Теоретические основы развития внимания в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования
решались следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ развития внимания у младших школьников.
2. Дать определение вниманию как психологическому феномену, описать его виды и свойства.
3. Охарактеризовать возрастные психологические особенности развития внимания у детей.
4. Определить методы и провести исследование развития внимания младших школьников.
5. Разработать практические рекомендации, способствующие развитию внимания у детей начальной школы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 80.15 Кб (Скачать файл)

Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. В частности, люди с сильной подвижной нервной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц с инертной и слабой нервной системой более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. При сочетании инертности и силы показатели устойчивости повышаются, свойства переключения и распределения достигают средней эффективности. Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах.

Невнимательность младших школьников - одна из наиболее распространенных причин сниженной успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения - самые обидные для детей. К тому же они являются предметом для упреков и недовольства со стороны учителей и родителей. Маклаков утверждает, что, как правило, наличие значительного числа таких ошибок у первоклассников можно объяснить влиянием сразу многих факторов: общевозрастных особенностей развития, начальным этапом в овладении навыками организации учебной деятельности и прочими причинами, связанными с периодом адаптации к новым условиям школы. Поэтому в первых классах занятия по развитию внимания рекомендуется проводить, прежде всего, как профилактические, направленные на повышение эффективности функционирования внимания у всех детей [13]. Но наряду с ней возникает необходимость организации специальных занятий с детьми, отличающимися особой невнимательностью.

Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек - это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.С. Выготский указывает на его интегральный, целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, - писал Л.С. Выготский, - мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера» [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальные исследования особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте

2.1 Методика для изучения развития внимания младших школьников

При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определенно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Младшие школьники способны удержать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации. Попробуем полученные нами знания подтвердить практически.

Целью исследования является выявление уровня и характеристик внимания младших школьников.

Задачи исследования:

· Разработать программу исследования (проведение организационной работы по отбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка стимульного материала).

· Провести экспериментальное исследование.

· Обобщить результаты и сделать выводы

Для решения поставленных задач можно использовать следующие методики:

«Корректурная проба» (тест Бурдона).

Используется для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости, упражняемость школьников по отношению к однообразным раздражителям. Ограничений по применению методики практически нет. Необходимо чтобы школьник знал алфавит. Исследование проводится с группой школьников. Каждому испытуемому выдаются листы с тестом Бурдона (Приложение 1). «По моей команде «начали» вы начинаете искать в каждой строке лежащего перед вами листа и вычеркивать букву «И», букву «К» надо подчеркивать. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. В течение каждой минуты в ответ на мою команду «Черта!» вы будите ставить черту в том месте, где сейчас работаете. Выполнение задания прекращается по команде «Закончили работу». Время работы - 5 минут.

2.2 Обработка и  анализ результатов

Исследование проводилось на учащихся 2 класса МБОУ СОШ № 25 г. Брянска. Класс состоит из 24 человек. Все дети в классе дружные, общительные, из благополучных семей. Дети охотно участвовали в проведении эксперимента, были сосредоточенны, внимательны. Для определения объема, концентрации и устойчивости внимания я использовала методику «Корректурная проба» (буквенный вариант).

I. Обработка и анализ  результатов по методике «Корректурная  проба» (тест Бурдона).

· Вычисление коэффициента концентрации внимания производится по формуле:

К= (n1-n2-n3)/n * 100%,

где n1 - общее количество правильно зачеркнутых букв; n2 - количество пропусков букв И, К; n3 - количество ошибочно зачеркнутых букв; n - общее количество в просмотренных строках букв И, К подлежащих вычеркиванию. Результат нахождения коэффициента концентрации внимания (отнесенным ко всем 5 минутам работы) представим в виде сводной таблице для всей группы.

Таблица 2.1. Значения коэффициента концентрации внимания

Испытуемый

К среднее,%

Коэффициент концентрации внимания

       
     

К1,%

К2,%

К3,%

К4, %

К5,%

1.

Ира К.

89

100

82

89

81

91

2.

Диана М.

20

0

0

80

0

73

3.

Вова И.

86

100

76

86

84

82

4.

Игорь П.

93

100

92

83

92

100

5.

Святослав К.

79

85

73

78

77

84

6.

Ангелина Н.

92

100

100

71

100

90

7.

Арина З.

27

3

22

5

42

62

8.

Люда Д.

59

0

63

69

71

91

9.

Кристина К.

62

64

16

75

83

88

10

Сережа К.

86

88

63

100

92

86

11

Денис С.

85

100

100

76

50

100

12

Данил Т.

72

71

100

38

75

75

13

Антон Ж.

79

85

76

60

87

88

14

Влад П.

46

0

32

53

80

63

15

Никита Г.

56

85

64

17

33

80

16

Настя П.

93

93

100

90

83

100

17

Гриша Г.

49

9

79

50

78

29

18

Андрей Р.

93

100

77

93

94

100

19

Эльмира О.

95

100

100

100

73

100

20

Вероника С.

70

54

89

74

56

76

21

Лена Г.

82

86

82

100

68

73

22

Коля Я.

73

100

52

57

89

66

23

Ира Н.

84

66

100

100

81

75

24

Данил Д.

65

100

42

67

79

38


 

В психотехнике принята следующая система качественной оценки концентрации внимания (К) в зависимости от величины этого коэффициента:

очень хороший - 81-100%;

хороший - 61-80%;

средний - 41-60%;

плохой - 21-40%;

очень плохой - 0-20%.

Среди испытуемых школьников были выявлено:

· 11 учеников имеют очень высокий уровень концентрации внимания (81%-100%) - Ира К., Вова И., Игорь П. , Ангелина Н., Ира Н. , Настя П., Денис С., Сережа К., Андрей Р., Эльмира О., Лена Г.

· 7 учеников имеют высокий уровень концентрации внимания (61%-80%) - Святослав К., Кристина К., Данил Т., Антон Ж., Вероника С., Коля Я., Данил Д.

· 4 ученика имеют средний уровень концентрации внимания (41%-60%) - Люда Д., Гриша Г., Никита Г., Влад П.

· 2 ученика имеющие низкий уровень концентрации внимания (21%-40%) - Диана М., Арина З.

Определение устойчивости внимания.

· Вычисление коэффициента точности (аккуратности) внимания производится по формуле:

А=(n1-n3) / (n1+n2).

Результат нахождения коэффициента точности (аккуратности) внимания (отнесенным ко всем 5 минутам работы) представим в виде сводной таблице для всей группы.

Таблица 2.2. Значения коэффициента точности внимания

Испытуемый

Коэффициент точности внимания по каждой минуте работы

       
   

А1

А2

А3

А4

А5

1.

Ира К.

1

0,9

0,9

0,9

1

2.

Диана М.

0,2

0,2

0,9

0,5

0,9

3.

Вова И.

1

0,9

0,9

0,9

0,9

4.

Игорь П.

1

1

0,9

1

1

5.

Святослав К.

0,9

0,9

0,9

0,9

0,9

6.

Ангелина Н.

1

1

0,9

1

1

7.

Арина З.

0,5

0,6

0,5

0,7

0,8

8.

Люда Д.

0

0,8

0,9

0,9

1

9.

Кристина К.

0,8

0,6

0,9

0,9

0,9

10

Сережа К.

0,9

0,8

1

1

0,9

11

Денис С.

1

1

0,9

0,8

1

12

Данил Т.

0,9

1

0,7

0,9

0,9

13

Антон Ж.

0,9

0,9

0,8

0,9

0,9

14

Влад П.

0,5

0,6

0,8

0,9

0,8

15

Никита Г.

0,9

0,8

0,6

0,6

0,9

16

Настя П.

0,9

1

1

0,9

1

17

Гриша Г.

0,5

0,9

0,8

0,9

0,6

18

Андрей Р.

1

0,9

1

1

1

19

Эльмира О.

1

1

1

0,9

1

20

Вероника С.

0,8

0,9

0,9

0,8

0,9

21

Лена Г.

0,9

0,9

1

0,9

0,9

22

Коля Я.

1

0,8

0,8

1

0,8

23

Ира Н.

0,8

1

1

0,9

0,9


 

В результате определения точности внимания, я выявила, что у 40% учеников наивысший коэффициент точности внимания приходится на первую минуту выполнения задания, а наименьший коэффициент продуктивности у 50% учеников приходится на 4 минуту работы.

· Вычисление коэффициента продуктивности (эффективности) внимания по формуле:

Е=А*N,

где А - коэффициент точности внимания; N - общее количество знаков просмотренное за данное количество времени. Результат нахождения коэффициента продуктивности внимания представим в виде сводной таблице для всей группы.

Таблица 2.3. Значения коэффициента продуктивности внимания

Испытуемый

Коэффициент продуктивности внимания по каждой минуте работы

       
   

Е1

Е2

Е3

Е4

Е5

1.

Ира К.

128

67

63

63

200

2.

Диана М.

25

15

67

55

77

3.

Вова И.

103

71

91

85

84

4.

Игорь П.

96

79

77

81

78

5.

Святослав К.

122

68

91

89

99

6.

Ангелина Н.

63

66

61

72

66

7.

Арина З.

83

83

85

72

67

8.

Люда Д.

0

41

29

26

80

9.

Кристина К.

58

37

51

63

53

10

Сережа К.

91

66

94

79

109

11

Денис С.

44

36

44

46

46

12

Данил Т.

55

18

32

25

47

13

Антон Ж.

108

50

60

46

52

14

Влад П.

73

49

44

71

58

15

Никита Г.

134

66

59

41

72

16

Настя П.

83

68

73

70

64

17

Гриша Г.

93

94

94

105

106

18

Андрей Р.

122

67

99

116

131

19

Эльмира О.

80

37

51

55

40

20

Вероника С.

66

50

72

49

56

21

Лена Г.

45

72

70

75

68

22

Коля Я.

44

67

62

80

84

23

Ира Н.

105

71

44

67

61

24

Данил Д.

108

73

72

101

62

Информация о работе Теоретические основы развития внимания в психологии