Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:16, реферат
Гипотеза: различные теории памяти, как в зарубежной, так и в отечественной психологии придают значение различным аспектам изучения памяти.
Задачи:
1) дать общее представление о памяти;
2) рассмотреть процессы и виды памяти, их особенности;
3) проанализировать зарубежные теории памяти;
4) рассмотреть особенности изучения памяти в отечественной психологии.
Введение………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Память и ее изучение в психологической науке…………….…...5
1.1 Общее представление о памяти ………………………………………...5
1.2 Процессы и виды памяти, их особенности…………….………….……8
Глава 2. Теории памяти в психологии………………………….……….….13
2.1 Зарубежные теории памяти………………………………………...……13
2.2 Исследование памяти в отечественной психологии……….…………..15
Заключение……………………………………………………...……..……..18
Список использованной литературы…………………………………...…..19
Информация, воспринятая человеком, но в процессе сохранения частично потерянная, характеризует забывание. Исследование кривых забывания показало, что забывание происходит наиболее интенсивно в первые шесть часов после запоминания. Поэтому если информацию требуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с такими интервалами: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.
Эффективная работа памяти невозможна без забывания. Создатель кибернетики Норберт Винер подчеркивал роль сна в процессах очищения мозга от избыточной информации и переработки нужной. В книге «Кибернетика» он указывал, что «из всех нормальных процессов всего ближе к непатологическому очищению сон.
Забывание ненужного - это не признак плохой памяти, не ее болезнь, а условие здоровья. Особенно полезно это напоминание нам, потому что бушующий ныне информационный океан легко может переполнить нашу память.
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала.
В зависимости от длительности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд.
Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 секунд) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5-9 единиц информации и определяется тем количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.
Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).
У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.
Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.
Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.
По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.
Подводя итоги, необходимо отметить, что древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз науки и искусств. Значение памяти в жизни каждого человека и общества в целом огромно: без нее невозможно представить себе разумное существо. Память дает возможность увидеть то, что мы видели когда-то, представить себе множество раз то, что видели лишь однажды. Есть память чувств, которая хранит наши личные впечатления о дорогом. Память поможет нам в горькие минуты вспомнить что-то радостное, а в минуты восторга напомнит печаль расставания.
2. ТЕОРИИ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ
2.1 Зарубежные теории памяти
Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.
В основе данной теории лежит понятие ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др.
Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию.
Тем не менее ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.
В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация - гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.
В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Главная мысль, проходившая красной нитью через исследования сторонников обсуждаемой концепции памяти, состояла в том, что и при запоминании и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.
Заслугой З. Фрейда и его последователей в исследовании памяти явилось выяснение роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.
Примерно в это же время, т.е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей.
Таким образом, в различных теориях, память рассматривалась с разных точек зрения. В ассоциативной теории память рассматривалась, как система ассоциаций, в гештельттеории большое значение придавалось структурированию материала при запоминании, а в биховиоризме - подкреплению. В свою очередь З. Фрейд придавал значение роли эмоций, мотивов и потребностей в запоминании. В русле смысловой теории, память изучалась с точки зрения образования смысловых связей.
2.2 Исследование памяти в отечественной психологии
В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации.
Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала.
У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Были выделены этапы филогенетического и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной.
Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А. Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.
Представители этих наук стали проявлять повышенный интерес к собственно психологическим исследованиям памяти, потому что это открывало возможности для совершенствования языков программирования, его технологии и памяти машин.
В качестве подведения итога, рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти.
Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал:
1) сравнительно простые
события в жизни, которые производят
особенно сильное впечатление
на человека, могут запоминаться
сразу прочно и надолго, и по
истечении многих лет с
2) более сложные и менее
интересные события человек
3) при пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты;
4) человек может объективно
правильно воспроизводить
5) если увеличить число
членов запоминаемого ряда до
количества, превышающего максимальный
объем кратковременной памяти, то
число правильно
6) предварительное повторение
материала, который подлежит заучиванию
(повторение без заучивания), экономит
время на его усвоение в
том случае, если число таких
предварительных повторений не
превышает их количества, необходимого
для полного заучивания
7) при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»);
8) для ассоциативной связи
впечатлений и их последующего
воспроизводства особо важным
представляется то, являются ли
они разрозненными или
9) повторение подряд
10) новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше;
11) с усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.
12) то, чем человек особенно
интересуется, запоминается без
всякого труда. Особенно отчетливо
эта закономерность
13) редкие, странные, необычные
впечатления запоминаются
14) любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.