Теоретический анализ развития взглядов и представлений на природу ощущений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение особенностей развития представлений о природе ощущений в психологической науке.

Задачи исследования следующие:

1) Провести теоретический анализ представлений о природе ощущений.

2) Описать результаты экспериментальных исследований.

3) Составить общее представление о природе ощущений

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Теоретический анализ проблемы содержания понятия ощущения

1.1 Общее представление об ощущениях………………………...........................................................................5

1.2 Классификация и виды ощущений…….…………………………………………………………………....7

1.3 Основные свойства и характеристики ощущений………………………………………………………………………...12

Глава 2. Анализ экспериментальных исследований природы ощущений

2.1 Анализ представлений о природе ощущений……………………………………………………………………...…14

2.2 Краткий обзор исследований природы ощущений.………………………..........................................................................24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы...…………………………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая Поливода Оксаны.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

   Помимо традиционных аспектов  изучения психофизики – пороги, методы их измерения, законы соотношения интенсивности воздействия и ощущений – не будет лишним затронуть вопрос изучения смещенных изображений и связанную с ним проблему перцептивного обучения. Эта проблема подробно рассматривалась Гельмгольцем, который доказывал, что несущественно, какого рода изображения дают систематическую информацию о внешнем мире объектов, так как они известны нам благодаря осязанию и другим органам чувств. Он был убежден в том, что мы должны учиться видеть мир, связывая зрительные ощущения с тактильными, и что у нас нет специального механизма, который бы осуществлял инверсию изображений. Гельмгольц утверждал, что восприятие зависит от обучения.

Далее наше внимание будет направленно  на психофизиологию ощущений.

   Характеристика ощущений не исчерпывается психофизическими закономерностями. Для чувствительности органа имеет значение и физиологическое его состояние (или происходящие в нем физиологические процессы). Значение физиологических моментов сказывается, прежде всего, в явлениях адаптации, в приспособлении органа к длительно воздействующему раздражителю; приспособление это выражается в изменении чувствительности – понижении или повышении ее. 

   Х. Хелсон разрабатывал теорию, согласно которой при оценке величины любого свойства стимула, будь то вес, размер или  громкость, человек использует определенный вид субьективной или личной шкалы. Среднюю или нейтральную точку этой шкалы он назвал уровнем адаптации (у.а.). Значение стимулов, расположенных выше у.а., воспринимаются как «тяжелый», «большой», «громкий», значения стимулов ниже у.а. воспринимаются как «легкий», «маленький», «тихий». Определение уровня адаптации происходит, по Х.Хелсону, в результате «центрирования значения ряда», что важно не смешивать с арифметическим усреднением. У.а. представляет собой функцию стимулов, которые действуют в данный момент и действовали на испытуемого в прошлом. Единственный стимул, лежащий далеко за пределами ряда, может оказать сильное влияние на у.а., сдвинув его в свою сторону [27, 13].

    С адаптацией тесно связано и явление контраста, которое сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражения. Так, в силу контраста обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и т.д. [5, 169].

   Взаимосвязь ощущений проявляется  и в так называемой синестезии. Под синестезией понимают такое  слияние качеств различных сфер  чувствительности, при котором качества  одной модальности переносятся  на другую, разнородную, – например, при цветном слухе качества зрительной сферы – на слуховую. Явление синестезии может возникать как в явной, так и неявной. Над изучением этого явления работал А.Ф. Лазурский.

   Описанные выше относительно  элементарные сенсорные процессы  протекают в наших органах  чувств и непосредственно связанных с ними отделах коры, иначе говоря, в той системе физиологических аппаратов, которые со времени работ И.П. Павлова принято называть анализаторами.

   Исследования механизма анализатора   широко проводились как в отечественной, так и зарубежной психологии и физиологии нервной системы. Исследователями рассматривались два пути проведения возбуждения: специфический и неспецифический. Специфический путь связан с передачей специальной информации, связанной с тонким различением свойств предмета. Неспецифический путь не передает специальной информации, а регулирует возбудимость корковых клеток, заканчиваясь в коре синапсами неспецифических волокон. Этот путь выходит на все слои коры и служит для передачи тонизирующих активирующих влияний [22, 437]. Различие этих двух систем выражается в различных электрических показателях, что проявляется в эффекте десинхронизации – нарушении ритмичности в разряде нервных клеток коры в связи с влиянием ретикулярной системы. Специфический и неспецифический пути проведения возбуждения различаются областью распространения возбуждения в коре. В то время как специфический ответ возникает в точках коры, представляющих по принципу соматотопической проекции соответствующие точки рецепторной поверхности на периферии, неспецифическое влияние вызывает генерализованное воздействие в широких областях коры [10, 41].

   Таково общее представление об анализаторе как системе, включающей специфические и неспецифические пути проведения возбуждения и механизмы обратных связей, участвующих в рефлекторной регуляции возбудимости разных отделов анализатора.

   Известно несколько классификаций  сенсорных процессов. Еще древним  были известны пять чувств, или  модальностей, в которых мы воспринимаем  внешний мир, а именно:  зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые ощущения. Позднее к ним были добавлены ощущения положения и движения тела в пространстве. Из осязательной чувствительности были выделены ощущения боли и температуры.

   Большое значение для классификации  сенсорных процессов имеет выделение различных видов рецепторов. Классификация рецепторов в зависимости от энергии адекватных раздражителей, предложенная В. Вундтом, связана с разделением рецепторов на три большие группы, специализированные для приема механической, химической или световой энергии [30, 335].

   Согласно А.Р. Лурии и Д.Л.  Зинченко, наиболее древней группой  рецепторов являются хеморецепторы.  Механическая энергия деформации, растяжения, сжатия или сдвига  тканей улавливается механорецепторами.  Рецепция световой энергии осуществляется при помощи фоторецепторов. Чувствительность к световым раздражителям прогрессивно развивается в филогенезе. Ее эволюция связана с изменением органа зрения - глаза.

   Рецепторы всех трех групп  обладают рядом общих свойств. Во-первых, все они преобразуют энергию раздражителя в потенциалы действия, распространяющиеся по сенсорным нервам в центральные отделы нервной системы. Во-вторых, рецепторы реагируют, главным образом, на изменение раздражителя.

   Основываясь на этих фактах и опираясь на специализацию "органов чувств", И. Мюллер выдвинул свой принцип специфической энергии органов чувств. Основу его составляет положение, что все специфицированные ощущения находятся в определенном соотношении с гистологически специфицированными органами, их обусловливающими. На этой основе Мюллер выдвигает другую идею, согласно которой ощущение зависит не от природы раздражителя, а от органа или нерва, в котором происходит процесс раздражения, и является выражением его специфической энергии. Т.е. ощущения прежде всего сигнализируют о функциональном состоянии рецепторов, а не отражают реальных свойств раздражителя [4, 208].

   Эволюционную классификацию сенсорных  процессов, также подчеркивающую  их уровневое строение, предложил  в 1920 году английский невролог X. Хэд. Он различает эпикригическую и протопатическую чувствительность. Более молодая и совершенная эпикритическая чувствительность позволяет точно локализовать объект в пространстве, она дает объективные сведения о явлении. Относительно древние и примитивные протопатические ощущения не дают точной локализации ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела. Их характеризует постоянная аффективная окрашенность, они отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы [24, 31].

    Интермодальные ощущения в синестезии рассматривал Б.М. Величковский. Перцептивные системы формируются под влиянием задач, возникающих в деятельности индивида. Многие перцептивные задачи требуют совместной работы нескольких перцептивных систем, поэтому возможны интермодальные или переходные формы чувствительности, занимающие промежуточное положение между традиционными модальностями. Типичным интермодальным ощущением является ощущение вибрации. Другим примером интермодальной чувствительности служит так называемое "шестое чувство слепых", связанное со слуховой чувствительностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Краткий обзор исследований природы ощущений

Таблица 1

Название  концепций Суть  концепций
Психофизические
  1. Психофизика сенсорной функции -Закон Стивенса
Между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует не логарифмическая, а степенная зависимость:

 S =  K x Rn,

где S сила ощущений, К — константа, определяемая избранной единицей измерения, п — показатель, зависящий от модальности ощущений и изменяющийся в пределах от 0,3 для ощущения громкости до 3,5 для ощущения, получаемого от удара электрическим током, R значение воздействующего раздражителя.

Для ощущений, или сенсорного пространства, характерно тоже отношение, что и для пространства стимулов. 

  1. Основной психофизический закон- Закон Вебера — Фехнера 
Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму  интенсивности стимула.

S=KLgI+ C

(где S-интенсивность ощущения, I- сила раздражителя, K и С-константы).

Э. Вебер  установил, что воспринимается не абсолютный, а относительный прирост силы раздражителя (света, звука, груза, давящего на кожу, и т.п.).

В ряде экспериментов новый раздражитель, чтобы отличаться по ощущениям от предыдущего, должен отличаться от исходного на величину, пропорциональную исходному раздражителю. 

  1. Вебер,Бугер: дифференциальный порог. Закон Бугера-Вебера
Порог различения имеет постоянную относительную  величину, т. е. всегда выражается в  виде отношения, показывающего, какую  часть первоначальной величины раздражителя надо прибавить к этому раздражению, чтобы получить едва заметное различие в ощущениях.

DI / I = const,

где const (константа) — постоянная величина, характеризующая порог различия ощущения, названная константой Вебера.

  1. Теория «Знаков» Гельмгольца.
Ощущения возникают в результате воздействия предметов на органы чувств, но возникающие вследствие этого воздействия психические образы не имеют ничего общего с реальными объектами. Называл ощущения «символами», или «знаками», внешних явлений, отказываясь признать их изображениями, или отображениями, этих явлений.Он считал, что воздействие определенного объекта на орган чувств вызывает в сознании «знак»,  или «символ», воздействующего объекта, но не его изображение.
5. Веккер Л.М.: основные эмпирические характеристики ощущений, вопрос верхнего порога ощущений; Выделяет следующие  характеристики: пространственно-временная  структура, модальность и длительность. Пространственно временная структура, в свою очередь складывается из пространственной локализации или проекции и временной последовательности или длительности. Отмечает исходную роль движения в пространственно-временной структуре сенсорных процессов.
6. Хопренникова Н.Г.: опыт с перемещением  источника звука по контурам различных объектов; Опыты показали, что и у слепых, и у зрячих испытуемых формировались образы пространственной структуры тех объектов, по контурам которых происходило перемещение источника звука.
7. Кравков С. В.: измерение порогов ощущений Рассматривал  абсолютный порог ощущения как минимальный раздражитель, вызывающий ощущение. Чем меньше порог, тем больше чувствительность
Психофизиологические
8. Хелсон Х.: уровень адаптации; При оценке величины любого свойства стимула, будь то вес, размер или  громкость, человек использует определенный вид субьективной или личной шкалы. Среднюю или нейтральную точку этой шкалы он назвал уровнем адаптации (у.а.). Значение стимулов, расположенных выше у.а., воспринимаются как «тяжелый», «большой», «громкий», значения стимулов ниже у.а. воспринимаются как «легкий», «маленький», «тихий».
9. Гинецинский В. И. Контраст возникает в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражения. Так, в силу контраста обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и
10. Гипотеза  специфических энергий органов  чувств;-Закон Мюллера   Все специфицированные  ощущения находятся в определенном соотношении с гистологически специфицированными органами, их обусловливающими. На этой основе Мюллер выдвигает другую идею, согласно которой ощущение зависит не от природы раздражителя, а от органа или нерва, в котором происходит процесс раздражения, и является выражением его специфической энергии.
11. Хэд  Х. Он различает  эпикригическую и протопатическую чувствительность.
12. Величковский  Е.М Рассматривал  интермодальные ощущения в синестезии. Перцептивные системы формируются  под влиянием задач, возникающих  в деятельности индивида. Типичным интермодальным ощущением является ощущение вибрации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Психическая деятельность человека существует в единстве, целостности, постоянных взаимодействиях, межфункциональных связях и отношениях. Абстрактное выделение ощущения как исходной формы психической деятельности носит условный характер и делается в расчете на анализ целостной психики с целью более глубокого, системного ее исследования и последующего синтеза. Данная работа, посвященная теоретическому анализу развития взглядов и представлений о природе ощущений актуальна в данный момент, в связи с тем, что представляет собой интерес как обзор исследований в данной области, позволяющий объединить имеющиеся данные по этой проблеме и составить общее представление о природе ощущений. Это необходимо потому, что современная наука требует от своих исследователей не только детального знания по определенному вопросу, но и наличия у них общего представления по проблеме.

    Цель работы – изучить особенности развития представлений о природе ощущений в психологической науке - была достигнута. В ходе исследования решались задачи рассмотрения и проведения анализа представлений о природе ощущений в психологической науке и составление общего представления о природе ощущений.

    Таким образом, проведя теоретический анализ представлений о природе ощущений в психологии, можно сделать следующие выводы:

1)  Рассмотрены концепции следующих авторов: Л.М. Векккер, Н.Г. Хопренникова, Дж.М. Стреттон, И. Мюллер, С.В.  Кравков,   Э. Вебер,   Г. Фехнер, Ч. Шеррингтон, Х. Хелсон   и др.   Определено   два   направления   в   исследованиях:  психофизика и психофизиология. В рамках психофизики рассматриваются такие проблемы как эмпирические характеристики ощущений, измерение ощущений, пороги чувствительности и пр. В психофизиологии  проводится классификация ощущений по модальности, по виду чувствительности анализаторов, классификация рецепторов и др.

2)  Ощущение    является   врожденным    психическим     процессом.   В структуре познавательных  процессов ощущение  представлено  как ее элементарная   составляющая.    В качестве    принципиальных  отличий ощущений     от    других      познавательных    процессов     могут   быть использованы следующие критерии:

  •  отражение только отдельных, простейших  свойств предметов и явлений  материального мира;

Информация о работе Теоретический анализ развития взглядов и представлений на природу ощущений