Теории памяти в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:19, реферат

Описание работы

Впечатления, которые каждый человек получает в течение своей жизни об окружающем мире, оставляют определенный след, закрепляются, а при необходимости - воспроизводятся. Эти самые процессы называются памятью.
Память-это процессы организации и сохранения прошлого опыта, которые делают его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Именно память связывает прошлое человека с его настоящей и будущей деятельностью и является познавательной функцией, которая лежит в основе обучения и развития.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………....стр.2-3
2.Общее представление о памяти……………………..стр.3-6
3. Процессы и виды памяти……………………………стр.6-10
4.Теории памяти………………………………………..стр.10-13
4.1. Деятельностная теория памяти…………………...стр.10-11
4.2.Теория памяти с точки зрения гештальттерапии....стр.11
4.3.Теория памяти А.Бине и К.Бюлера……………….стр.12
4.4.Теория памяти Г.Эббингауза……………………...стр.12-13
5.Заключение……………………………………………стр.14
6.Список использованной литературы………………...стр.15

Файлы: 1 файл

Реферат по психологии (Теории памяти а психологии).docx

— 28.57 Кб (Скачать файл)

Припоминая, мы очень часто  ищем носителя определенныx связей. В  процессе припоминания мы из них исходим, и когда нам как будто вспоминается забытое, мы проверяем, то ли нам вспомнилось, что мы хотели припомнить, по тому, как всплывшее в памяти входит в эти связи.

4.2.Теория памяти  с точки зрения гештальттерапии.

Основное понятие гештальтпсихологии - понятие гештальта  означает изначально целостную структуру. Основной принцип  теории памяти, по гештальту, заключается  в том, что анализ отдельных элементов  ассоциации не может привести к пониманию  целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимозависимостью отдельных  его частей. Отдельно взятая часть - только часть и никакого представления  о целом не дает. Таким образом, вся многообразная деятельность памяти опять сведена к одной форме. Вместо универсального закона ассоциации гештальтисты пытаются установить универсальный принцип структуры.

 

 

 

4.3.Теория памяти  А. Бине и К. Бюлера.

Эта теория выдвигает на главный план смысловое содержание, опираясь на тот факт, что запоминание  смыслового содержания не совпадает  механически с запоминанием речевой  формы, в которой оно дано.

Их исследования отчетливо  вскрыли роль осмысливания в запоминании  и показали, что осмысленное запоминание  подчинено иным закономерностям, чем  механическое воспроизведение на основе ассоциаций по смежности. Вместо механического воспроизведения смежных частей, которое должно было бы иметь место согласно законам ассоциации, при запоминании и воспроизведении осмысленного текста происходит сложный процесс смыслового отбора, в итоге которого закрепляется наиболее существенное для данного субъекта, основной смысловой состав текста. Этот текст при этом подвергается более или менее значительной реконструкции.

Представители этого направления  пытаются превратить память в воспроизведение  чистых мыслей, вовсе не зависящих  от какой-либо речевой формы. Так  как они разрывают и противопоставляют  друг другу запоминание мыслей и  слов, они приходят к выводу, которые  соединяются с антагонистической  теорией Эббингауза, в которой  смысловое содержание, хотя и с  противоположной тенденцией, также  отрывается от словесного текста.

 

 

4.4.Теория памяти  Г.Эббингауза.

Эта теория легла в основу первых экспериментальных исследований Эббингауза и его продолжателей, и была построена на учении об ассоциациях.

В этой теории факт внешней смежности впечатлений сам по себе признается достаточным для установления связи между представлениями и для их воспроизведения.

Относительно этого Г. Эббингауз создал свое исследование. Он воспользовался рядами различных  слогов, состоящих из 3-х букв, с  выключением всех комбинаций, которые  давали ли бы какое-то четкое слово.

Этим он стремился получить материал  и создать единообразные  условия для различных испытуемых.  Отсутствие осмысленного содержания несущественно, т.к. для него процесс воспроизведения  определялся фактом создающей ассоциативные  связи внешней смежности заучиваемого материала.

В этой теории ассоциативные  связи играют важную роль, особенно в элементарных формах памяти. Но работа всей памяти в целом  несводима лишь к ассоциациям и не может быть объяснена ассоциативной теорией.

Данные экспериментального исследования отчетливо вскрывают  значение смысловых связей для процесса запоминания. Сравнение результатов  заучивания бессмысленных слогов и  осмысленных слов, затем отдельных  осмысленных слов и слов, объединенных в осмысленные предложения связного текста, показало, что работа памяти находится в прямой зависимости  от наличия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или  менее обширные смысловые целые. По данным ряда исследователей, количество объединенных во фразу слов, которые  запоминают испытуемые, в несколько  раз превосходит количество запоминаемых ими - при прочих равных условиях - бессвязных слов.

 

 

 

Заключение.

Целью этого реферата являлось рассмотрение различных теорий памяти. Изначально дано общее представление  о памяти, её, виды, особенности, а  далее  представлены различные теории памяти с точки зрения наук и ученых.

При таком анализе нужно  учитывать, что она входит в целостную структуру личности человека. По мере развития сферы мотиваций и потребностей может изменяться отношение к событиям, происходящим в жизни. От этого одно и тоже знание может сохраниться в памяти по-разному. Разные теории памяти изучают соответственно различные её аспекты.

Можно сказать, что память-это  психический процесс организации  и содержания прошлого опыта, делающим возможным его повторное воспроизведение  в деятельности.

Память связывает прошлое  человека с его настоящим и  его будущим, и представляет из себя одну из главных познавательных функций, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без такого процесса, как память, человек не смог бы полноценно развиваться, как  личность. Непроизвольное запоминание - продукт деятельности человека с  предметами.

В итоге можно сделать  вывод о том, что целенаправленное действие является продуктивным при  непроизвольном запоминании. При такой  структуре деятельности складываются более благоприятные условия  для образования и закрепления нервных связей.

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов вузов: В 3-х кн. / Р.С. Немов. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2000.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000

3. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: "Академия", 2006

4. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2005

5.Теории памяти // http://vse-o-iq.narod.ru/teoriipamyati.htm

6.Википедия  //  ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теории памяти в психологии