Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 09:25, контрольная работа
Цель исследования: анализ теоретических подходов к пониманию Я – концепции и ее структуры в психологической науке.
Объектом исследования является Я – концепция личности, а предметом – теории, изучающие Я – концепцию личности.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме
2. Выявить взгляды отечественных и зарубежных авторов на сущность Я – концепции.
3. Определить специфику структуры Я – концепции.
Введение
Теоретические подходы к изучению Я – концепции в психологической науке
Специфика структуры Я – концепции
Значение «Я – концепции»
Заключение
Список использованных источников
Заключение
Я-концепция формируется
под воздействием различных внешних влияний,
которые испытывает индивид. Особенно
важными являются для него контакты со
значимыми другими, которые, в сущности,
и определяют представления индивида
о самом себе. Но на первых порах практически
любые социальные контакты оказывают
на него формирующее воздействие. Однако
с момента своего зарождения Я-концепция
сама становится активным началом, важным
фактором в интерпретации опыта. Таким
образом, Я-концепция играет, по существу,
троякую роль: она способствует достижению
внутренней согласованности личности,
определяет интерпретацию опыта и является
источником ожиданий.
Я-концепция
возникает у человека в процессе социального
взаимодействия как неизбежный и всегда
уникальный результат психического развития,
как относительно устойчивое и в то же
время подверженное внутренним изменениям
и колебаниям психическое приобретение.
Оно накладывает неизгладимый отпечаток
на все жизненные проявления человека
– с самого детства до глубокой старости.
Первоначальная зависимость Я-концепции
от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем
она играет самостоятельную роль в жизни
каждого человека.
В научной литературе существуют различные
подходы к изучению Я-концепции. Это с
одной стороны, позволяет выявить ее различные
компоненты, а с другой – затрудняет определенные
конкретного содержания данного понятия.
Следует отметить, что в психологической
литературе нет единой трактовки понятия
«Я-концепция». До сих пор не выработано
целостного, объяснительного и описательного
термина, адекватно раскрывающего социально-психологическое
содержание самого феномена Я-концепции
в различных отраслях научного знания.
Отсутствие общей терминологии затрудняет
разработку многообразного и обоснованного
психодиагностического инструментария.
Изучив различные
точки зрения ученых на понятие «сознание»,
«Я-концепция» и «образ Я» следует подчеркнуть,
что существует достаточно взглядов и
предложений, чтобы выявить специфику
и динамику Я-концепции, ее существенную
характеристику, а также разграничить
понятия, связанные с ее феноменом.
Таким образом,
Я-концепция обеспечивает внутреннюю
согласованность и самореализацию личности,
ее удовлетворенность жизнью; регулирует
эмоциональное состояние, интерпретирует
опыт. Выступает как системообразующий
субъективный мир личности и возникает
на основе взаимодействия с окружающей
средой. Я-концепция участвует в сохранении
стабильных систем социальной стратификации.
Раскрывает содержание микросоциальных
процессов и внутриличностных механизмов
адаптации и дезадаптации. Развивается
в процессе самоактуализации личности
на протяжении всей жизни.
Список используемых
источников
1. Агеев В.В. Межгрупповое взаимодействие:
социально-психологические проблемы.
М., МГУ, 1990, С. 201 – 211.
2. Арестова О.Н., Шильштейн Е.С. Проективный
вариант техники репертуарных решеток
в исследовании структуры «Я». // Вестник
МГУ, сер. 14, психология, 1998, № 1, С. 10–12.
3. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие
представлений о понятии социальная идентичность. //
Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998,
С. 63–67.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди,
которые играют в игры. С – Пб, 1995, С. 132–141.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.
М., 1986, С. 95–156.
6. Джемс У. Психология. М., 1991, С. 34–53.
7. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее
самосознание. М., Политиздат, 1984, С. 71–82.
8. Кон И.С. Категория Я в психологии // Психологический
журнал. 1981.Т. 3., С. 22–25.
9. Майерс Д. Социальная психология. С –
Пб, 1997, С. 47–49.
11. Рождерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление
человека. М., 1994, С. 145–150.
12. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка
при аномалиях личности. М., МГУ, 1989, С. 67–69.
13. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности
личности при пограничных расстройствах
и соматических заболеваниях. М., 1991,
С. 15–18
14. Столин В.В. Самосознание личности. М.,
1984, С. 26–30.
15. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод
исследования личности. М., 1987, с. 11–23.
16. Хорни К. Невроз и развитие личности.
М., 1998, с. 57–64.
17. Чеснокова И.И. Проблема самосознания
в психологии. М., 1977,
с. 49–52.
18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М.,
1997, с. 75–82.
19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.
М., 1996, с. 83–85.
20. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей
к личностным: социогенез и феноменология
ценностной регуляции деятельности. //
Вестник МГУ, сер. 14, 1996, № 4, с. 5–8.
Информация о работе Теоретические подходы к изучению Я – концепции в психологической науке