Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:19, реферат
Впечатления, которые каждый человек получает в течение своей жизни об окружающем мире, оставляют определенный след, закрепляются, а при необходимости - воспроизводятся. Эти самые процессы называются памятью.
Память-это процессы организации и сохранения прошлого опыта, которые делают его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Именно память связывает прошлое человека с его настоящей и будущей деятельностью и является познавательной функцией, которая лежит в основе обучения и развития.
1.Введение……………………………………………....стр.2-3
2.Общее представление о памяти……………………..стр.3-6
3. Процессы и виды памяти……………………………стр.6-10
4.Теории памяти………………………………………..стр.10-13
4.1. Деятельностная теория памяти…………………...стр.10-11
4.2.Теория памяти с точки зрения гештальттерапии....стр.11
4.3.Теория памяти А.Бине и К.Бюлера……………….стр.12
4.4.Теория памяти Г.Эббингауза……………………...стр.12-13
5.Заключение……………………………………………стр.14
6.Список использованной литературы………………...стр.15
Содержание.
1.Введение……………………………………………...
2.Общее представление о памяти……………………..стр.3-6
3. Процессы и виды памяти……………………………стр.6-10
4.Теории памяти………………………………………..стр.10-
4.1. Деятельностная теория памяти…………………...стр.10-11
4.2.Теория памяти с точки
зрения гештальттерапии....стр.
4.3.Теория памяти А.Бине и К.Бюлера……………….стр.12
4.4.Теория памяти Г.Эббингауза……………………...стр.12-
5.Заключение……………………………………………
6.Список использованной литературы………………...стр.15
Введение.
Впечатления, которые каждый человек получает в течение своей жизни об окружающем мире, оставляют определенный след, закрепляются, а при необходимости - воспроизводятся. Эти самые процессы называются памятью.
Память-это процессы организации
и сохранения прошлого опыта, которые
делают его повторное использование
в деятельности или возвращение
в сферу сознания. Именно память
связывает прошлое человека с
его настоящей и будущей
«Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Также можно определить понятие "память"
как сохранение, запоминание и
последующее воспроизведение
1.Лабильная - кратковременная память.
2.Стабильная - долговременная память.
В наше время в науке до сих пор не существует законченной теории памяти. В основном разнообразие моделей памяти обусловлено разработкой этих проблем представителям разных наук.
Память присутствует у любого живого существа, но у человека память имеет самый высокий уровень. Память лежит в основе способностей человека и является условием приобретения новых знаний и умений.
Индивидуальные особенности
Разнообразные инстинкты, врожденные
и приобретенные механизмы
Таким образом, проблема изучения памяти не потеряла актуальности и в настоящее время.
Общее представление о памяти.
Память представляет собой процессы организации и сохранения определенного опыта прошлого, которые позволяют его повторно использовать в деятельности. Память - это такой процесс, который имеет способность связывать прошлое субъекта с его будущим и настоящим.
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. У дочеловеческих организмов существует только 2 вида памяти:
1.Генетическа (проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств);
2.Механическая (выступает в форме способности к учению, к обретению жизненного опыта, который нигде, кроме организма субъекта, сохраняться не может).
Без такого процесса невозможно хорошее
функционирование личности и общества
в целом. Именно благодаря памяти
человек отделяется от остальных
существ живого мира. К тому же память
лежит в основе любого психологического
явления. Навыки, привычки, желания, личность
существуют именно за счет памяти. Распад
памяти соответствует в определенной
степени распаду самой
В отличие от людей, у животных возможности для запоминания ограничены их устройством, они способны воспроизвести только то, что может быть приобретено методом оперативного или викарного научения, без использования мнемонических средств.
Память у людей отличается по различным параметрам, таким как скорость, длительность, точность, прочность и другие. Это все относится к количественным характеристикам памяти. Также есть и качественные характеристики - они касаются как доминирования отдельных видов памяти( зрительной, слуховой, двигательной и.т.д.), так и их функционирования.
Относительно того, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие типы памяти: зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная и многие их сочетания.
Некоторые люди, чтобы запомнить что-либо, должны его просто прочесть, другому же человеку следует лучше услышать этот материал, чтобы запомнить его и др.
Очень редко бывает, когда у человека доминирует только один определенный вид памяти: зрительная, слуховая и двигательная. Обычно сталкиваются с разными сочетаниями, например такими, как зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Но все-таки более доминирующей является зрительная память. Обычно бывает, что доминируют у субъекта именно те виды памяти, которые чаще всего используются. В основном это складывается относительно того, в какой области человек ведет свою профессиональную деятельность.
Процессы памяти тесно связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти.
Более точно и строго память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Процессы и виды памяти.
Основными
процессами памяти являются:
1.запоминание
2.сохранение
3.узнавание
4.воспроизведение
5.забывание
1. Запоминание - представляет собой процесс запечатления полученной информации. Если этот процесс происходит сам собой, то говорят о таком понятии, как непроизвольное или непреднамеренное запоминание ( так например человеку запоминается какой-то понравившийся отрывок из журнала). Обычно такое запоминание протекает естественно, не требуя особенных усилий.
Существует произвольное, осмысленное запоминание.
а) Произвольное запоминание - при таком процессе человек руководствуется сознательной целью: например, выучить урок, запомнить какой-либо материал и др. При этом человек прилагает волевые усилия, прибегает к использованию определенных приемов. Произвольное запоминание может реализовываться механическим путем (т.е. многократное повторение изучаемого материала). Такое механическое запоминание позволяет довольно полно воспроизвести заученный материал, но при первых же вопросах, человек обычно теряется и автоматически повторяет целые отрывки из текста. Это зависит от того, что материал человеком не был осмыслен и понят.
б) Осмысленное запоминание - построено на понимании логики определенного материала, раскрытии внутренних логических связей и обуславливается именно особенностями личности человека. Для того, чтобы осмысленное запоминание происходило быстрее и легче, существует ряд приёмов (методов): метод локальной привязки, словесных посредников и ассоциаций:
1)Метод локальной привязки - этот метод состоит в построении для запоминания ряда объектов другого ряда - опорного, состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых объектов. Человек запоминает опорный ряд, а потом использует его элементы, чтобы совместить с ними элементы запоминаемого ряда.
2)Метод словесных посредников - метод основан на соотнесении двух рядов объектов - предназначенного для запоминания и опорного ряда слов, которые организованы в конкретную осмысленную фразу.
3)Метод искусственных ассоциаций - своего рода уловка, которая облегчает запоминания сложных слов.
3.Узнавание - этот процесс подразумевает
установление сходства между
воспринимаемым объектом и
4.Воспроизведение - это специфический
результат запоминания и
5.Забывание - оно происходит интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Если информацию нужно запомнить надолго, то её нужно повторять через интервалы: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов, и через 24 часа. Хорошая работа памяти невозможна без забывания.
Существует несколько
В зависимости от длительности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная память - представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд.
Кратковременная память - сохраняет в течение короткого промежутка времени общий образ воспринятой информации. Объем кратковременной памяти составляет 5-9 единиц информации и определяется тем количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативная память - рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заданного срока, нужного для выполнения действий или операций. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память - может хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.
Генетическая память - обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено.
В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, двигательную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти.
1.Зрительная - является преобладающим видом. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
2.Слуховая - хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.
3.Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.
4.Двигательная - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.
Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.
Все эти виды памяти только характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания информация претерпевает различные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.
Значение памяти в жизни каждого человека и общества в целом огромно: без нее невозможно представить себе разумное существо. Память дает возможность увидеть то, что мы видели когда-то, представить себе множество раз то, что видели лишь однажды. Есть память чувств, которая хранит наши личные впечатления о дорогом. Память поможет нам в горькие минуты вспомнить что-то радостное, а в минуты восторга напомнит печаль расставания.
Теории памяти.
4.1. Деятельностная теория памяти.
Эта теория в качестве основного
определения рассматривает
Этот функциональный принцип объясняется, как факт: мы часто помним, что мы чего-то не помним. При напоминании нам определенных вещей мы говорим отрицательно, если нам подвернулось не то, что мы старались вспомнить. Это объясняет тот факт, что следовательно мы все-таки помним, что именно мы забыли, хотя, казалось бы, что, раз это забыли, мы этого не знаем.
В действительности у нас в этих случаях обычно есть некоторое функциональное знание о связях, в которых стоит забытое нами.