Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 09:26, реферат
Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств, и выглядит банальным. Дело в том, что здесь утверждается генетическая предопределенность возникновения природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств
Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие о личности в психологии…………………………………..…..5
2. Теория личности…………………………………………………………8
2.1 Диспозиционная теория личности (Г.У. Оллпорт)……………..……8
2.2Теория личности по Фромму…………………………………………12
2.3 Бихевиоральные теории личности………………………………..….15
2.4 Философско-психологическая концепция (С.Л. Рубинштейн)……17
2.5 Экзистенциальная психология личности……………………………19
2.6 Факторные теории личности……………………………………..…..21
2.7 Теория личности и другие психологические теории…….…………25
Заключение………………………………………………………………..27
Список используемой литературы……………………………………….28
ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет
им. П.А Столыпина»
Землеустроительный факультет
студент 203 группы
Специальность 120302 – Земельный кадастр
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Реферат
по дисциплине «Психология»
Руководитель: ассистент Киселева Е.Ю.
Омск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Понятие о личности в психологии…………………………………..…..5
2. Теория личности…………………………………………………………
2.1 Диспозиционная теория личности (Г.У. Оллпорт)……………..……8
2.2Теория личности по Фромму…………………………………………12
2.3 Бихевиоральные теории личности………………………………..….15
2.4 Философско-психологическая концепция (С.Л. Рубинштейн)……17
2.5 Экзистенциальная психология личности……………………………19
2.6 Факторные теории личности……………………………………..…..21
2.7 Теория личности и другие психологические теории…….…………25
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….28
ВВЕДЕНИЕ
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и обобщающийся с ними, постепенно становится личностью – субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.
Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств, и выглядит банальным. Дело в том, что здесь утверждается генетическая предопределенность возникновения природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств. У появляющегося на свет младенца конфигурация тела предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец – уже человек по сумме своих возможностей – отличается от детеныша животного, который ни, при каких обстоятельствах не может обрести подобного фонда качеств. Итак, всем сказанным выше утверждается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого, и мыслителя, и идиота, и представителя племени, находящегося на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.
Таким образом, сказать о конкретном человеке, что он индивид, значит сказать очень немного. По существу этим сказано, что он потенциально человек. Дальнейшие, даже самые общие, его характеристики предполагают описание и объяснение Качеств, без которых он останется лишь статистической единицей в демографическом справочнике, а не реальным человеком, не только не похожим на других, но и не так, как они, действующим, мыслящим, страдающим, включенным в социальные связи как член общества, как соучастник исторического процесса. Появляясь на свет как индивид, человек обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность.
Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, если мы признаем, что личность – это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так к примеру, светочувствительность – качество фотопленки, но нельзя сказать, что фотопленка – это светочувствительность или что светочувствительность – это фотопленка). Тождество понятий «личность» и «индивид» отрицается всеми ведущими советскими психологами Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, С.Л. Рубинштейном и др. «Личность = индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается, сущность личности в «эфире» (Маркс) этих отношений… личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами».
Таким образом, личность нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. И прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида («системное и поэтому «сверхчувственное»). Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (т.е. доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственной чувственной форме? Подобно тому как прибавочная стоимость – К. Маркс показал это с предельной ясностью – есть некоторое «сверхчувственное» качество, которое в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором оказывается воплощен не оплаченный капиталистом труд рабочего, личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчлененное, сложное) качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они недоступны.
Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их, активности, но, овладевая составом той деятельности, которую ' они ему предлагают как ведущую для его развития, например обучаясь, становится в свою очередь субъектом этих взаимоотношений.
Общественные отношения не суть нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона, аспект Личности как социального качества индивида.
К. Маркс писал; «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношении». Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека, т, е. абстракт, присущий отдельному индивиду как личности, составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общественном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб находится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности и поэтому субъективны (он ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает против него, вообще относится к нему, вступает с ним в социально обусловленные связи)
Утверждение единства, но
не тождественности понятий «
2. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Личность определяется
через конкретные понятия, которые
в рамках теории считаются адекватными
для полного описания или понимания
человеческого поведения. Теория содержит
ряд связанных допущений относи
2.1 ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (Г.У. ОЛЛПОРТ)
Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый наз. то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. «Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.
Наряду с интеллектом и физической конституцией темперамент – это первичный генетический материал, из которого строится личность Он особенно важный наследственный аспект эмоциональной природы человека (наряду с легкостью эмоционального возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер является понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. По формулировке Оллпорта, характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер.
Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, является личностная черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихология, структуру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения человека, его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, – это, как правило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть.
В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или главной страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки человека можно свести к ее влиянию. Среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д'Арк, Альберта Швейцера. Центральные диспозиции являются строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (напр., пунктуальность, внимательность, ответственность). Вторичные диспозиции – менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.
Личность не является набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структурных элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, который Оллпорт предлагает назвать проприумом. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое», о самости. Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни.
Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной консолидации формируется «Я» как объект субъект, познания и ощущения. Стадии развития проприума:
1) ощущение своего
тела, образующее телесную самость,
которая остается на
2) ощущение самоидентичности,
значимым моментом которой
3) чувство самоуважения
как чувство гордости по
4) расширение границ
самости, возникающее по мере
осознания детьми того, что им
принадлежит не только их