Теоретические основы развития внимания в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования
решались следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ развития внимания у младших школьников.
2. Дать определение вниманию как психологическому феномену, описать его виды и свойства.
3. Охарактеризовать возрастные психологические особенности развития внимания у детей.
4. Определить методы и провести исследование развития внимания младших школьников.
5. Разработать практические рекомендации, способствующие развитию внимания у детей начальной школы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 80.15 Кб (Скачать файл)

 

 
             

В ходе выполнения определения продуктивности внимания, я выявила, что у 40% учеников наивысший коэффициент продуктивности внимания приходится на первую минуту выполнения задания, а наименьший коэффициент продуктивности у 50% учеников приходится на 4 минуту работы, как и коэффициент точности внимания.

По динамике продуктивности работы (Е) во времени определяется устойчивость внимания. Исходя из представленных графиков (приложение 6) можно сделать следующие выводы:

· 46 % испытуемых показали быструю включаемость в работу (за первую минуту было обработано наибольшее количество символов): Вова И., Игорь П., Святослав К., Данил Т., Антон Ж., Влад П., Никита Г., Настя П., Эльмира О., Ира Н., Данил Д.

· у 17% испытуемых устойчивое внимание (Анеглина Н., Игорь П., Денис С., Гриша Г.); у 17% достаточно устойчивое внимание (Арина З., Настя П., Лена Г., Коля Я.); у 29% колеблющееся внимание (Вова И., Святослав К., Кристина К., Сережа К., Влад П., Данил Д., Вероника С.); у 37% неустойчивое внимание (Диана М., Ира К., Люда Д., Данил Т., Антон Ж., Никита Г., Ира Н., Эльмира О., Настя П.).

В целом же, уровень внимания в экспериментальной группе преимущественно ниже нормы. Данные результаты обусловлены особенностями младшего школьного возраста, ведь ученики 2-го класса продолжают развивать концентрацию, объем и другие характеристики внимания, закрепляя результаты, полученные в 1-м классе.

Полученные опытным путем данные свидетельствуют об актуальности применения упражнений и заданий на развитие внимания в процессе учебной деятельности.

2.3 Практические  рекомендации по развитию внимания  у детей младшего школьного  возраста

Для поддержания устойчивого внимания необходимы следующие условия:

· Отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности.

· Привычные условия работы.

· Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности.

На развитие внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Для того чтобы быть внимательным необходима предварительная готовность к активной работе на занятии.

Корректурные задания. В корректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для проведения корректурных заданий можно использовать изображения с видами природы, животных, техники и т.д. Чтобы привлечь интерес детей карточки с картинками должны быть яркие, красочные.

Упражнение «Найди отличия»

Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности.

Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей. Картинки необходимо подбирать по тематике проводимого урока.

Упражнение «Послушай, что это за звук?»

Детям предлагается короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (учитель может специально организовать некоторые шумы). Эту игру можно проводить как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведённый анализ психологической литературы позволил выяснить наиболее значимые характеристики внимания, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации и развития внимания.

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, - предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни - быту, в общении с другими людьми, в спорте, в культуре и т. д. внимание является важнейшим качеством развитого человека.

Высокий уровень его развития определяет в дальнейшем становление личности, успешность деятельности человека любой профессии. Необходимо это качество и школьникам для успешного овладения знаниями и практической деятельностью. К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира и приучить детей держать эти двери открытыми дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Ученик, который не умеет на уроке выслушать объяснение учителя, поскольку его мысли в это время где-то далеко, или его «внимание» постоянно отключается, воспримет поступающую информацию частично, с пробелами или искажениями, или же вообще ее не воспримет. Поэтому усилия педагогов постоянно направлены на воспитание и сохранение основных свойств внимания[26].

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Перечисленные свойства могут проявляться во всех видах внимания -- в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природно-обусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью; относительно небольшой объем внимания как недостаток преодолевается за счет повышения продуктивности внимания; недостатки зрительного внимания могут быть частично уравновешены преимуществами слухового и двигательного внимания; дефицит механического - развитостью логического внимания.

Были изучены особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста. Возрастная особенность младших школьников - сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности.

Была проведена экспериментально-исследовательская работа по изучению внимания, индивидуальных его особенностей (устойчивость и продуктивность). Исследования индивидуальных особенностей внимания, несомненно, включает многочисленные неразрешенные вопросы, как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Однако факты, приведенные в работе, показывают, что действительно существуют индивидуальные различия во внимании и мы в состоянии их зарегистрировать. Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании. Великий режиссер С.Станиславский, который в книге «Работа актера над собой» целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредотачивает внимание на объеме, т.е. внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Внимание неразделимо связано с деятельностью и волей человека.

Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Волкова, Т. Н. Развитие  памяти и внимания. / Т.Н. Волкова, М., 2000.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая  психология. / Л.С. Выготский, М., 1991.

3. Вудвортс, Р. Экспериментальная психология. /Р. Вудвортс, М., Директ-Медиа, 2008

4. Гальперин, П. Я., Кабыльницкая, С. Л. Экспериментальное формирование внимания. /П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, М., 1974.

5. Гальперин, П.Я. К проблеме  внимания / П.Я. Гальперин, Докл. Апн РСФСР. 1958 г. № 3

6. Гиппенрейтер, Ю.Б., Введение в общую психологию. Курс лекций. / Ю.Б. Гиппенрейтер, М., 1997.

7. Гоноблин, Ф. Н. Внимание и его воспитание. / Ф.Н. Гоноблин, М., 1972.

8. Джеймс, У. Внимание: Хрестоматия  по вниманию. / У. Джеймс, М., 1976 г.

9. Добрынин, Н. Ф. Произвольное  и непроизвольное внимание. /Учёные  записки МГПИ им. В. И. Ленина. / Н.Ф. Добрынин, М., 1958.

10. Коломинский, Человек: психология. / Коломинский, М.: Просвещение, 1986.

11. Леонтьев, А.Н. Избранные  психологические произведения: в 2т. /А.Н. Леонтьев, М., 1983. - Т.1

12. Лурия, А. Р. Внимание и память. / А.Р. Лурия, М., 1975.

13. Маклаков, А.Г., Общая психология. / А.Г. Маклаков,СПб.: Питер, 2002.

14. Немов, Р.С., Психология, в 3 т., т.1,/Р.С. Немов, М.,1998.

15. Немов, Р.С., Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. /Р.С. Немов, М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

16. Общая психология под  ред. Петровского, А.В. / А.В. Петровский, М.: Просвещение, 1986.

17. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. / А.В. Петровский, М.: Просвещение, 1979.

18. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной  психологии/А.А.Крылова, С.А. Маничева. / Крылова, А.А., СПб.: Питер, 2000.

19. Практические занятия  по психологии /Под ред. А. В. Петровского. / Петровский, А.В, М., Просвещение 1972.

20. Психология внимания. Хрестоматия  по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. / Романова, В.Л., М., 2000.

21. Рибо, Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. / Т. Рибо М., 1976

22. Рубинштейн, С.Л. Основы  общей психологии,/ Рубинштейн, С.Л., М., 2001.

23. Рубинштейн, С.Л. Внимание  и его воспитание. / Рубинштейн, С.Л., М., 1972.

24. Страхов, И.В. Внимание  и структура личности, /Страхов, И.В., Саратов, 1969.

25. Титченер. Учебник психологии, Учебник психологии. Ч. 1./ Титченер, СПБ. 1914.

26. Ушинский, К. Д. Избр. пед. соч. В 2 т./ М., 1954. /К.Д. Ушинский, Т. II.

27. Хрестоматия по вниманию /Под ред. Леонтьева А. Н. / Леонтьев, А.Н., М., МГУ, 1979

28. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: 1985.

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Корректурная проба (тест Бурдона)

К - подчеркиваем И - зачеркиваем

СХАВСХЕВИХНАИСНХВХВКСНАИСЕХВХЕНАИСНЕВХАК

ВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИСНАВХНВК

НХИСХВХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИЕНКХКИКХЕКВКИСВХИ

ХАКХНСКАИСВЕКВХНАИСНХЕКХИСНАКСКВХКВНАВСН

ИСНАИКАЕХКИСНАИКХЕХЕИСНАХКЕКХВИСНАИХВИКХ

СНАИСВНКХВАИСНАХЕКЕХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСНКИВ

КХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСИКНАЕСНКХКВИХКАКС

АИСНАЕХКВЕНВХКЕАИСНКАИКНВЕВНКВХАВЕИВИСНА

КАХВЕИВНАХИЕНАИКВИЕАКЕИВАКСВЕИКСНАВАКЕСВ

НКЕСНКСВХИЕСВХКНВВСКВЕВКНИЕСАВИЕХЕВНАИЕН

ХЕИВКАИСНАСНАИСХАКВННАКСХАИЕНАСНАИСВКХЕВ

ЕВХКХСНЕИСНАИСНКВКХВЕКЕВКВНАИСНАИСНКЕВКХ

АВСНАХКАСЕСНАИСЕСХКВАИСНАСАВКХСНЕИСХИХЕК

ВИКВЕНАИЕНЕКХАВИХНВИХКХЕХНВИСНВСАЕХИСНАИ

НКЕХВИВНАЕИСНВИАЕВАЕНХВХВИСНАЕИЕКАИВЕКЕХ

КЕИСНЕСАЕИХВКЕВЕИСНАЕАИСНКВЕХИКХНКЕАИСНА

ЕАКАЕКХЕВСКХЕКХНАИСНКВЕВЕСНАИСЕКХЕКНАИСН

ИСНЕИСНВИЕХКВХЕИВНАКИСХАИЕВКЕВКИЕХЕИСНАИ

СНАИСАКВСНХАЕСХАИСНАЕНКИСХКЕХВХВСКНЕИЕНА

ЕКХЕКНАИВКВКХЕХИСНАИХКАХЕНАИЕНИКВКЕИСНАИ

ЕХВКВИЕХАИЕХЕКВСНЕИЕСВНЕВИСНАЕАХНХКСНАХС

ИСНАИЕИНЕВИСНАИВЕВХСИСВАИЕВХЕИХСКЕИЕХКИЕ

КЕВХВАЕСНАСНКИСХЕАЕХКВЕХЕАИСНАСВАИСЕВЕКЕ

ХВЕКХСНКИСЕКАЕКСНАИИЕХСЕХСНАИСВНЕКХСНАИА

АВЕНАХИАКХВЕИВЕАИКВАВИХНАХКСВХЕХИВХАИСНА

ВНСИЕАХСНАНАЕСНВКСНХАЕВИКАИКНКНАВСНЕКВХК

 

 


Информация о работе Теоретические основы развития внимания в психологии