Теории памяти в психологии. Виды памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:22, реферат

Описание работы

Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теории памяти…………………………………………………………………..4
1.1 Психологические теории памяти…………………………………….........4
1.2 Физиологические теории памяти…………………………………….........6
1.3 Биохимические теории памяти……………………………………….........7
2. Виды памяти…………………………………………………………………….8
2.1. Классификация видов памяти по характеру психической активности…8
2.2. Классификация памяти по характеру целей деятельности……………...11
2.3. Классификация памяти по продолжительности сохранения материала…12
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………………...15

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 44.83 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра гуманитарного образования  и социологии

 

 

РЕФЕРАТ

на тему «Теории памяти в психологии. Виды памяти»

по курсу «Психология и педагогика»

 

 

                                           Выполнил студент  Зумагулова Алина Адлеровна

                                                                                                           (Ф.И.О.)

                                                Группы  60-71

                                                           (номер группы)

                                               Факультета  Экономики и управления 

                                                Проверил: к.псх.н. , Бикмухаметова Назия Закиевна

                                                                   (должность, Ф.И.О., подпись руководителя)

 

                                                    «___»______________2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теории памяти…………………………………………………………………..4

   1.1 Психологические теории памяти…………………………………….........4

   1.2 Физиологические теории памяти…………………………………….........6

   1.3 Биохимические теории памяти……………………………………….........7

2. Виды памяти…………………………………………………………………….8

   2.1. Классификация видов памяти по характеру психической активности…8

   2.2. Классификация памяти по характеру целей деятельности……………...11

   2.3. Классификация памяти по продолжительности сохранения материала…12

Заключение………………………………………………………………………….14

Список использованной литературы……………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,

сохранении и последующем  воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

    Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является

важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

    Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.

    Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.

    Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность.

  

1. Теории памяти в психологии

    В течение столетий создано немало теорий (психологических, физиологических, химических и др.) о сущности и закономерности памяти. Они возникали в пределах определенных направлений психологии и так решали эту проблему с позиций соответствующих методологических принципов.

 

1.1 Психологические теории  памяти

    Психологический уровень изучения механизмов памяти представлен в науке наиболее многочисленным рядом различных направлений и теорий.

    Первая группа теорий составляет так называемое ассоциативное направление. Его центральное понятие - понятие ассоциации - обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Этот принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов.

    Герман Эббингауз писал: "Душевные образования называются ассоциированными, если они когда-либо раньше были пережиты вместе, и существует более или менее основательное допущение, что при существующих условиях они могут вызывать друг друга ". Таким образом, необходимым и достаточным основанием для образования связи между двумя впечатлениями ассоцианизм считает одновременность появления их в сознании. Поэтому задача более глубокого изучения механизмов запоминания перед ассоцианистами вообще не возникала, и они ограничились характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения "одновременных впечатлений". На основе этих условий выделяют три вида ассоциаций:

1) ассоциации по смежности во времени и пространстве;

2) ассоциации по сходству;

3) ассоциации по контрасту.

    Позже, по мере развития психологии, было предложено дополнить эти ассоциации смысловыми связями.

    Второй теорией является так называемый гештальтизм (от нем. Gestalt - образ). Основное понятие этой теории - понятие гештальта - обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. Таким образом, элементному подходу ассоцианистов к явлениям сознания гештальтизм противопоставляет, прежде всего принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. В соответствии с этим в качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу подобия по форме. Определенная организация материала, несомненно, играет большую роль в запоминании, но ее функция может быть реализована только в результате деятельности субъекта. У гештальтистов же принцип целостности выступает как изначально данный, законы гештальта (как и законы ассоциации) действуют вне деятельности самого субъекта. С этой точки зрения гештальтизм по существу оказывается в одном ряду с теорией ассоционизма. В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта.

    Основной тезис этой теории может быть сформулирован так: образование связей между различными представлениями определяется, прежде всего, тем, что с ним делает субъект, а не тем, каков сам по себе занимаемый материал.

 

 

 

 

1.2 Физиологические теории  памяти

    Физиологические теории механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей - это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, то есть теория "запоминания на физиологическом уровне". Условный рефлекс как акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания.

    Для понимания причинной обусловленности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепления. Подкрепление - это достижение непосредственной цели действия индивида или это стимул, мотивирующий действие.

    Синтез физиологического понятия подкрепления и психологического понятия цели действия позволяет утверждать, что по своей основной, жизненной функции память направлена не в прошлое, а в будущее: запоминание того, что "было", не имело бы смысла, если бы не могло быть использовано для того, что "будет".

    К физиологическим теориям примыкает так называемая физическая теория памяти. Ее авторы считают, что нервные импульсы, проходя через группу нейронов, оставляют физический след, который выражается в электрических и механических изменениях синапсов (места соприкосновения нервных клеток). Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути. Рассматриваемую теорию называют еще теорией нейронных моделей, так как при восприятии объектов нервные импульсы движутся по соответствующей группе нейронов, создавая модель воспринимаемого объекта в виде устойчивой пространственно-временной нейронной структуры. Процесс образования и активизации нейронных моделей и составляет механизм запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

 

 

1.3 Биохимические теории  памяти

    Биохимические теории дополняют взгляды физиологов: работа памяти осуществляется благодаря биохимическим изменениям в нервных клетках. На основе исследований биохимиков и физиологов возникла гипотеза о том, что процесс запоминания носит двухступенчатый характер. На первой ступени под влиянием раздражителя в клетках мозга происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. На второй ступени, на основе первых реакций возникают биохимические реакции - образование новых белковых веществ (протеинов), что ведет к необратимым химическим изменениям в составе РНК и ДНК. РНК (рибонуклеиновая кислота) - основа индивидуальной памяти, несет огромное количество кодов информации. ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) - носитель генетической (наследственной) памяти. Первая стадия длится секунды или минуты, и ее считают физиологическим механизмом кратковременной памяти. Вторая стадия считается механизмом долговременной памяти.

    Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды памяти

 

 

 

 

2.1.Классификация видов памяти по характеру психической активности

     Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

     Двигательная (или моторная) память — это  запоминание, сохранение и

воспроизведение различных  движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждым раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Но общий характер движений все же сохраняется.

     Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они

выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто

производим движения с  большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности.

     Эмоциональная  память — это память на чувства.  Данный вид памяти

заключается в нашей способности  запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

    Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

     Образная память  — это запоминание, сохранение  и воспроизведение образов

Информация о работе Теории памяти в психологии. Виды памяти