Теоретический анализ развития взглядов и представлений на природу ощущений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение особенностей развития представлений о природе ощущений в психологической науке.

Задачи исследования следующие:

1) Провести теоретический анализ представлений о природе ощущений.

2) Описать результаты экспериментальных исследований.

3) Составить общее представление о природе ощущений

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Теоретический анализ проблемы содержания понятия ощущения

1.1 Общее представление об ощущениях………………………...........................................................................5

1.2 Классификация и виды ощущений…….…………………………………………………………………....7

1.3 Основные свойства и характеристики ощущений………………………………………………………………………...12

Глава 2. Анализ экспериментальных исследований природы ощущений

2.1 Анализ представлений о природе ощущений……………………………………………………………………...…14

2.2 Краткий обзор исследований природы ощущений.………………………..........................................................................24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы...…………………………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая Поливода Оксаны.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

   1.Экстероцептивные ощущения, дающие образы внешнего мира. Сюда входят все пять модальностей ощущений по предшествующей классификации.

   2. Интероцептивные ощущения –  это отражения сигналов из  внутренней среды организма, чувствительность  к собственным обменным процессам  (голод, жажда, удушье, половое влечение и т.п.). Как правило, они замыкаются на субсенсорном уровне подкорковом уровне и осознаются лишь в случае существенного нарушения нормального состояния организма, нарушения необходимого постоянства его внутренней среды.

   3. Проприоцептивные ощущения (кинестезия) – это отражение сигналов от  собственного двигательного аппарата (мышцы и сухожилия). Кроме того, это чувствительность к положению  и движению тела в пространстве; она включает наличие у субъекта  так называемой "схемы тела".

    Также Ч. Шеррингтон классифицировал  ощущения по контакту с раздражителем:

   1.   Дистантные: слуховые, зрительные  и обонятельные.

   2. Контактные: кинестетические, или  "глубокая чувствительность"; кожные, вкусовые, органические (болевые, голода, жажды).

   IV. Генетическая классификация Х.  Хеда  исходит из представлений  о процессе эволюции ощущений. Выделяют два вида чувствительности: пропатическую (старую, смешенную  с эмоциями) и эпикритическую (высшую, дифференцированную). Пропатическая чувствительность смешана с аффектом и несет в себе больше субъективных переживаний, нежели собственно отражения мира. Эпикритическая чувствительность более совершенна по своей организации, обеспечивает предметное отражение, обобщенное и дифференцированное, происходящее под контролем сознания, позволяет локализовать объект в пространстве, оценить его размеры, форму, получить сведения о явлении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Основные свойства  и характеристики  ощущений

     При  характеристике ощущений выделяют: их качество, интенсивность, длительность, пространственную локализацию раздражителей1.

   Характеристики ощущений:

   1. Чувствительность – способность  нервной системы реагировать  на сравнительно слабые или  незначительно отличающиеся друг  от друга воздействия. В психофизике различают два вида порогов: абсолютные и разностные (относительные, дифференциальные, различительные) [21, 344]. Соответственно выделяют два вида чувствительности.

  Абсолютная  чувствительность характеризуется  двумя порогами – верхним и  нижним. Нижний абсолютный порог – это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение. Верхний абсолютный порог – это максимальная интенсивность раздражителя, после превышения, которой ощущение становится болевым.

  Разностный порог – это наименьшее различие между раздражителями, которое может быть воспринято в данных условиях. Разностная чувствительность представляет собой чувствительность к изменениям раздражителя.

   Чувствительность изменяется в зависимости от ряда условий: типа нервной системы человека, характера его деятельности, возраста, функционального состояния, от рецептора, силы и длительности раздражителя.

   2. Адаптация (приспособление) – это  изменение чувствительности в  процессе приспособления к окружающим  условиям. Проявляется в соответствующем изменении разностных порогов чувствительности. В ее основе лежат как периферические (перестройка в рецепторах), так и центральные механизмы (система проявлений ориентировочной реакции). Адаптация свидетельствует о большой пластичности организма, его приспособлении к условиям среды [28, 41].

   3. Синестезия – возникновение  под влиянием одного анализатора  ощущения, характерного для другого  анализатора [3, 80].

  4. Сенсибилизация  – это обострение чувствительности  в следствии или в результате взаимодействия анализаторов, т.е. под влиянием воздействия раздражителей, которые поступают в это же самое время на другие органы чувств [11, 168].

   5. Явление контраста – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего и сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Последовательный контраст в ощущении возникает под влиянием предшествующего раздражителя2.     
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ экспериментальных исследований природы ощущений

2.1 Анализ представлений о природе ощущений

    Проведенный анализ представлений  о природе ощущений в психологической  науке позволил выявить два  направления исследований в этой  области, а именно: психофизика  и психофизиология. Далее представлен краткий обзор исследований, проведенных в рамках этих направлений.

   Рассмотрим более подробно психофизику  ощущений.

   Знакомство с тем, какие проводились  исследования, направленные на изучение  природы ощущений, целесообразно  будет начать с анализа представлений о содержании основных эмпирических характеристик ощущений как простейших психических процессов. Л.М. Веккер выделяет следующие характеристики: пространственно-временная структура, модальность и длительность. Пространственно временная структура, в свою очередь складывается из пространственной локализации или проекции и временной последовательности или длительности. Здесь важно отметить исходную роль движения в пространственно-временной структуре сенсорных процессов [4, 158]. Б.Г. Ананьев (1970) формулирует принципиальное эмпирическое заключение: "Движение объекта раньше и первичнее становится источником сенсорного развития и перестройки сенсорных функций, нежели, например, хватательное движение субъекта". При этом экспериментальная психология зрения располагает не только данными, указывающими на генетическую первичность отражения движения объекта, но фактами, свидетельствующими о том, что пространственная структура зрительных ощущений формируется на основе этого отражения перемещений. Таков, например, феномен кинетического эффекта глубины, полученный Метцнером, а затем воспроизведенный в условиях монокулярного восприятия Г. Уоллахом и Д. О'Коннелом. Этот эффект заключается в том, что теневые фигуры, мгновенное изображение которых в поле зрения одного глаза видится как двухмерное, отображаются, однако, как трехмерные при условии, если объект, тень которого рассматривает наблюдатель, вращается с определенной скоростью [4,176]. Повседневный опыт и специальные данные экспериментальных исследований на животных и человеке свидетельствуют о том, что отображение пространственного перемещения существует и в области слуховой модальности. Так, в исследовании С. Стивенса испытуемые отображали изменяющуюся координату звучащего репродуктора, расположенного на конце вращающейся балки и меняющего свое положение [4, 185]. Хорошо известно, какую важную роль играет слуховое отображение пространственного перемещения источника звука за пределами зрительного поля. Особое значение имеет эта функция слуховых ощущений при ограниченной сенсорной основе, когда зрительные ощущения вообще отсутствуют. В экспериментах Н. Г. Хопрениновой производилось перемещение источника звука (постукивание карандашом) по контурам различных объектов. Опыты показали, что в этих условиях и у слепых, и у зрячих испытуемых формировались образы пространственной структуры тех объектов, по контурам которых происходило перемещение источника звука [4, 193]. Явная эмпирическая специфичность ощущения как простейшего психологического сигнала по сравнению с сигналом нервным совершенно отчетливо проявляется в области его качественной или модальной характеристики. Опуская рассмотрение специфических черт каждой модальности Л.М. Веккер выделяет два аспекта общей сущности различных модальностей: во-первых, наличие принципиальных различий по качеству между ощущениями разных видов (такими специфическими модальными характеристиками, например, для зрительного ощущения являются, цветовой тон, светлота и насыщенность, тактильного – твердость, гладкость, шероховатость и т.д.) и, во-вторых, то обстоятельство, что независимо от меры соотношения субъективных и объективных компонентов модальности эта характеристика в ее непосредственном качестве открывает субъекту качественные различия свойств отображаемого объекта и первично описывает именно в терминах этих предметных качеств.

   Третьей классической эмпирической  характеристикой ощущения Л.М.  Веккер в своей классификации  называл интенсивность как универсальную  количественную характеристику  явлений природы.

  Определив эмпирические характеристики ощущений, перейдем к рассмотрению порогов ощущений и их измерения. Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах. Различают абсолютные и разностные пороги ощущения.

   С.В. Кравков рассматривал абсолютный порог ощущения как минимальный раздражитель, вызывающий ощущение. Пороговая величина непосредственно связана с чувствительностью. Называя чувствительность буквой Е, а величину порогового раздражителя буквой r0 , мы имеем, таким образом, равенство Е = 1 / r0. Иными словами, чем меньше порог, тем больше чувствительность. Наряду с нижним существует и верхний абсолютный порог, т.е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества [8,250].

    Изучением разностного порога  занимался Э. Вебер. Он установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установленном Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной:

                                              

где J обозначает раздражение, Δ J – его прирост, К – постоянная величина, зависящая от рецептора.

   Дальнейшие исследования показали, что закон Вебера действителен  лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки перестает быть постоянной. Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы в ощущениях можно рассматривать, как равные, поскольку все они – величины бесконечно малые, и принять их, как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (или интеграл) едва заметных (бесконечно малых) увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. В результате он получил два ряда переменных величин – величины раздражителей и соответствующие им величины ощущений. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Отношение этих двух переменных величин можно выразить в логарифмической формуле:

                                             

где К  и С суть некоторые константы. Эта формула, определяющая зависимость  интенсивности ощущений (в единицах едва заметных перемен) от интенсивности соответствующих раздражителей, и представляет собой так называемый психофизический закон Вебера – Фехнера.

   Кроме вопроса о порогах в   психофизике также разработан  ряд методов определения порогов. 

   Г.Э Мюллер различает следующие три главных метода: метод  установки, метод границы и метод постоянных раздражителей [29,273]. Фехнер  Г. предложил следующую классификацию методов: метод границ (едва заметных различий),  метод установки (средней ошибки) и метод истинных или ложных случаев (постоянных раздражителей) [21,345].

   Метод установки или метод  средней ошибки состоит в том,  что испытуемый субъект сам  изменяет интенсивность раздражителя, то увеличивая, то уменьшая ее, до тех пор, пока не получит  едва заметного ощущения вообще (при определении абсолютного порога) или ощущения, равного по силе некоторому другому заданному ощущению (при определении разностного порога).

   Метод границы, или метод минимальных  изменений, предусматривает определение искомой величины (абсолютного или разностного порога) путем предъявления испытуемому лицу последовательного ряда раздражителей, постепенно, минимальными и равными ступенями, возрастающей и убывающей интенсивности. При этом один раз раздражения предъявляются по убывающей интенсивности их, меняясь от ощущения явно заметного, а другой раз — по возрастающей — от неощущаемого.

   Третий главный психофизический  метод, как было сказано выше,—  это метод постоянных раздражений  или метод истинных и ложных случаев. Раздражители различной интенсивности предъявляются испытуемому в беспорядочной последовательности. Если дело идет об определении разностного порога, раздражители эти предъявляются, чередуясь с нормальным. От испытуемого требуется при этом оценить, кажется ли ему переменный раздражитель больше нормального или меньше его или же кажется равным раздражителю нормальному. В случае определения абсолютного порога испытуемый просто должен говорить, ощущает он или не ощущает предъявляемое ему раздражение. Сама величина порога вычисляется в результате подсчета правильных и ложных ответов, данных испытуемым при многократной оценке предъявлявшихся ему в беспорядке раздражителей разной интенсивности.

Информация о работе Теоретический анализ развития взглядов и представлений на природу ощущений