Теории памяти в психологии. Виды памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:22, реферат

Описание работы

Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теории памяти…………………………………………………………………..4
1.1 Психологические теории памяти…………………………………….........4
1.2 Физиологические теории памяти…………………………………….........6
1.3 Биохимические теории памяти……………………………………….........7
2. Виды памяти…………………………………………………………………….8
2.1. Классификация видов памяти по характеру психической активности…8
2.2. Классификация памяти по характеру целей деятельности……………...11
2.3. Классификация памяти по продолжительности сохранения материала…12
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………………...15

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 44.83 Кб (Скачать файл)

ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

     Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.

     Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость

воспроизведения образа. Отвечая  на него, можно выделить два основных фактора.

     Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Во-вторых, легкость воспроизведении во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Точность воспроизведения в

значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

     Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

     Словесно-логическая  память выражается в запоминании  и воспроизведении

наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас и процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

     Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится  только смысл данного материала, а точное

сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение  мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

     Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не

параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с

большей легкостью, чем у  взрослых. В то же время в запоминании  смысла

взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это

объясняется тем, что при  запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, по гораздо хуже запоминают смысл.

    

2.2. Классификация памяти по характеру целей деятельности

     Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

     Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

     Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания  (насколько прочно, долго чело­век  хочет запомнить).

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное  многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие;

6) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей;

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики,

схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных

типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная,

обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

     Человеческая память — это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Память — это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память — необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

    

2.3.Классификация памяти по продолжительности сохранения материала

     Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1— 0,5 сек. Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 секунд (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень — кратковременная память.

     Кратковременная память все же поддается сознательной регуляции, может

контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной

информации повторить  нельзя, они сохраняются лишь десятые  доли секунды и

продлить их психика возможности не имеет.

    Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая

обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое

время, после чего информация может забыться полностью либо перейти  в долговременную память, но при условии 1—2-кратного повторения.

     Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2. Это магическая формула памяти

человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ».

     Долговременная  память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:

1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспом­нить нужную информацию);

2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

     Оперативная  память — вид памяти, проявляющийся  в ходе выполнения

определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

     Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Заключение

     Итак, рассмотрев представления о памяти, я пришла к выводу, что память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти. Она ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

   Так же можно отметить, что для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное хранение информации.

    Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал, - зрительно, на слух или пользуясь движением. Однако, как правило, люди обладают смешанными типами памяти: слухо-моторный, зрительно-слуховой. Участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей: например, человек не вспомнил что-то на слух - но вспомнил зрительно. Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей. У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности.

    Таким образом, память является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с его настоящим, будущим и лежащей в основе развития и обучения.

 

 

Список использованной литературы

1. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2005.

2. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2006.

3. Морозов А. В. История психологии. - М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2005.

4. Саблин В. С., Слаква С. П. Психология человека. - М.: Дашков и К, 2006.

 

 

    


Информация о работе Теории памяти в психологии. Виды памяти