Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 22:52, контрольная работа

Описание работы

В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать опытом воспитания, который имеется в других культурах. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.
1.1 Сущность понятий «культура» (народная, этническая, национальная), субкультура, детская субкультура.
1.2 Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре как педагогическая проблема современности.
1.3 Педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.
1.3.1 Среда как педагогическое условие приобщения детей к национальной культуре.
1.3.2 Фольклор как средство и условие осуществления эстетического воспитания.
ГЛАВА II. Осуществление опытно – экспериментальной работы по проблеме исследования в дошкольном учреждении.
2.1 Состояние работы по национальному воспитанию в ДОУ.
2.2 Результаты проделанной работы.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

для контрольной эстетическое восп. через татар.ф..doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, простата, лаконичность, эмоциональность, насыщенность, выразительность художественного образа, отраженного в устном, песенном народном творчестве, играх, праздниках, понятна для детей дошкольного возраста. Важным средством эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор и музыкальное искусство.

В народном искусстве обобщены представления  о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Прежде чем начать работу над данной темой мною был изучен следующий материал:

  1. Саубанова С.Бәйрәмнәр, туйлар өчен.Казан, 1999.
    1. Мурланова Ф.Н.Балаларны татар халкының мәдәнияте  hэм  традицияләре белән таныштыру. Барда, 2002.
    1. Хамитов И.М, Зиатдинов Г.Г. Халкым чишмәсеннән су эчәм. Яр Чалы, 1999.
    2. Мирзиянова Ф.Н. Татар халык музыкасы. Ленинагорск,1998.
    3. Закирова К.В. Уйный-уйный усэбез. Казан, 2005.
    4. Газизов Р. Татар халык фольклоры. Казан, 1999.
    5. Гарафиева Г.З. Сомбелэне кем белэ? Казан, 2003.
    6. Эхмэтов С. Уйныйбыз да, жырлыйбыз да. Яр Чалы, 1991.
    7. Вэлиева В.К, Мобэрэкшина Р.М. Беренче кечкенэлэр торкемендэ музыкаль-эстетик тэрбия.Яр Чаллы,2004.
    8. Ибрагимова З.Г. Шома бас.Казан, 2005.
    9. Кашипов М. Их, кунел ачабыз. Казан, 1996.
    10. Алмазов И. Бишек жырлары. Казан, 2000.

Составлены перспективные планы во всех группах с учетом возрастных особенностей детей и данного направления, подобран доступный для детей репертуар. На музыкальных занятиях организовывается слушание татарских народных песен, колыбельных, плясовых мелодий. Воспитанники водят хороводы, выполняют элементы татарского танца, играют в игры с пением и подвижные игры, разучивают татарские народные песни, частушки, знакомятся со звучанием татарских народных музыкальных инструментов: курай, гармонь и т.д. Сами дети могут аккомпанировать себе, используя шумовые и нетрадиционные музыкальные инструменты. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в различных его проявлениях.

Работа по данному направлению ведётся с воспитателями и родителями в форме консультаций, например, «Йолалар мэдэни мирас», «Көндәлек тормышта халык уеннарының әһәмияте», «Татар халык бәйрәмнәре», совместные праздники «Әниләр көне», «Ягез әле, әниләр», «Ягез әле, әтиләр», анкетирования на тему « Приобщение к татарской национальной культуре».

Результаты анкетирования родителей: в опросе участвовало 42 человека.

Опрос проводился с целью выявления того, как осуществляется приобщение детей к национальной культуре в семье.

 

Вопросы.

Ответы родителей.

1.

Как вы приобщаете ребенка к национальной культуре?

 

9.5 % затруднились ответить, 90.5 % родителей  осуществляют приобщение к татарской  национальной культуре через чтение сказок, общение на татарском языке, татарскую кухню, национальные праздники.

2.

Считаете ли Вы обращать внимание ребенка на то, к какой он национальности принадлежит?

Нет – 31 %

Да – 69 %

3.

Читаете ли вы татарские народные сказки? Какие?

Нет – 21 %

Да – 25 %, это такие сказки как, «Теремкэй», «Коза и баран», «Карт белэн Толке», «Оч кыз» и т. д.

19 % родителей путают татарские  народные сказки с произведениями 

Г. Тукая.

4.

Используете ли Вы в момент общения с ребенком татарские народные пословицы, поговорки?

Да – 52 %

Нет – 48 %

5.

Поете ли Вы ребенку «колыбельные песни» перед сном?

Да – 60 %

Нет – 40 %

6.

Знакомите ли Вы ребенка с татарскими народными праздниками, обрядами и традициями? Если да, то с какими?

Да – 100 % родители знакомят детей с  такими как Сомбелэ, Сабантуй, Навруз, Ураза байрам, Курбан байрам и т. д.

7.

Какие национальные игры Вы знаете и играете с ребенком?

Нет – 38 %

Да – 62 % , в такие как «Буш урын», «Чулмэк сатыш», «Песи белэн тычкан», «Зилем – зилэле», «Кап – коп», «Эбэк», «Очты – очты», пальчиковые игры.

8.

Знаете ли Вы татарские народные песни? Какие?

Нет – 33 %

Да – 64 % : «Алмагачлар», «Жомга», «Кубэлэгем», «Эпипэ», «Энисэ» и т. д.

9.

Укажите, на ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к татарской национальной культуре?

Нет никаких затруднений - 38 %

Основной причиной возможных затруднений по мнению родителей является плохое владение татарским языком, незнание татарского народного творчества, традиций и обычаев татарского народа - 62 %.


 

Вывод: По ответам родителей можно сказать, что очень важно приобщение детей к национальной культуре. Большинство родителей осуществляют приобщение к национальной культуре в семье через татарское народное творчество: сказки, пословицы и поговорки, подвижные и пальчиковые игры, песни и праздники.

Результаты анкетирования воспитателей: в опросе участвовало 10 педагогов.

Опрос проводился с целью выявления отношения педагогов к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре.

По результатам анкетирования выяснилось, что педагоги вкладывают в национальное воспитание  такие составные компоненты как знакомство с татарскими национальными праздниками, традициями и обычаями, предметами национального прикладного искусства, зон развития с использованием татарских народных орнаментов, оформление альбомов, стендов, игр. По мнению педагогов приобщение к национальной культуре необходимо начинать с самого рождения. Воспитатели в работе по данному направлению используют такие формы работы как занятия на татарском языке, праздники, игры, беседы с наглядным материалом, ознакомление с элементами татарского национального костюма. Вести образовательно-воспитательную работу на эту тему, по мнению воспитателей, помогают методическая литература, проведение совместных традиционных праздников, узкие специалисты и старший воспитатель. Воспитатели ДОУ №62 в своей работе по приобщению детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре используют малые формы татарского народного устного творчества.

Очень ярко выражена работа по эстетическому воспитанию через татарский народный фольклор в кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста, в частности с детьми подготовительной группы. Я разработала подробный тематический план занятий кружка. Подобрала интересный и увлекательный, на мой взгляд, музыкальный, игровой и устный материал, стараюсь в кружковой работе охватить все жанры устного и музыкального народного творчества. Цель: познакомить детей с музыкальным фольклором татарского народа. Вызывать интерес к народной музыке, чувство радости; способствовать созданию хорошего настроения, эмоционально-психологического благополучия; развитию творческих способностей детей. Способствовать эстетическому воспитанию детей.

 Результаты работы по эстетическому воспитанию через татарское народное творчество – это выступления детей на утренниках, основанных на татарских народных праздниках, различных мероприятиях внутри детского сада, а также на городском уровне. Так, в феврале 2007 года было показано занятие на КМО музыкальных руководителей на тему: «Импровизация как особый вид творчества детей». На данном занятии был показан результат работы фольклорного кружка «Эпипэ» ( с участием детей подготовительной к школе группы ) за I полугодие 2006 года; октябрь 2007года на ГМО музыкальных руководителей показ музыкального занятия с детьми средней группы на тему «Внесение регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников». Здесь были использованы элементы татарского народного танца «бишек», «чугу», татарская народная подвижная игра «Ап-ак куян» ; ноябрь 2007 года показ развлечения на неделе «Специалист» с детьми подготовительной группы на тему «Уеннар иленэ сэяхэт», в основу этого развлечения были положены татарские народные игры с пением. Главной целью, заложенной во все занятия и развлечения, было и остается приобщение детей к татарскому народному творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

2.1 Состояние работы  в дошкольном  учреждении по национальному воспитанию

Практическая часть экспериментальной работы по приобщению детей к национальной культуре была осуществлена в г. Альметьевск, в дошкольном учреждении  № 62 «Тополек».

В экспериментальную группу вошли 14 детей, из них 7 девочек и 7 мальчиков, в процентном соотношении 50% на 50%.

Экспериментальная работа состоит из двух этапов:

  1. Формирующий этап.
  2. Контрольный этап.

Опишем каждый этап проведенного эксперимента более подробно.

Беседа по выявлению знаний детей о народном устном и песенном творчестве.

 

Вопросы и задания:

 

  1. В какой Республике ты живешь?
  2. Знаешь ли ты татарские народные праздники? Какие?
  3. Какие татарские народные сказки ты знаешь?
  4. Назови части татарского национального костюма.
  5. Какие татарские народные игры ты знаешь?
  6. Какие татарские народные считалки ты знаешь?
  7. Знаешь ли ты татарские народные загадки? Какие?
  8. Знаешь ли ты татарские пословицы и поговорки?
  9. Знаешь ли ты тат. нар. песни (колыбельные и т. д.)?
  10. Какие элементы татарского народного танца ты знаешь? Назови или покажи их.

Ответы детей представлены в виде такой таблицы:

 

            таблица № 1

Ф.И.ребенка

Вопросы

Ответы детей

1

Фаизова Камилла

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Татарстан

Сабан-Туй

«Гульчечек», «Лиса и журавль»

Башмаки, тюбетейка, фартук

  «Летели-летели»

+

+

Кем эшләми, шул ашамый.

-

“бишек”

2

Фарутдинова Диляра

1

2

3

4

 

5

 

6

7

8

9

10

Альметевск

«Сабан-Туй», «Карга боткасы»

«Лиса и журавль»

Калфак, ичиги,  фартук

«Сабан-Туй», «Карга боткасы»

«Продаем горшки», «Скок-перескок»

+

+

Колыбельная

«хлопки в ладоши», «тройной притоп»

3

Миннегулов Вильдан

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Татарстан

«Сабан-Туй»

«Шалкан»

Камзол,  башмаки, платок

«Сабан-Туй»

-

+

+

-

«чугу»

4

Шувалов

Кирилл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

«Сомбеля»

«Колобок»

Фартук, тюбетейка, платок

«Ак куян»

-

+

-

-

-

5

Кашапов

Альберт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Альметевск

  «Сабан-Туй»

-

Тюбетейка

«Сукыр тэкэ»

-

+

+

-

«Присядка с выставлением ноги на пятку»

6

Гараева

Элина

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Татарстан

  «Сабан-Туй», «Карга боткасы»

«Лиса и журавль»

Тюбетейка, калфак, ичиги

  «Летели-летели»

«Әке – бэке»

+

+

«Эпипэ»

«бишек с тройным притопом»

7

Тимерханов

Тимур

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

«Навруз»

«Лиса и волк»

Жилет, фартук.

«Утыр, утыр, Мэликэ»

-

+

-

«Энисэ»

-

8

Фатхутдинова

Зарина

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Татарстан

  «Сабан-Туй», «Карга боткасы»

«Тавык, Тычкан, Кортлек»

Калфак, жилет, платье, фартук.

«Летели-летели», «Скок-перескок»

-

+

+

Колыбельная

Легкий бег на носочках, выставление ноги на пятку.

9

Салимгараев

Ильясов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Альметевск

«Сабан-Туй»

  «Лиса и журавль»

Калфак, тюбетейка

«Кошки – мышки», «Почтальон»

-

+

+

-

-

10

Сафина

Аделя

1

2

3

4

5

 

6

7

8

9

10

-

«Сабан-Туй»

Рубашка, тюбетейка, фартук.

«Продаем горшки»

«Иголка, нитка, узелок», « Челтэр элдем читэнгэ».

-

+

-

«Эпипэ»

-

11

Хайруллина

Азалия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Татарстан

«Сабан-Туй», «Навруз»

«Лиса и журавль»

Ичиги, платок

«Скок-перескок»

+

+

+

«Эпипэ», «Шома бас»

Бишек, притопы, движение на носочках.

12

Якупова

Гульназ

1

2

3

4

5

 

6

7

8

9

10

Татарстан

«Сабан-Туй»

  «Три дочери»

Калфак, тюбетейка

«Почтальон», «Иголка, нитка, узелок»

-

+

+

-

Хлопки в ладоши, притопы.

13

Мухаметзянов

Ильдар

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Татарстан

«Сабан-Туй»

«Шалкан»

Фартук, тюбетейка, платок

  «Летели-летели»

-

+

+

-

-

14

Шайдуллин

Алмаз

1

2

3

4

 

5

6

7

8

9

10

Татарстан

«Сабан-Туй», «Карга боткасы»

  «Лиса и журавль»

Камзол, башмаки, платок, тюбетейка

  «Скок-перескок»

-

+

+

-

-


 

Анализ ответов детей показал следующее:

  1. На первый вопрос лишь половина детей дала правильный ответ, Лейла, Альберт и Ильяс вместо республики назвали город, в котором они живут.
  2. Все дети назвали татарский национальный праздник «Сабан-Туй», а Лейла, Элина, Зарина, Азалия и Алмаз назвали еще и такой праздник как «Карга боткасы».
  3. Объем знаний о татарских народных сказках у детей низок. В основном дети называли такие  как «Лиса и журавль», «Три дочери», «Колобок» и «Репка».
  4. Дети знают названия частей татарского национального костюма, но не называют их самостоятельно.
  5. Знания детей о татарских национальных играх также низки, дети в основном называли такие игры как «Скок-перескок», «Летели-летели» и «Продаем горшки», «Кошки, мышки», «Почтальон», «Иголка, нитка, узелок», «Челтэр элдем читэнгэ», но практически не знают игр с пением.
  6. Дети не знают считалок, лишь несколько детей смогли вспомнить считалки.
  7. Дети с удовольствием, но с небольшим затруднением отгадывают загадки.
  8. Дети с небольшим затруднением вспомнили и назвали пословицы и поговорки о труде, о матери и т.д.
  9. Затрудняются назвать и исполнить татарские народные песни.
  10. Затрудняются назвать элементы татарского танца, но выполняют их по показу, знают положения рук в татарском сольном и парном танцах.

Разработаны критерии:

- ребенок имеет представления  о культуре и традициях татарского  народа, татарском народном устном  и песенном творчестве (знает загадки, пословицы и поговорки), элементы татарского танца и национального костюма.

- положительно относится к татарской  национальной культуре.

- полученные знания и умения  ребенок отражает в различных  видах деятельности.

 

Исходя из данных критериев, были определены уровни знаний детей о народном устном и песенном творчестве:

    • Высокий уровень знаний – ребенок самостоятельно, безошибочно, уверенно отвечает на поставленные вопросы.
    • Средний уровень знаний – ребенок допускает неточности, ждёт наводящих вопросов, ответы неполные.
    • Низкий уровень знаний – ребенок затрудняется ответить на вопросы, допускает ошибки, ответы не точные.

 

В результате данной беседы было выявлено, что у 50% детей высокий  уровень знаний (7 детей); у 30% детей уровень знаний средний (4 детей); у 20% детей низкий уровень знаний (3детей). Эти уровни мы показали в виде следующей диаграммы

 

 

Вывод: анализируя процентное соотношение, мы видим, что у детей уровень знаний детей о народном устном и песенном творчестве выше среднего.

 

2.2  Результаты проделанной работы

Информация о работе Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре