вы приобщаете ребенка к национальной культуре?
|
9.5 % затруднились ответить, 90.5 % родителей
осуществляют приобщение к |
2. |
Считаете ли Вы обращать внимание ребенка на то, к какой он национальности принадлежит? |
Нет – 31 % Да – 69 % |
3. |
Читаете ли вы татарские народные сказки? Какие? |
Нет – 21 % Да – 25 %, это такие сказки как, «Теремкэй», «Коза и баран», «Карт белэн Толке», «Оч кыз» и т. д. 19 % родителей путают татарские
народные сказки с Г. Тукая. |
4. |
Используете ли Вы в момент общения с ребенком татарские народные пословицы, поговорки? |
Да – 52 % Нет – 48 % |
5. |
Поете ли Вы ребенку «колыбельные песни» перед сном? |
Да – 60 % Нет – 40 % |
6. |
Знакомите ли Вы ребенка с татарскими народными праздниками, обрядами и традициями? Если да, то с какими? |
Да – 100 % родители знакомят детей с такими как Сомбелэ, Сабантуй, Навруз, Ураза байрам, Курбан байрам и т. д. |
7. |
Какие национальные игры Вы знаете и играете с ребенком? |
Нет – 38 % Да – 62 % , в такие как «Буш урын», «Чулмэк сатыш», «Песи белэн тычкан», «Зилем – зилэле», «Кап – коп», «Эбэк», «Очты – очты», пальчиковые игры. |
8. |
Знаете ли Вы татарские народные песни? Какие? |
Нет – 33 % Да – 64 % : «Алмагачлар», «Жомга», «Кубэлэгем», «Эпипэ», «Энисэ» и т. д. |
9. |
Укажите, на ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к татарской национальной культуре? |
Нет никаких затруднений - 38 % Основной причиной возможных затруднений по мнению родителей является плохое владение татарским языком, незнание татарского народного творчества, традиций и обычаев татарского народа - 62 %. |
Вывод: По ответам родителей можно сказать, что очень важно приобщение детей к национальной культуре. Большинство родителей осуществляют приобщение к национальной культуре в семье через татарское народное творчество: сказки, пословицы и поговорки, подвижные и пальчиковые игры, песни и праздники.
Результаты анкетирования воспитателей: в опросе участвовало 10 педагогов.
Опрос проводился с целью выявления отношения педагогов к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре.
По результатам анкетирования выяснилось, что педагоги вкладывают в национальное воспитание такие составные компоненты как знакомство с татарскими национальными праздниками, традициями и обычаями, предметами национального прикладного искусства, зон развития с использованием татарских народных орнаментов, оформление альбомов, стендов, игр. По мнению педагогов приобщение к национальной культуре необходимо начинать с самого рождения. Воспитатели в работе по данному направлению используют такие формы работы как занятия на татарском языке, праздники, игры, беседы с наглядным материалом, ознакомление с элементами татарского национального костюма. Вести образовательно-воспитательную работу на эту тему, по мнению воспитателей, помогают методическая литература, проведение совместных традиционных праздников, узкие специалисты и старший воспитатель. Воспитатели ДОУ №62 в своей работе по приобщению детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре используют малые формы татарского народного устного творчества.
Очень ярко выражена работа по эстетическому воспитанию через татарский народный фольклор в кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста, в частности с детьми подготовительной группы. Я разработала подробный тематический план занятий кружка. Подобрала интересный и увлекательный, на мой взгляд, музыкальный, игровой и устный материал, стараюсь в кружковой работе охватить все жанры устного и музыкального народного творчества. Цель: познакомить детей с музыкальным фольклором татарского народа. Вызывать интерес к народной музыке, чувство радости; способствовать созданию хорошего настроения, эмоционально-психологического благополучия; развитию творческих способностей детей. Способствовать эстетическому воспитанию детей.
Результаты работы по эстетическому воспитанию через татарское народное творчество – это выступления детей на утренниках, основанных на татарских народных праздниках, различных мероприятиях внутри детского сада, а также на городском уровне. Так, в феврале 2007 года было показано занятие на КМО музыкальных руководителей на тему: «Импровизация как особый вид творчества детей». На данном занятии был показан результат работы фольклорного кружка «Эпипэ» ( с участием детей подготовительной к школе группы ) за I полугодие 2006 года; октябрь 2007года на ГМО музыкальных руководителей показ музыкального занятия с детьми средней группы на тему «Внесение регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников». Здесь были использованы элементы татарского народного танца «бишек», «чугу», татарская народная подвижная игра «Ап-ак куян» ; ноябрь 2007 года показ развлечения на неделе «Специалист» с детьми подготовительной группы на тему «Уеннар иленэ сэяхэт», в основу этого развлечения были положены татарские народные игры с пением. Главной целью, заложенной во все занятия и развлечения, было и остается приобщение детей к татарскому народному творчеству.
ГЛАВА 2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1 Состояние работы в дошкольном учреждении по национальному воспитанию
Практическая часть экспериментальной работы по приобщению детей к национальной культуре была осуществлена в г. Альметьевск, в дошкольном учреждении № 62 «Тополек».
В экспериментальную группу вошли 14 детей, из них 7 девочек и 7 мальчиков, в процентном соотношении 50% на 50%.
Экспериментальная работа состоит из двух этапов:
Опишем каждый этап проведенного эксперимента более подробно.
Беседа по выявлению знаний детей о народном устном и песенном творчестве.
Вопросы и задания:
Ответы детей представлены в виде такой таблицы:
таблица № 1
№ |
Ф.И.ребенка |
Вопросы |
Ответы детей |
1 |
Фаизова Камилла |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Татарстан Сабан-Туй «Гульчечек», «Лиса и журавль» Башмаки, тюбетейка, фартук «Летели-летели» + + Кем эшләми, шул ашамый. - “бишек” |
2 |
Фарутдинова Диляра |
1 2 3 4
5
6 7 8 9 10 |
Альметевск «Сабан-Туй», «Карга боткасы» «Лиса и журавль» Калфак, ичиги, фартук «Сабан-Туй», «Карга боткасы» «Продаем горшки», «Скок-перескок» + + Колыбельная «хлопки в ладоши», «тройной притоп» |
3 |
Миннегулов Вильдан |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Татарстан «Сабан-Туй» «Шалкан» Камзол, башмаки, платок «Сабан-Туй» - + + - «чугу» |
4 |
Шувалов Кирилл |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
- «Сомбеля» «Колобок» Фартук, тюбетейка, платок «Ак куян» - + - - - |
5 |
Кашапов Альберт |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Альметевск «Сабан-Туй» - Тюбетейка «Сукыр тэкэ» - + + - «Присядка с выставлением ноги на пятку» |
6 |
Гараева Элина |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Татарстан «Сабан-Туй», «Карга боткасы» «Лиса и журавль» Тюбетейка, калфак, ичиги «Летели-летели» «Әке – бэке» + + «Эпипэ» «бишек с тройным притопом» |
7 |
Тимерханов Тимур |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
- «Навруз» «Лиса и волк» Жилет, фартук. «Утыр, утыр, Мэликэ» - + - «Энисэ» - |
8 |
Фатхутдинова Зарина |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Татарстан «Сабан-Туй», «Карга боткасы» «Тавык, Тычкан, Кортлек» Калфак, жилет, платье, фартук. «Летели-летели», «Скок-перескок» - + + Колыбельная Легкий бег на носочках, выставление ноги на пятку. |
9 |
Салимгараев Ильясов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Альметевск «Сабан-Туй» «Лиса и журавль» Калфак, тюбетейка «Кошки – мышки», «Почтальон» - + + - - |
10 |
Сафина Аделя |
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 |
- «Сабан-Туй» Рубашка, тюбетейка, фартук. «Продаем горшки» «Иголка, нитка, узелок», « Челтэр элдем читэнгэ». - + - «Эпипэ» - |
11 |
Хайруллина Азалия |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Татарстан «Сабан-Туй», «Навруз» «Лиса и журавль» Ичиги, платок «Скок-перескок» + + + «Эпипэ», «Шома бас» Бишек, притопы, движение на носочках. |
12 |
Якупова Гульназ |
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 |
Татарстан «Сабан-Туй» «Три дочери» Калфак, тюбетейка «Почтальон», «Иголка, нитка, узелок» - + + - Хлопки в ладоши, притопы. |
13 |
Мухаметзянов Ильдар |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Татарстан «Сабан-Туй» «Шалкан» Фартук, тюбетейка, платок «Летели-летели» - + + - - |
14 |
Шайдуллин Алмаз |
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 |
Татарстан «Сабан-Туй», «Карга боткасы» «Лиса и журавль» Камзол, башмаки, платок, тюбетейка «Скок-перескок» - + + - - |
Анализ ответов детей показал следующее:
Разработаны критерии:
- ребенок имеет представления
о культуре и традициях
- положительно относится к
- полученные знания и умения ребенок отражает в различных видах деятельности.
Исходя из данных критериев, были определены уровни знаний детей о народном устном и песенном творчестве:
В результате данной беседы было выявлено, что у 50% детей высокий уровень знаний (7 детей); у 30% детей уровень знаний средний (4 детей); у 20% детей низкий уровень знаний (3детей). Эти уровни мы показали в виде следующей диаграммы
Вывод: анализируя процентное соотношение, мы видим, что у детей уровень знаний детей о народном устном и песенном творчестве выше среднего.
2.2 Результаты проделанной работы