Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:49, курсовая работа
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования
решались следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ развития внимания у младших школьников.
2. Дать определение вниманию как психологическому феномену, описать его виды и свойства.
3. Охарактеризовать возрастные психологические особенности развития внимания у детей.
4. Определить методы и провести исследование развития внимания младших школьников.
5. Разработать практические рекомендации, способствующие развитию внимания у детей начальной школы.
Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. В частности, люди с сильной подвижной нервной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц с инертной и слабой нервной системой более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. При сочетании инертности и силы показатели устойчивости повышаются, свойства переключения и распределения достигают средней эффективности. Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах.
Невнимательность младших школьников - одна из наиболее распространенных причин сниженной успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения - самые обидные для детей. К тому же они являются предметом для упреков и недовольства со стороны учителей и родителей. Маклаков утверждает, что, как правило, наличие значительного числа таких ошибок у первоклассников можно объяснить влиянием сразу многих факторов: общевозрастных особенностей развития, начальным этапом в овладении навыками организации учебной деятельности и прочими причинами, связанными с периодом адаптации к новым условиям школы. Поэтому в первых классах занятия по развитию внимания рекомендуется проводить, прежде всего, как профилактические, направленные на повышение эффективности функционирования внимания у всех детей [13]. Но наряду с ней возникает необходимость организации специальных занятий с детьми, отличающимися особой невнимательностью.
Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек - это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.
Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.С. Выготский указывает на его интегральный, целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, - писал Л.С. Выготский, - мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера» [2].
Глава II. Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте
2.1 Методика для изучения развития внимания младших школьников
При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определенно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Младшие школьники способны удержать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации. Попробуем полученные нами знания подтвердить практически.
Целью исследования является выявление уровня и характеристик внимания младших школьников.
Задачи исследования:
· Разработать программу исследования (проведение организационной работы по отбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка стимульного материала).
· Провести экспериментальное исследование.
· Обобщить результаты и сделать выводы
Для решения поставленных задач можно использовать следующие методики:
«Корректурная проба» (тест Бурдона).
Используется для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости, упражняемость школьников по отношению к однообразным раздражителям. Ограничений по применению методики практически нет. Необходимо чтобы школьник знал алфавит. Исследование проводится с группой школьников. Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Бурдона (Приложение 1). «По моей команде «начали» вы начинаете искать в каждой строке лежащего перед вами листа и вычеркивать букву «И», букву «К» надо подчеркивать. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. В течение каждой минуты в ответ на мою команду «Черта!» вы будите ставить черту в том месте, где сейчас работаете. Выполнение задания прекращается по команде «Закончили работу». Время работы - 5 минут.
2.2 Обработка и анализ результатов
Исследование проводилось на учащихся 2 класса МБОУ СОШ № 25 г. Брянска. Класс состоит из 24 человек. Все дети в классе дружные, общительные, из благополучных семей. Дети охотно участвовали в проведении эксперимента, были сосредоточенны, внимательны. Для определения объема, концентрации и устойчивости внимания я использовала методику «Корректурная проба» (буквенный вариант).
I. Обработка и анализ
результатов по методике «
· Вычисление коэффициента концентрации внимания производится по формуле:
К= (n1-n2-n3)/n * 100%,
где n1 - общее количество правильно зачеркнутых букв; n2 - количество пропусков букв И, К; n3 - количество ошибочно зачеркнутых букв; n - общее количество в просмотренных строках букв И, К подлежащих вычеркиванию. Результат нахождения коэффициента концентрации внимания (отнесенным ко всем 5 минутам работы) представим в виде сводной таблице для всей группы.
Таблица 2.1. Значения коэффициента концентрации внимания
№ |
Испытуемый |
К среднее,% |
Коэффициент концентрации внимания |
||||
К1,% |
К2,% |
К3,% |
К4, % |
К5,% | |||
1. |
Ира К. |
89 |
100 |
82 |
89 |
81 |
91 |
2. |
Диана М. |
20 |
0 |
0 |
80 |
0 |
73 |
3. |
Вова И. |
86 |
100 |
76 |
86 |
84 |
82 |
4. |
Игорь П. |
93 |
100 |
92 |
83 |
92 |
100 |
5. |
Святослав К. |
79 |
85 |
73 |
78 |
77 |
84 |
6. |
Ангелина Н. |
92 |
100 |
100 |
71 |
100 |
90 |
7. |
Арина З. |
27 |
3 |
22 |
5 |
42 |
62 |
8. |
Люда Д. |
59 |
0 |
63 |
69 |
71 |
91 |
9. |
Кристина К. |
62 |
64 |
16 |
75 |
83 |
88 |
10 |
Сережа К. |
86 |
88 |
63 |
100 |
92 |
86 |
11 |
Денис С. |
85 |
100 |
100 |
76 |
50 |
100 |
12 |
Данил Т. |
72 |
71 |
100 |
38 |
75 |
75 |
13 |
Антон Ж. |
79 |
85 |
76 |
60 |
87 |
88 |
14 |
Влад П. |
46 |
0 |
32 |
53 |
80 |
63 |
15 |
Никита Г. |
56 |
85 |
64 |
17 |
33 |
80 |
16 |
Настя П. |
93 |
93 |
100 |
90 |
83 |
100 |
17 |
Гриша Г. |
49 |
9 |
79 |
50 |
78 |
29 |
18 |
Андрей Р. |
93 |
100 |
77 |
93 |
94 |
100 |
19 |
Эльмира О. |
95 |
100 |
100 |
100 |
73 |
100 |
20 |
Вероника С. |
70 |
54 |
89 |
74 |
56 |
76 |
21 |
Лена Г. |
82 |
86 |
82 |
100 |
68 |
73 |
22 |
Коля Я. |
73 |
100 |
52 |
57 |
89 |
66 |
23 |
Ира Н. |
84 |
66 |
100 |
100 |
81 |
75 |
24 |
Данил Д. |
65 |
100 |
42 |
67 |
79 |
38 |
В психотехнике принята следующая система качественной оценки концентрации внимания (К) в зависимости от величины этого коэффициента:
очень хороший - 81-100%;
хороший - 61-80%;
средний - 41-60%;
плохой - 21-40%;
очень плохой - 0-20%.
Среди испытуемых школьников были выявлено:
· 11 учеников имеют очень высокий уровень концентрации внимания (81%-100%) - Ира К., Вова И., Игорь П. , Ангелина Н., Ира Н. , Настя П., Денис С., Сережа К., Андрей Р., Эльмира О., Лена Г.
· 7 учеников имеют высокий уровень концентрации внимания (61%-80%) - Святослав К., Кристина К., Данил Т., Антон Ж., Вероника С., Коля Я., Данил Д.
· 4 ученика имеют средний уровень концентрации внимания (41%-60%) - Люда Д., Гриша Г., Никита Г., Влад П.
· 2 ученика имеющие низкий уровень концентрации внимания (21%-40%) - Диана М., Арина З.
Определение устойчивости внимания.
· Вычисление коэффициента точности (аккуратности) внимания производится по формуле:
А=(n1-n3) / (n1+n2).
Результат нахождения коэффициента точности (аккуратности) внимания (отнесенным ко всем 5 минутам работы) представим в виде сводной таблице для всей группы.
Таблица 2.2. Значения коэффициента точности внимания
№ |
Испытуемый |
Коэффициент точности внимания по каждой минуте работы |
||||
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 | ||
1. |
Ира К. |
1 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
1 |
2. |
Диана М. |
0,2 |
0,2 |
0,9 |
0,5 |
0,9 |
3. |
Вова И. |
1 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
4. |
Игорь П. |
1 |
1 |
0,9 |
1 |
1 |
5. |
Святослав К. |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
6. |
Ангелина Н. |
1 |
1 |
0,9 |
1 |
1 |
7. |
Арина З. |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
0,7 |
0,8 |
8. |
Люда Д. |
0 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
1 |
9. |
Кристина К. |
0,8 |
0,6 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
10 |
Сережа К. |
0,9 |
0,8 |
1 |
1 |
0,9 |
11 |
Денис С. |
1 |
1 |
0,9 |
0,8 |
1 |
12 |
Данил Т. |
0,9 |
1 |
0,7 |
0,9 |
0,9 |
13 |
Антон Ж. |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
14 |
Влад П. |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
0,9 |
0,8 |
15 |
Никита Г. |
0,9 |
0,8 |
0,6 |
0,6 |
0,9 |
16 |
Настя П. |
0,9 |
1 |
1 |
0,9 |
1 |
17 |
Гриша Г. |
0,5 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
0,6 |
18 |
Андрей Р. |
1 |
0,9 |
1 |
1 |
1 |
19 |
Эльмира О. |
1 |
1 |
1 |
0,9 |
1 |
20 |
Вероника С. |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
21 |
Лена Г. |
0,9 |
0,9 |
1 |
0,9 |
0,9 |
22 |
Коля Я. |
1 |
0,8 |
0,8 |
1 |
0,8 |
23 |
Ира Н. |
0,8 |
1 |
1 |
0,9 |
0,9 |
В результате определения точности внимания, я выявила, что у 40% учеников наивысший коэффициент точности внимания приходится на первую минуту выполнения задания, а наименьший коэффициент продуктивности у 50% учеников приходится на 4 минуту работы.
· Вычисление коэффициента продуктивности (эффективности) внимания по формуле:
Е=А*N,
где А - коэффициент точности внимания; N - общее количество знаков просмотренное за данное количество времени. Результат нахождения коэффициента продуктивности внимания представим в виде сводной таблице для всей группы.
Таблица 2.3. Значения коэффициента продуктивности внимания
№ |
Испытуемый |
Коэффициент продуктивности внимания по каждой минуте работы |
||||
Е1 |
Е2 |
Е3 |
Е4 |
Е5 | ||
1. |
Ира К. |
128 |
67 |
63 |
63 |
200 |
2. |
Диана М. |
25 |
15 |
67 |
55 |
77 |
3. |
Вова И. |
103 |
71 |
91 |
85 |
84 |
4. |
Игорь П. |
96 |
79 |
77 |
81 |
78 |
5. |
Святослав К. |
122 |
68 |
91 |
89 |
99 |
6. |
Ангелина Н. |
63 |
66 |
61 |
72 |
66 |
7. |
Арина З. |
83 |
83 |
85 |
72 |
67 |
8. |
Люда Д. |
0 |
41 |
29 |
26 |
80 |
9. |
Кристина К. |
58 |
37 |
51 |
63 |
53 |
10 |
Сережа К. |
91 |
66 |
94 |
79 |
109 |
11 |
Денис С. |
44 |
36 |
44 |
46 |
46 |
12 |
Данил Т. |
55 |
18 |
32 |
25 |
47 |
13 |
Антон Ж. |
108 |
50 |
60 |
46 |
52 |
14 |
Влад П. |
73 |
49 |
44 |
71 |
58 |
15 |
Никита Г. |
134 |
66 |
59 |
41 |
72 |
16 |
Настя П. |
83 |
68 |
73 |
70 |
64 |
17 |
Гриша Г. |
93 |
94 |
94 |
105 |
106 |
18 |
Андрей Р. |
122 |
67 |
99 |
116 |
131 |
19 |
Эльмира О. |
80 |
37 |
51 |
55 |
40 |
20 |
Вероника С. |
66 |
50 |
72 |
49 |
56 |
21 |
Лена Г. |
45 |
72 |
70 |
75 |
68 |
22 |
Коля Я. |
44 |
67 |
62 |
80 |
84 |
23 |
Ира Н. |
105 |
71 |
44 |
67 |
61 |
24 |
Данил Д. |
108 |
73 |
72 |
101 |
62 |
Информация о работе Теоретические основы развития внимания в психологии