Теории личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 09:26, реферат

Описание работы

Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств, и выглядит банальным. Дело в том, что здесь утверждается генетическая предопределенность возникновения природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

1.Понятие о личности в психологии…………………………………..…..5
2. Теория личности…………………………………………………………8
2.1 Диспозиционная теория личности (Г.У. Оллпорт)……………..……8
2.2Теория личности по Фромму…………………………………………12
2.3 Бихевиоральные теории личности………………………………..….15
2.4 Философско-психологическая концепция (С.Л. Рубинштейн)……17
2.5 Экзистенциальная психология личности……………………………19
2.6 Факторные теории личности……………………………………..…..21
2.7 Теория личности и другие психологические теории…….…………25
Заключение………………………………………………………………..27
Список используемой литературы……………………………………….28

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое «Я хороший» и «Я плохой»;

6) рациональное управление  самим собой, является стадией  выраженного конформизма морального  и социального послушания, когда  ребенок учится рационально решать жизненные проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы;

7) проприативное стремление, является постановкой перспективных  жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.

Над проприумом стоит  познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетической стадии и представляющее собой субъективную сторону «Я», осознающую «Я – объективное». На заключит, стадии проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию.

Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория мотивации, по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные цели человека, его намерения. Ключом к пониманию человек является ответ на вопрос: «Что ты хочешь делать через пять лет?». По Оллпорту, личность свободна от прошлого-связи с прошлым исторические, а не функциональные.

Созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов, в отличие  от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый человек характеризуется такими чертами:

1) имеет широкие границы  «Я»;

2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям;

3) демонстрирует эмоциональное  неозабоченность и самопринятие;

4) имеет здоровое чувство  реальности;

5) обладает способностью  к самопознанию и чувством  юмора;

6) имеет цельную жизненную  философию.

Теория Оллпорта популярна  среди практикующих клинических  психологов, психоаналитиков.

 

 

 

2.2 ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ФРОММУ

 

Теория личности Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и  рассмотреть роль социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов ее формирования.

Личность, с точки зрения Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических  свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под  приобретенными свойствами автор понимал  прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-историтескую обусловленность характера и личности человека, Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе «Человек для себя» Фромм описывает следующие социальные типы характера:

Рецептивная ориентация (берущая) –  человек представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим  и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – человек также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой человек агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, фригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как  товар, выставляемый на продажу. Успех  зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать  себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для  достижения жизненных целей. Самооценка человека зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

Плодотворная ориентация в отличие  от неплодотворных, является идеалом  гуманистической этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил, способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного человека от другого; силой воображения – творить.

Характер любого человека представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных. Позже, в работе «Душа человека», Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.

Помимо социальных условий, накладывающих  отпечаток на формирование личности человека, в его природе заложены экзистенциальные потребности, является важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творческом созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рациональные взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).

Смысл существования человека Фромм  видит в различных способах решения  основные проблемы, заключающейся в  противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная современным западным обществом, вызывает у человека утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе «Бегство от свободы» Фромм описал механизмы такого «бегства».

Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости своей личности, слить свое «Я» с кем-нибудь или  чем-нибудь внеш. для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется  в стремлениях к подчинению и  господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.

Разрушительность – попытка  преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, является реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненым интересам, преодолением скованности и изолированности.

Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

В противовес механизмам «бегства от свободы» существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно  избавиться от чувства одиночества  и отчужденности, быть автономным и  уникальным не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из главных условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.

 

2.3 БИХЕВИОРАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

 

Бихевиоральные теории личности – направление теории и эксперимент, психологии, основывающееся на схеме S-R (стимул-реакция). Оно сформировалось в американской психологии на основе идей И.П. Павлова, Дж.Б. Уотсона, Э.Л. Торндайка. Представители этого направления – Э.К. Толмен, Э.Р. Гутри, К.Л. Халл, Скиннер, Н.Е. Миллер, Дж. Доллард. Подход отличается особым вниманием к построению эксперимент, процедуры, научной точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом Бихевиральными теориями личности являются процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением.

В Бихевиоральной теории личности изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенческих образцов. Личность приравнивается к промежуточным переменным между стимулом и реакцией. Не отрицая врожденных факторов, представители бихевиоризма изучают прежде всего наблюдаемое поведение и определяющие его факторы среды.

Формирование личности рассматривается как результат  научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других. Основные типы научения: классическое (И.П. Павлов), оперантное (Скиннер), угашение (И.П. Павлов), имитация (Бандура). Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как анализ физиол. механизмов влечений. Различают первичные (физиологические) и вторичные (психологические) побуждения. Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими. Система подкреплений также усложняется: первичные подкрепления утрачивают свою роль. Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутреннею организацию.

В русле бихевиорального  подхода сформировалось одноименное  психотерапевтическое направление, также базирующееся на теории научения. Его развивают Айзенк, Дж. Уолп, Бандура, А. Лазарус, А. Каздин. Эмоциональные проблемы рассматриваются в нем как результат формирования связи эмоции с определенным стимулом (напр., учитель вызывает у ребенка тревогу). Признавая, что прошлые события повлияли на возникновение проблем клиента, представители бихевиоральной психотерапии не исследуют корни нарушений. Невротическое поведение, так же, как и нормальное, рассматривается как результат подкрепления. В качестве причин поведенческих проблем называют отсутствие адекватной родительской модели, депривацию основных потребностей, травмы, неподдерживающие окружение, отсутствие возможности апробировать и закреплять определенные поведенческие образцы.

Бихевиоральная психотерапия является симптоматичной и строится как процесс угашения нежелательного поведения, переобусловливание, моделирование, обучение социальным навыкам, проблемное обучение. На принципах классического  обусловливания построены такие методы, как систематическая десенсибилизация, аверсивная психотерапия, техники угашения. На оперантном обусловливании базируется тренинг ассертивности (тренинг социальных способностей), модификация поведения. Моделирование в большей степени опирается на имитацию. Арсенал современных методов бихевиоральной психотерапии расширяется за счет техник когнитивного подхода.

Бихевиоральная психотерапия критикуется представителями др. направлений за игнорирование базисных внутриличностных конфликтов, невнимание к проблеме терапевтические отношений, манипулятивный характер практических методов, неличностною ориентацию. Некоторые процедуры аверсивной терапии вызывают сомнение по этическим соображениям. В то же время многочисленные исследования показывают ее практическую эффективность.

 

2.4 ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (С.Л. РУБИНШТЕЙН)

 

С.Л. Рубинштейн рассматривал «отношенческую» природу личности в свете социальной обусловленности ее природы. Это выражается в том, что личность человека выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. Вместе с тем, человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знание, но и как отношение. Из этого высказывания видно, что можно выделить два аспекта отношений, которые рассматриваются С.Л. Рубинштейном в связи с определением сущности личности: первое это то, что личность является единицей и реальным носителем общественных отношений, а второе это то, что личность не только сознательно отражает мир, но и определенным образом к нему относится. Следует отметить, что первый аспект мало разработан как в трудах С.Л. Рубинштейна, так и в психологических теориях А.Н. Леонтьева и В.Н. Мясищева, в работах Э.В. Ильенкова, и А.Е. Шерозия, если исключить их отдельные и фрагментарные высказывания о социальных ролях личности, о принадлежности индивида к какой либо профессиональной группе и т.д. На самом же деле здесь говорится о весьма важном аспекте, а именно, о положении, занимаемом индивидом в «ансамбле» (К. Маркс) социальных отношений. В социологии и социальной психологии оно обозначается как социальный статус лица и представлено множеством своих проявлений (например, социометрический статус – занимаемое индивидом место в сети эмоционально-межличностных отношений, или социо-экономический статус – занимаемое индивидом положение в системе социально-экономических отношений и т.д.). Ниже мы отдельно будем говорить о социальном статусе как одной из подструктур целостной структуры личности, а на этот раз коснемся вышеупомянутого второго аспекта понятия отношения. Он, как мы уже отмечали, отражает момент «пристрастности» занимаемой позиции личности относительно тех или иных сторон действительности. Фактически именно этот момент отношения рассматривается в качестве фундаментального (по выражению А.П. Шерозия) как в трудах С.Л. Рубинштейна и в теории отношений В.Н. Мясищева, так и в работах А.Н. Леонтьева, Э. В Ильенкова, А.Е. Шерозия. Однако в данном случае мы с уверенностью можем сказать, что в теоретических представлениях этих исследователей отношение выступает в качестве того психологического феномена, которое наиболее полно отражается в понятии социальной установки, аттитюда. Вопрос о том, каковы отношения личности к тем или иным сторонам действительности, фактически означает, каковы установки личности к тем же сторонам реальности. Поэтому когда, например С.Л. Рубинштейн и В.Н. Мясищев и их последователи говорят об отношении человека к действительности как об основополагающем моменте психологических особенностей личности, то под ним следует иметь в виду социальную установку с ее когнитивным (знание), оценочно-эмоциональным и конативным (поведение) структурным строением.

Информация о работе Теории личности