Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 22:52, контрольная работа
В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать опытом воспитания, который имеется в других культурах. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.
1.1 Сущность понятий «культура» (народная, этническая, национальная), субкультура, детская субкультура.
1.2 Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре как педагогическая проблема современности.
1.3 Педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.
1.3.1 Среда как педагогическое условие приобщения детей к национальной культуре.
1.3.2 Фольклор как средство и условие осуществления эстетического воспитания.
ГЛАВА II. Осуществление опытно – экспериментальной работы по проблеме исследования в дошкольном учреждении.
2.1 Состояние работы по национальному воспитанию в ДОУ.
2.2 Результаты проделанной работы.
Заключение.
Список используемой литературы.
После завершения формирующего этапа экспериментальной работы мы перешли к завершающему – контрольному этапу исследования.
Цель контрольного этапа: выявить уровень знаний, умений детей о национальной культуре татарского народа и сравнить это с первым этапом эксперимента. Методика проведения данной работы такая же, как и на первом этапе эксперимента.
После проведения работы на формирующем этапе были проведены беседы с детьми. В беседе участвовали 14 детей, из 7 мальчиков и 7 девочек, в процентном соотношений 50 % на 50%.
Первая беседа была направлена на выявление знаний детей о родной (татарской) культуре. Анализ ответов детей показал следующее:
« Коймаклар», «Синий цветок», «Найди себе пару» и т.д.
Уровни знаний детей |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Высокий |
50 % |
60 % |
Средний |
30 % |
40 % |
Низкий |
20 % |
- |
Как видно из таблицы, на контрольном этапе сформироваванность национального самосознания у 60 % детей достигла до высокого уровня., средний уровень увеличился до 40 %, а низкого уровня не стало.
Анализируя процентное соотношение, мы видим, что уровень знаний детей о родной (татарской) культуре и уровень сформированности национального самосознания значительно увеличился.
Таким образом, мы можем заключить, что национальное воспитание необходимо и возможно начинать с дошкольного возраста.
Заключение
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Во-первых, что в старшем дошкольном возрасте необходимо и возможно начинать работу по национальному воспитанию.
Так как ребенок эмоционально воспринимает окружающие его явления общественной жизни, дошкольный возраст – благодатная почва для приобщения к национальной культуре.
Во-вторых, путем подбора разнообразных форм и методов работы и создание педагогических условий можно осуществлять национальное воспитание детей дошкольного возраста. Важное значение для осуществления данной работы имеют такие педагогические условия как наличие среды, педагогическая грамотность воспитателей, доступность получаемых знаний детьми и др.
В соответствии с выдвинутыми задачами исследования нами была изучена педагогическая и методическая литература: определены педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре; разработана и эксперементально апробирована методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с особенностями татарской национальной культуры.
Развивающая среда создает благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре. Эффективность этого процесса зависит также от отношения семьи к данной проблеме.
На занятиях и в повседневной жизни в условиях детского сада и семьи детей знакомят с особенностями народного творчества, народными игрушками, национальными играми, костюмами, праздниками.
Начиная работу по национальному воспитанию педагог должен прежде всего сам хорошо знать материал, который он хочет преподнести детям. Педагогу необходимо научиться видеть ход педагогического процесса во всем его многообразии. Творчески работающий воспитатель может не только представить содержание деятельности воспитанников, но и предусмотреть ее результаты.
Педагог должен также учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, предлагаемый материал должен быть доступным и интересным. При планировании воспитательно-образовательной работы с детьми необходимо учесть ранее приобретенный опыт. Некоторые дети хорошо поют, другие танцуют, это следует учитывать при планировании различных форм работы по приобщению к национальной культуре.
Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, национального воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Дети очень чутки к меткому народному слову.
Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки.
При организации работы с детьми следует учесть, что основой чувств являются представления о жизни и искусстве каждого народа, его народном творчестве. Пословицы и поговорки, потешки и сказки наиболее близки и понятны маленькому ребенку.
Использование в работе с дошкольниками различных видов народного искусства оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на процесс приобщения детей к национальной культуре.
Необходимость национального воспитания детей, в том числе и дошкольников, вытекает из многонациональной сущности республики Татарстан. Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также гордости от сознания своей принадлежности к той или иной национальности.
Дети - наше будущее. Необходимо с малых лет приобщать их к национальной культуре, гордость от сознания принадлежности к той или иной национальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обобщение опыта работы музыкального руководителя
Закизановой Лилии Зямиловны
по методической теме
«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через культуру, традиции и обычаи татарского народа».
г. Альметьевск РТ.