Теории личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 23:33, курс лекций

Описание работы

Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст, в пространстве которого она существует. Этим контекстом является проблема человека.
Б.Г. Ананьев, анализируя особенности развития современной науки, еще в 60-е годы прогнозировал резкое возрастание интереса к проблеме человека. По его мнению, первая из этих особенностей заключается в превращении проблемы человека в общую проблему всей науки в целом. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин. Третья же особенность науки характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов изучения человека.

Файлы: 1 файл

Текст лекций.doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

Для того, чтобы  органическая потребность (нужда) превратилась в потребность личности, субъект  должен ее принять как личностно  значимую. В этом случае она начнет переживаться человеком, что выражается во внутреннем напряжении и стремлении человека от него избавиться.

На этой стадии предмет удовлетворения потребности  максимально обобщен (например, мне  нужно поесть, но пока не знаю, что  конкретно я хочу или буду есть), т. е. возникает так называемая абстрактная  цель.

Ее появление ведет к формированию побуждения и поиску конкретного предмета удовлетворения потребности. Появление побуждения означает окончание формирования первичного мотива, в структуру которого входят потребность, цель, побуждение к поиску конкретной цели.

2 стадия - это поисковая внешняя или внутренняя активность. В случае, если человек попадает в незнакомую обстановку или не обладает требуемой информацией, он вынужден

заняться поиском  реального объекта во внешней  среде ("что подвернется, то и съем").

Внутренняя  поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности. По сути, это стадия интеллектуальной обработки потребности и воплощения ее в план, цель. Задача этой стадии - в определении субъективной вероятности достижения успеха.

На 3-й стадии осуществляется выбор конкретной цели и формирование намерения ее достижения. На предыдущей стадии цель была определена. При этом она предстает в виде образа будущего результата. Хорошо известно, что самая мучительная для  человека процедура - это процедура выбора. Поскольку любая цель характеризуется и своим уровнем (каким должен быть результат: высоким или низким), то выбор цели обусловлен уровнем притязания, в частности, потребностью достижения или избегания неудачи,

Таким образом, на этой стадии возникает намерение достичь цели, выражающееся в сознательном преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека и с; его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива.

Таким образом, в представлении Е. П. Ильина мотивация предстает как процесс формирования мотива.

Однако, наряду с таким пониманием возможно и  другое - мотивация - это совокупность мотивов поведения и деятельности. В этом случае для оценки мотивации  используются те же параметры - сила и устойчивость, что и при оценке мотива. Наряду с ними используются и другие - множественность, структурность, иерархичность.

Множественность характеризует развитость содержания, т. е. достаточное число мотивов. Структура мотивации оценивается  по тому, как эти мотивы связаны между собой в рамках одного уровня. Иерархичность определяется на основе доминирования разных групп мотивов.

Выразительным примером тому служит известная иерархия мотивов А. Маслоу, которая открывается  физиологическими потребностями, включает в себя потребность безопасности, потребность любви, самоуважения и завершается потребностями самоактуализации.

Проявление  направленности в интересах человека.

Одним из мотивационных  образований, побуждающих поведение  человека, является интерес. Каково его психологическое содержание, его специфическое отличие от других мотивационных образований?

Анализируя  психологическое содержание интереса психологи, как правило, выделяют в  них потребности и положительное  переживание этой потребности. В  этой связи Б. И. Додонов выделяет процессуальные и процессуально-целевые интересы. В процессуальных интересах подчеркивается наслаждение переживаниями от определенных видов деятельности. Однако, чисто процессуальные интересы занимают незначительное место в жизни человека, Человек стремится не только к переживанию приятных эмоций, наслаждению ими, но и удовлетворению при этом своих потребностей. Поэтому в процессуально-целевых интересах происходит одновременное удовлетворение значимых для человека потребностей и наслаждение от переживаемых при этом приятных эмоций. "Удовлетворяя свой процессуально-целевой интерес, пишет Б. И. Додонов, человек действует и ради получаемого наслаждения, и ради собственной цели". Автор заключает, что интерес "это особая психологическая потребность личности в определенных предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанной цели.

Не случайно А. Маслоу отмечал, что достижение интересов  награждает человека "вершинными переживаниями", во время которых он чувствует великий экстаз, благоговение, восторг.

 

Самосознание  личности.

 

Понятие самосознания и Я-концепции личности.

Самосознание  есть особая форма сознания,  которое, также как и сознание,  имеет  отражательную природу. Только сознание направлено на весь объективный мир,  а объектом  самосознания  является сама личность,  ее внутренний мир. В самосознании личность выступает в качестве и субъекта, и объекта познания.

Самосознание -  это прежде всего процесс, с помощью  которого человек познает себя и относится к самому себе,  но оно также характеризуется своим продуктом - Я- концепцией.

Это различение процесса и продукта в психологии было введено У. Джемсом в виде различения "чистого Я" (познающего) и   "эмпирического Я" (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, а человек,  обладающий сознанием и самосознанием, при этом он пользуется целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий,  среди которых важную роль играет представление человека о себе самом,  о своих личностных чертах,  способностях, мотивах. Представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса.    

 В психологической  литературе "Я" как субъект  мышления,  рефлексирующее "Я"  обычно называют активным, действующим, субъектным или  экзистенциальным "Я" (" Эго"),  а "Я" как объект восприятия и внутреннего чувства -  объектным, рефлексивным,  феноменальным, категориальным "Я" или "образом Я",  "понятием Я",    "Я-концепцией" и т. п.

Р. Бернс определяет  "Я концепцию" как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой.

Следующее определение  принадлежит К. Роджерсу (1951): "Я-концепция  складывается из представлений о  собственных характеристиках и  способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это - сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон,  и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные или негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем".

Другое определение  принадлежит Дж. Стейнсу (1954): "Я-концепция -  существующая в сознании индивида система представлений, образов  и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести".

Структура Я-концепции.

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет  Р.Бернсу  рассматривать  "Я  концепцию"     как  свойственную каждому индивиду набор установок,  направленных на самого себя. В большинстве  определений установки подчеркивается три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

1. "Образ Я"     -   представление индивида  о самом себе.

2. Самооценка -  аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты "Образа Я"     могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны "образом Я" и самооценкой.

  Кроме того, Р. Бернс описывает строение "Я  концепции" в виде иерархической  структуры,  на  вершине  которой  располагается  глобальная "Я  концепция", включающая всевозможные  грани индивидуального  самосознания.  Глобальную  "Я концепцию"  он рассматривает как совокупность установок индивида, направленных на самого себя.  По его мнению существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:    

1. Реальное  Я -  установки, связанные с  тем, как индивид воспринимает  свои актуальные способности,  роли,  свой актуальный статус, то  есть  с его представлениями о том,  каков он на самом деле.    

2. Зеркальное (социальное) Я -  установки, связанные с  представлениями индивида о том,  как его видят другие.   

  3. Идеальное   Я  -   установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.    

 В каждой  из модальностей Р.Бернс выделяет  следующие их аспекты: физическое  Я,  социальное Я,  умственное  Я,  эмоциональное Я.     

Когнитивная составляющая Я-концепции. Описывая какого-либо человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: надежный, общительный, сильный, совестливый и т.п. То же происходит, когда мы пытаемся описать самих себя. Эти характеристики нашего привычного самовосприятия могут включать в себя любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики, а также описание его имущества, жизненных целей и т.д. Все эти характеристики входят в Образ-Я с разным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и их иерархия может меняться в зависимости от значимости ситуауции, жизненного опыта и просто под влиянием момента.

Оценочная составляющая Я-концепции. Я-концепция - это не только описание черт своей личности, но и  вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ним переживаний. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Например, такая характеритсика, как местожительство,  может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, с "престижностью" данного района в глазах определенной социальной группы. Или, например, достижение 40-летнего возраста одни считают порой расцвета а другие - началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, другим он кажется недостаточным и т.д.

Поведенческая составляющая Я-концепции.  Я-концепция  как средство обеспечения внутренней согласованности личности.

Если новый  опыт, полученный индивидом, согласуется  с существующими представлениями  о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма.

Представления, чувства или идеи, вступающие в  противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед  за Л. Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

 В психоаналитической  литературе описаны различные защитно-психологические механизмы, среди которых можно назвать следующие. Отрицание: если реальная действительность для человека преподносит неприятности, то он "закрывает глаза" и прибегает к отрицанию ее существования. Например, распространенная форма отрицания - неприятие критики в свой адрес со стороны других людей.

Рационализация: это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Например, оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать; оправдание совершенного нежелательного действия "объективно" сложившимися обстоятельствами.

Например, приятели подбили 10-летнего мальчика на совместную кражу сигарет. Чтобы его представления  о себе как о "хорошем мальчике" не пошатнулись, он находит способ защитить их, убеждая себя в собственной невиновности, поскольку сигареты фактически взял не он, а его товарищ, что другие мальчики втянули его в это дело, что этот опыт многому его научил, так как, выкурив одну из украденных сигарет, он почувствовал дурноту и решил не курить больше никогда.

Р. Бернс описывает  такой случай из собственной практике. У девочки показатель теста на интеллект был выше среднего, но она училась плохо и объясняла  это тем, что она "не обладает большим умом". Психотерапевт пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокмй уровень IQ.  При следующей встрече, проходившей через несколько месяцев обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего. То есть девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личностного равновесия: высокий показатель интеллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в собственной глупости.   

Информация о работе Теории личности