Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 09:25, контрольная работа
Цель исследования: анализ теоретических подходов к пониманию Я – концепции и ее структуры в психологической науке.
Объектом исследования является Я – концепция личности, а предметом – теории, изучающие Я – концепцию личности.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме
2. Выявить взгляды отечественных и зарубежных авторов на сущность Я – концепции.
3. Определить специфику структуры Я – концепции.
Введение
Теоретические подходы к изучению Я – концепции в психологической науке
Специфика структуры Я – концепции
Значение «Я – концепции»
Заключение
Список использованных источников
СОДЕрЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список использованных источников
Введение
Я – концепция с момента своего зарождения
становится активным началом, важным фактором
в интерпретации опыта. Я – концепция
способствует достижению внутренней согласованности
личности, определяет интерпретацию опыта
и является источником ожиданий, то есть
представлений о том, что должно произойти.
Я-концепция формируется под воздействием
различных внешних влияний, которые испытывает
индивид. Особенно важными являются для
него контакты со значимыми другими, которые,
в сущности, и определяют представления
индивида о самом себе. Но на первых порах
практически любые социальные контакты
оказывают на него формирующее воздействие.
Однако с момента своего зарождения Я-концепция
сама становится активным началом, важным
фактором в интерпретации опыта. Таким
образом, Я-концепция играет, по существу,
троякую роль: она способствует достижению
внутренней согласованности личности,
определяет интерпретацию опыта и является
источником ожиданий.
Поэтому исследования в области самосознания
имеют огромное значение для каждого индивида,
т. к. позволяют наиболее глубоко изучить
особенности собственной психики, и, возможно,
решить какие-либо значимые проблемы.
Актуальность данной проблемы состоит
в том, что феномен я – концепции окончательно
не изучен по сей день и требует более
глубинного рассмотрения, т. к. человек
испокон веков задавался вопросом «кто
есть я?» и до сих пор не нашел ответа.
Цель исследования: анализ теоретических
подходов к пониманию Я – концепции и
ее структуры в психологической науке.
Объектом исследования является Я – концепция
личности, а предметом – теории, изучающие
Я – концепцию личности.
Поставленная цель раскрывается через
следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу
по исследуемой проблеме
2. Выявить взгляды отечественных и зарубежных
авторов на сущность Я – концепции.
3. Определить специфику структуры Я –
концепции.
Содержание и объем понятия
«Я – концепция» до настоящего времени
остается дискуссионным. Но если синтезировать
основные подходы к ее изучению, то можно
выделить наиболее значимые критерии
ее исследования в психологической науке.
Основоположником изучения «Я – концепции»
принято считать У. Джемса, который в своей
модели разделил личность на две составляющие:
«Я» – познаваемое и «Я» – познающее ,
подчеркивая, что такое деление условно
и отделить одну от другой возможно лишь
в чисто теоретических построениях.
Также вклад в исследование феномена я
– концепции внесло множество различных
ученых, так или иначе касающихся вопросов
самосознания личности, и изучающих его
с различных позиций, таких, как: У. Джемс,
Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, Л.С. Выготский, И.С. Кон,
В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс,
К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон.
Наконец, человек, будучи существом социальным,
просто не может избежать принятия многих
социальных и культурных ролей, стандартов
и оценок, определяемых самими условиями
его жизни в обществе. Он становится объектом
не только собственных оценок и суждений,
но также оценок и суждений других людей,
с которыми он сталкивается в ходе социальных
взаимодействий.
1. Теоретические
подходы к изучению Я – концепции в психологической
науке
Взгляды отечественных и зарубежных авторов на сущность Я – концепци
На данном этапе развития
психологии проблематика Я – концепции
привлекает внимание многих отечественных
и зарубежных исследователей. Не все
авторы используют термин «Я – концепция»,
также для обозначения этой содержательной
области применяются термины
«образ Я», «когнитивный компонент
самосознания», «самовосприятие», «самоотношение»и т. п.
Я – концепция – это совокупность всех
представлений индивида о себе, сопряженная
с их оценкой. Описательная составляющая
Я – концепции – образ Я или картина Я;
составляющая, связанная с отношением
к себе или к отдельным своим качествам,
– самооценка или принятие себя. Я – концепция
определяет не просто то, что собой представляет
индивид, но и то, что он о себе думает,
как смотрит на свое деятельностное начало
и возможности развития в будущем.
Как отмечает Бернс, выделение описательной
и оценочной составляющих позволяет рассматривать
Я – концепцию как совокупность установок,
направленных на самого себя. Применительно
к Я – концепции три главных элемента
установки можно конкретизировать следующим
образом:
1. Когнитивная составляющая установки
– образ Я – представление индивида о
самом себе.
2. Эмоционально – оценочная составляющая
– самооценка – аффективная оценка этого
представления, которая может обладать
различной интенсивностью, поскольку
конкретные черты образа Я могут вызывать
более или менее сильные эмоции, связанные
с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция,
то есть те конкретные действия, которые
могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
.
Категории «Я – концепции» базируются,
подобно любой категоризации, на восприятии
внутригруппового сходства и межгруппового
различия. Они организованы в иерархически
классифицированную систему и существуют
на разных уровнях абстрагирования: чем
больший объем значений охватывает категория,
тем выше уровень абстрагирования, и каждая
категория включена в какую-то другую
категорию, если она не является самой
высшей.
И.С. Кон раскрывая понятие «Я» как активно-творческое,
интегративное начало, позволяющее индивиду
не только осознавать себя, но и сознательно
направлять и регулировать свою деятельность,
отмечает двойственность этого понятия,
сознание самого себя заключает в себе
двоякое «Я»:
1) «Я» как субъект мышления, рефлексивное
«Я» – активное, действующее, субъектное,
экзистенциальное «Я» или «Эго»;
2) «Я» как объект восприятия и внутреннего
чувства – объектное, рефлективное, феноменальное,
категориальное «Я» или образ «Я», «понятие
Я», «Я – концепция» .
Рефлективное «Я» – своего рода когнитивная
схема, лежащая в основе имплицитной теории
личности, в свете которой индивид структурирует
свою социальную перцепцию и представления
о других людях. В психологической упорядоченности
представления субъекта о себе и своих
диспозициях ведущую роль играют высшие
диспозиционные образования – система
ценностных ориентаций в частности И.С. Кон
поднимает вопрос о том, может ли индивид
адекватно воспринимать и оценивать себя,
в связи с проблемой соотношения главных
функций самосознания – регуляторно-организующей
и Эго-защитной. Чтобы успешно направлять
свое поведение, субъект должен обладать
адекватной информацией, как о среде, так
и о состояниях и свойствах своей личности.
Напротив, Эго-защитная функция ориентирована
преимущественно на поддержание самоуважения
и стабильности образа «Я» даже ценой
искажения информации. В зависимости от
этого один и тот же субъект может давать
как адекватные, так и ложные самооценки.
Пониженное самоуважение невротика –
это мотив и одновременно самооправдание
ухода из деятельности, тогда как самокритика
творческой личности – стимул к самосовершенствованию
и преодолению новых рубежей .
Структура феноменального
«Я» зависит от характера тех процессов
самопознания, результатом которых она
является. В свою очередь, процессы самопознания
включены в более объемлющие процессы
общения человека с другими людьми, в процессы
деятельности субъекта. От того, как будут
поняты эти процессы и каким, следовательно,
предстанет в исследовании сам субъект,
носитель самосознания, зависят и результаты
анализа строения его представлений о
себе, его «Я – образов», его отношения
к самому себе.
В первых десятилетиях
двадцатого века «Я-концепцию» начали
изучать с позиций социологии такие ученые,
как Ч. Кули и Дж. Мид. Это направление получило
название «Социальный интеракционизм».
Однако, задолго до них, в 1752 г. А. Смит –
представитель шотландской школы философии
морали – писал о том, что отношение человека
к себе, его самооценка зависят от других
людей, глядя на которых и опираясь на
их отношение, можно как в зеркале увидеть
собственные достоинства и недостатки.
И мы судим о себе и своем поведении во
многом также, как думаем, что судят о нас.
Позднее Ч. Кули
и Дж. Мид развили теорию «зеркального
Я» и поставили в основу своей позиции
тезис о том, что именно общество определяет
как развитие, так и содержание «Я-концепции».
В дальнейшем последователи символического
интеракционизма, такие, как М. Кун, А. Роуз,
Леви-Стросс, Т. Шибутани и т. д. продолжили
разработку проблем, которые ставили перед
собой эти ученые. Д. Сьюпер, Р. Эквайер,
Дж. Бугенталь как авторы индивидуального
подхода сделали противоположный акцент
– поставили в основу своей теории внутренние
факторы становления «Я-концепции».
В исследованиях ряда ученых, таких, как
Р.А. Неймейер, М.Д. Берзонский, Р.М. Перкинс,
Дж. Адамс-Вебер и т. д. прослежено влияние
«Я-концепции» на различные характеристики
когнитивных процессов, таких, как организация
памяти, когнитивная сложность, также
на структуру образа Другого и различные
личностные характеристики. В теории когнитивного
диссонанса Л. Фестингера личность в процессе
самопознания, исследуя себя, достигает
внутренней когнитивной согласованности.
В теории конгруэнтности Ч. Осгурда и П. Танненбаума
исследуется отношение, возникающее при
сравнении внутри когнитивной структуры
личности двух объектов – информации
и коммуникатора.
Среди исследователей «Я-концепции» нельзя
не упомянуть Р. Бернса. В основе его теории
лежат взгляды таких ученых, как Э. Эриксон,
Дж. Мид, K. Роджерс. У Бернса «Я-концепция»
связана с самооценкой как совокупность
установок «на себя» и является суммой
всех представлений индивида о самом себе.
Это, по его мнению, следует из выделения
описательной и оценочной составляющих.
Описательную составляющую «Я-концепции»
автор называет образом Я или картиной
Я. Составляющую, связанную с отношением
к себе или к отдельным своим качествам,
самооценкой или принятием себя. Он пишет,
что «Я-концепция» определяет не просто
то, что собой представляет индивид, но
и то, что он о себе думает, как смотрит
на свое деятельное начало и возможности
развития в будущем.
Хотя в структуре «Я» большинство исследователей
выделяют множество образов, наибольшая
дифференциация встречается у американского
психолога М. Розенберга. Наиболее существенные
среди них – это «настоящее Я», «фактическое
Я», «динамическое Я», «возможное или будущее
Я», «идеализированное Я», также как и
ряд «изображаемых Я». Различения между
Я-реальным и Я-идеальным присутствуют
в работах З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса
и других.
В отечественной психологии «Я-концепция»
рассматривалась в основном в русле изучения
самосознания. Этой проблематикой занимались
В.В. Столин, Т. Шибутани, А.А. Налачжанян,
Е.Т. Соколова, С.Р. Пантелеев, Н.И. Сарджве
– ладзе.
Многие
авторы все множество теорий в исследовании
«Я» делят на структуралистические и функциональные.
К первой группе относятся все теории,
рассматривающие «Я» как структуру, выполняющую
определенные функции. Ко второй – исследующие
«Я» как часть психического опыта, и изучающие
структуру этого опыта. Исходя из первого
подхода – «Я» сложно и многомерно, согласно
второму – едино и целостно.
Анализ
научной литературы показал, что существует
множество подходов в изучении «Я-концепции»,
рассматривающих проблему в тесной связи
с самосознанием личности, с различных
теоретических позиций, взаимосвязанных,
а порой, и противоречащих одна другой.
2. Специфика структуры Я – концепции.
Когнитивная составляющая Я
– концепции
Представления
индивида о самом себе, как правило, кажутся
ему убедительными независимо от того,
основываются ли они на объективном знании
или субъективном мнении, являются ли
они истинными или ложными. Конкретные
способы самовосприятия, ведущего к формированию
образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Абстрактные
характеристики, которые мы употребляем
описывая какого-то человека, никак не
связаны с конкретным событием или ситуацией.
Как элементы обобщенного образа индивида
они отражают, с одной стороны, устойчивые
тенденции в его поведении, а с другой
– избирательность нашего восприятия.
То же самое происходит, когда мы описываем
самих себя: мы в словах пытаемся выразить
основные характеристики нашего привычного
самовосприятия, к ним относятся любые
ролевые, статусные, психологические характеристики
индивида, описание имущества, жизненных
целей и т. п. Все они входят в образ Я с различным
удельным весом – одни представляются
индивиду более значимыми, другие – менее.
Причем значимость элементов самоописания
и, соответственно, их иерархия могут меняться
в зависимости от контекста, жизненного
опыта индивида или просто под влиянием
момента. Такого рода самоописания – это
способ охарактеризовать неповторимость
каждой личности через сочетания ее отдельных
черт.
Поведенческая составляющая
Я – концепции
Тот факт, что люди не всегда ведут себя
в соответствии со своими убеждениями,
хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное
выражение установки в поведении модифицируется
или вовсе сдерживается в силу его социальной
неприемлемости, нравственных сомнений
индивида или его страха перед возможными
последствиями.
Оценочная составляющая Я
– концепции
Эмоциональная составляющая установки
существует в силу того, что ее когнитивная
составляющая не воспринимается человеком
безразлично, а пробуждает в нем оценки
и эмоции, интенсивность которых зависит
от контекста и от самого когнитивного
содержания.
Самооценка не является постоянной, она
изменяется в зависимости от обстоятельств.
Источником оценочных знаний различных
представлений индивида о себе является
его социокультурное окружение, в котором
оценочные знания нормативно фиксируются
в языковых значениях. Источником оценочных
представлений индивида могут быть также
социальные реакции на какие-то его проявления
и самонаблюдения.
Самооценка отражает степень развития
у индивида чувства самоуважения, ощущения
собственной ценности и позитивного отношения
ко всему тому, что входит в сферу его Я.
Самооценка
проявляется в сознательных суждениях
индивида, в которых он пытается сформулировать
свою значимость. Однако, она скрыто или
явно присутствует в любом самоописании.
Есть три момента, существенных
для понимания самооценки.
Во-первых,
важную роль в ее формировании играет
сопоставление образа реального Я с образом
идеального Я, то есть с представлением
о том, каким человек хотел бы быть. Те,
кто достигает в реальности характеристик,
определяющих для него идеальный образ
Я, должны иметь высокую самооценку. Если
же человек ощущает разрыв между этими
характеристиками и реальностью своих
достижений, его самооценка, по всей вероятности,
будет низкой.
Второй
фактор, важный для формирования самооценки,
связан с интериоризацией социальных
реакций на данного индивида. Иными словами,
человек склонен оценивать себя так, как,
по его мнению, его оценивают другие.
Наконец,
еще один взгляд на природу и формирование
самооценки заключается в том, что индивид
оценивает успешность своих действий
и проявлений через призму идентичности.
Индивид испытывает удовлетворение не
от того, что он просто что-то делает хорошо,
а от того, что он избрал определенное
дело и именно его делает хорошо.
Следует
особо подчеркнуть, что самооценка, независимо
от того, лежат ли в ее основе собственные
суждения индивида о себе или интерпретации
суждений других людей, индивидуальные
идеалы или культурно заданные стандарты,
всегда носит субъективный характер.
Позитивную
Я-концепцию можно приравнять к позитивному
отношению к себе, к самоуважению, принятию
себя, ощущению собственной ценности;
синонимами негативной Я-концепции становятся
в этом случае негативное отношение к
себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
Мы рассмотрели
понятие Я-концепции и её структурные
компоненты. Формирование Я-концепции
складывается на основе индивидуальных
особенностей личности, а также под действием
механизма взаимного общения. Процесс
психосоциального развития человека,
стадии формирования Я-концепции личности
в течение всего жизненного цикла наиболее
полно представлены Э. Эриксоном.
Во многих психологических теориях Я-концепция
является одним из центральных понятий.
Вместе с тем до сих пор не существует
ни ее универсального определения, ни
единства в терминологии. Термины, которые
одни авторы употребляют для обозначения
Я-концепции в целом, другие используют
для обозначения отдельных ее элементов.
Чтобы внести ясность в терминологию нашего
исследования, мы будем пользоваться схемой,
предложенной Р. Бернсом, которая, по нашему
мнению, с одной стороны наиболее полно
отражает структуру Я-концепции, а с другой
– упорядочивает терминологию, встречающуюся
на страницах психологической литературы
.
На схеме Я-концепция представлена в виде
иерархической структуры. На ее вершине
располагается глобальная Я-концепция,
включающая всевозможные грани индивидуального
самосознания. В связи с тем, что человек
с одной стороны обладает сознанием, а
с другой – осознает себя как один из элементов
действительности, У. Джеймс глобальное,
личностное Я рассматривал как двойственное
образование, в котором соединяются Я-сознающее
и Я-как-объект . Это – две стороны одной
целостности, всегда существующие одновременно.
Одна из них являет собой чистый опыт,
а другая – содержание этого опыта.
Однако
не следует забывать об условности такого
разграничения, которое, в сущности, является
лишь удобной семантической моделью. Невозможно
представить себе сознание, лишенное содержания,
как и содержание психических процессов,
существующих в отрыве от сознания.
3. Значение «Я–концепции»
Я-концепция
– это одна из мощнейших «5», которая опосредует
стимулы из окружающего мира, предопределяет
образ действий людей и является ключевой
причиной ощущения ими своей жизни как
счастливой или трагичной. Я-концепция
выполняет важные функции в жизни человека.
По мнению английского психолога Роберта
Бернса, она выполняет ряд функций.
Я-концепция способствует
достижению внутренней согласованности
личности. Если Я-концепция человека противоречива,
содержит взаимоисключающие представления,
то человек испытывает дискомфорт. Его
действия в таких случаях направлены либо
на изменение Я-концепции, либо на искажение
реальности во имя устранения дискомфорта.
Согласованная Я-концепция позволяет
личности чувствовать себя уверенно, находиться
в тесном контакте с реальностью.
Я-концепция
определяет интерпретацию жизненного
опыта личности. У человека существует
устойчивая тенденция интерпретировать
свой индивидуальный опыт на основе представлений
о себе. Я-концепция служит своеобразной
«призмой», через которую преломляется
воспринимаемая реальность. Например,
человек, считающий себя «неспособным»,
может объяснить свой успех случайностью,
а «способный» – проявлением своего таланта;
«непривлекательный» расценивает внимание
к себе как попытку подшутить, а «привлекательный»
как попытку познакомиться. Человек с
позитивной Я-концепцией расценивает
улыбку в свой адрес как проявление добрых
чувств, а с негативной – как насмешку.
Если поведение
человека противоречит его Я-концепции,
оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому
человек, обладающий сложившейся Я-концепцией,
строит свое поведение таким образом,
чтобы оно не противоречило его представлениям
о себе. «Умный» стремится вести себя так,
как полагается умному; «бедный» – в соответствии
с известными ему стандартами поведения
«бедного»; «неуспевающий» будет прогуливать
занятия, отвлекаться на уроках и т. д. Таким
образом, Я-концепция во многом определяет
поведение.
Поскольку Я-концепция
– это совокупность установок человека
«на себя», то и в ней можно выделить те
же аспекты, что и в любой установке.
Когнитивный аспект
– убеждение, которое может быть как обоснованным,
так и необоснованным. Применительно к
Я-концепции этот компонент называют «образ
Я» – совокупность представлений человека
о самом себе.
Оценочный аспект
– эмоциональное отношение к этому убеждению.
В Я-концепции – это аффективная сторона
представлений о самом себе, называемая
«самооценкой» или «принятием себя». Различные
черты «образа Я» могут вызывать различные
по знаку и интенсивности эмоции. Поведенческий
аспект – реакция, которая может выражаться
в поведении. Применительно к Я-концепции
этот компонент отражает конкретные действия,
реакции, которые могут быть вызваны образом-Я
и самооценкой.
Описывая себя, человек
использует суждения, которые отражают
некоторые устойчивые тенденции в его
поведении. Как правило, эти суждения являются
ответами на вопросы: Кто я? . Какой я? .
Что я хочу? . Что я могу? . Что мне принадлежит?
.
Все эти характеристики
входят в Я-концепцию с различным «удельным
весом»: одни представляются более значимыми,
другие – менее; значимость отдельных
суждений может меняться в различном контексте,
в разных жизненных ситуациях, в различные
периоды жизни. Данные Я-концепции организованы
иерархически: есть более общие суждения,
включающие в себя более частные. Например,
«Я не люблю поэзию», «У меня сильная воля»
и «Я – рационально мыслящий человек»
могут быть следствиями установки «Я никогда
не должен проявлять своих чувств». По
мнению основателя сценарного анализа
Эрика Берна, некоторые из таких решений
могут лежать в основе плана жизни, который
мы принимаем в раннем возрасте.
Информация о работе Теоретические подходы к изучению Я – концепции в психологической науке