Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 22:52, контрольная работа

Описание работы

В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать опытом воспитания, который имеется в других культурах. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.
1.1 Сущность понятий «культура» (народная, этническая, национальная), субкультура, детская субкультура.
1.2 Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре как педагогическая проблема современности.
1.3 Педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре.
1.3.1 Среда как педагогическое условие приобщения детей к национальной культуре.
1.3.2 Фольклор как средство и условие осуществления эстетического воспитания.
ГЛАВА II. Осуществление опытно – экспериментальной работы по проблеме исследования в дошкольном учреждении.
2.1 Состояние работы по национальному воспитанию в ДОУ.
2.2 Результаты проделанной работы.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

для контрольной эстетическое восп. через татар.ф..doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

После завершения формирующего этапа экспериментальной работы мы перешли к завершающему – контрольному этапу исследования.

Цель контрольного этапа: выявить уровень знаний, умений детей о национальной культуре татарского народа и сравнить это с первым этапом эксперимента. Методика проведения данной работы такая же, как и на первом этапе эксперимента.

После проведения работы на формирующем этапе были проведены беседы с детьми. В беседе участвовали 14 детей, из  7 мальчиков и 7 девочек, в процентном соотношений 50 % на 50%.

Первая беседа была направлена на выявление знаний детей о родной (татарской) культуре. Анализ ответов детей показал следующее:

  1. На первый вопрос все дети дали правильные ответы.
  2. Многие дети знают такие татарские национальные праздники как «Сомбеля», «Сабан-Туй», «Карга боткасы», «Каз омэсе», «Навруз», «Аулак ой».
  3. Объем знаний о татарских народных сказках у детей значительно увеличился. Если на первом этапе эксперимента дети называли только такие сказки как «Гульчечек», «Три дочери» и «Лиса и журавль», то на контрольном этапе смогли назвать такие сказки как «Солдат и топор», «Коварная лиса», «Коза и волк», «Котан Иванович».
  4. Дети знают много названий частей татарского национального костюма.
  5. Дети знают много татарских национальных подвижных игр и игр с пением, среди них такие как «Серый волк», «Летели-летели», «Скок-перескок», «Скачки», «Продаем горшки», «Краски», « Челтэр элдем читэнгэ», « Курсэт эле, ускэнем», « Ак калач»,  

« Коймаклар», «Синий цветок», «Найди себе пару» и т.д.

  1. Дети знают и умеют использовать различные татарские народные считалочки.
  2. С большим удовольствием отгадывают и сами загадывают друг другу татарские народные загадки.
  3. Знают различные по тематике и содержанию  пословицы и поговорки (о маме, о труде и т.д.)
  4. Выразительно исполняют татарские народные песни, колыбельные, часутушки, среди них такие как «Эпипэ», «Энисэ», «Шома бас», «Караужа авылы кое» и т.д.
  5. Называют и выполняют такие элементы татарского национального танца как «чугу», «бишек», «основной ход», «шаг с припаданием», «кружение в парах» и т.д.
  6. Покажем изменение уровней знаний детей в таблице:

 

Уровни знаний детей

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

50 %

60 %

Средний

30 %

40 %

Низкий

20 %

-


 

Как видно из таблицы, на контрольном этапе сформироваванность национального самосознания у 60 % детей достигла до высокого уровня., средний уровень увеличился до 40 %, а низкого уровня не стало.

Анализируя процентное соотношение, мы видим, что уровень знаний детей о родной (татарской) культуре и уровень сформированности национального самосознания значительно увеличился.

Таким образом, мы можем заключить, что национальное воспитание необходимо и возможно начинать с дошкольного возраста.

 

Заключение

 

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Во-первых, что в старшем дошкольном возрасте необходимо и возможно начинать работу по национальному воспитанию.

Так как ребенок эмоционально воспринимает окружающие его явления общественной жизни, дошкольный возраст – благодатная почва для приобщения к национальной культуре.

Во-вторых, путем подбора разнообразных форм и методов работы и создание педагогических условий можно осуществлять национальное воспитание детей дошкольного возраста. Важное значение для осуществления данной работы имеют такие педагогические условия как наличие среды, педагогическая грамотность воспитателей, доступность получаемых знаний детьми и др.

В соответствии с выдвинутыми задачами исследования нами была изучена педагогическая и методическая литература: определены педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре; разработана и эксперементально апробирована методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с особенностями татарской национальной культуры.

Развивающая среда создает благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре. Эффективность этого процесса зависит также от отношения семьи к данной проблеме.

На занятиях и в повседневной жизни в условиях детского сада и семьи детей знакомят с особенностями народного творчества, народными игрушками, национальными играми, костюмами, праздниками.

Начиная работу по национальному воспитанию педагог  должен прежде всего сам хорошо знать материал, который он хочет преподнести детям. Педагогу необходимо научиться видеть ход педагогического процесса во всем его многообразии. Творчески работающий воспитатель может не только представить содержание деятельности воспитанников, но и предусмотреть ее результаты.

Педагог должен также учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, предлагаемый материал должен быть доступным и интересным. При планировании воспитательно-образовательной работы с детьми необходимо учесть ранее приобретенный опыт. Некоторые дети хорошо поют, другие  танцуют, это следует учитывать при планировании различных форм работы по приобщению к национальной культуре.

Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, национального воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

Дети очень чутки к меткому народному слову.

Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки.

При организации работы с детьми следует учесть, что основой чувств являются представления о жизни и искусстве каждого народа, его народном творчестве. Пословицы и поговорки, потешки и сказки наиболее близки и понятны маленькому ребенку.

Использование в работе с дошкольниками различных видов народного искусства оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на процесс приобщения детей к национальной культуре.

Необходимость национального воспитания детей, в том числе и дошкольников, вытекает из многонациональной сущности республики Татарстан. Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также гордости от сознания своей принадлежности к той или иной национальности.

Дети - наше будущее. Необходимо с малых лет приобщать их к национальной культуре, гордость от сознания принадлежности к той или иной национальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. Воронеж,, 2000
  2. Аглиуллина И.И. Детский сад – культурные традиции. М., 2003
  3. Антонова Т.В. Народный праздник как средство приобщения ребенка – дошкольника к национальной культуре и традициям.// Детский сад от А до Я. 2005, - № 6
  4. Бабынина Т.Ф. В мире национальных культур. Набережные Челны, 2001
  5. Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур. Казань, 2004
  6. Бабынина Т.Ф. Методические подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Набережные Челны, 2003
  7. Богомолова М.И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане. Набережные Челны, 1993
  8. Борханова Р.А., Юсупов Ф.Ф. Программа по обучению детей татарскому языку в детском саду. Казань, 2004
  9. Виноградова Н.Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю. М., 1983
  10. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.. 1999
  11. Горелов А.А.Культурология. М., 2002
  12. Замалетдинов Л.А. Татарские народные сказки. Казань, 2002
  13. Закирова К.В., Борханова Р.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. Казань, 2000.
  14. Каюм Насыри – избранные произведения. /Под.ред. Бадюгиной Р., Миннибаева Казань, 1977.
  15. Набиуллина И.Ш. Ознакомление дошкольников с историей родного края. Казань,2001
  16. Сергеева Н. Бабушкин сундучок. Казань, 1995
  17. Тресковская А.П. Воспитание на народных традициях. М., 1986
  18. Файзуллина Р.А. Татарская поэзия и фольклор в детском саду. Казань, 1982
  19. Фахрутдинов Р. История татарского народа и Татарстана. Казань, 2000
  20. Харисов Ф.Ф. Современная действительностььи духовно-нарвственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях. Казань, 2003.
  21. Саубанова С.Бәйрәмнәр, туйлар өчен.Казан, 1999.
  22. Мурланова Ф.Н.Балаларны татар халкының мәдәнияте  hэм  традицияләре белән таныштыру. Барда, 2002.
  23. Хамитов И.М, Зиатдинов Г.Г. Халкым чишмәсеннән су эчәм. Яр Чалы, 1999.
  24. Мирзиянова Ф.Н. Татар халык музыкасы. Ленинагорск,1998.
  25. Закирова К.В. Уйный-уйный усэбез. Казан, 2005.
  26. Газизов Р. Татар халык фольклоры. Казан, 1999.
  27. Гарафиева Г.З. Сомбелэне кем белэ? Казан, 2003.
  28. Эхмэтов С. Уйныйбыз да, жырлыйбыз да. Яр Чалы, 1991.
  29. Вэлиева В.К, Мобэрэкшина Р.М. Беренче кечкенэлэр торкемендэ музыкаль-эстетик тэрбия.Яр Чаллы,2004.
  30. Ибрагимова З.Г. Шома бас.Казан, 2005.
  31. Кашипов М. Их, кунел ачабыз. Казан, 1996.
  32. Алмазов И. Бишек жырлары. Казан, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение опыта работы музыкального руководителя

 Закизановой Лилии Зямиловны

по методической теме

 «Эстетическое  воспитание детей дошкольного возраста через культуру, традиции и обычаи татарского народа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Альметьевск РТ.


Информация о работе Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре