Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:32, реферат
Эмоции - субъективные реакции человека или животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляется в виде удовольствии, неудовольствия, радости, страха и т.п.
Практически все психические состояния и процессы сопровождаются эмоциями, выраженными в той или иной мере и форме. Главная роль эмоций заключается в налаживании четкой связи между объективной реальностью и оценочным восприятием человека. Эмоции позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Теории эмоций………………………………………………………………………………4
Виды эмоций………………………………………………………………………………...8
Функции эмоций…………………………………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………………...14
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)»
Кафедра Психологии
Реферат
На тему: «Теории, виды и функции эмоций».
Специальность 030301.65 «Психология»
Выполнила:
студентка 5 курса специализации
Спортивный психолог
Лихачева И.Ю.
Проверил:
Вощинин А.В.
Москва - 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Теории эмоций……………………………………………
Виды эмоций…………………………………………………
Функции эмоций………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Эмоции - субъективные реакции человека или животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляется в виде удовольствии, неудовольствия, радости, страха и т.п.
Практически все психические
состояния и процессы сопровождаются
эмоциями, выраженными в той или
иной мере и форме. Главная роль эмоций
заключается в налаживании
Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом).
Эмоции возникают под воздействием внешних или внутренних раздражений непреднамеренно, как акт первичного переживания.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя " и направляя ее.
Теории эмоций
Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина
Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Потение рук при страхе он объянял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.
Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными.
«Периферическая» теория У. Джем – К. Г. Ланге
Американский психолог У.
Джемс выдвинул «периферическую» теорию
эмоций, основанную на том, что эмоции
связаны с определенными
«Независимо от У. Джемса датский патологоанатом К. Г. Ланге в 1895 году опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли. Но если для первого органические изменения сводились к висцеральным (внутренних органов), то для второго они были преимущественно вазомоторными. Радость, с его точки зрения, есть совокупность двух явлений: усиления моторной иннервации и расширения кровеносных сосудов. Отсюда происходит и экспрессивное выражение этой эмоции: быстрые, сильные движения, громкая речь, смех. Печаль, наоборот, является следствием ослабления двигательной иннервации и сужения кровеносных сосудов. Отсюда вялые, замедленные движения, слабость и беззвучность голоса, расслабленность и молчаливость. Свою теорию Ланге свел к следующей схеме:
Ослабление двигательной
иннервации....................
Ослабление двигательной
иннервации + сужение сосудов...............
Ослабление двигательной иннервации + сужение сосудов +
судороги органических мускулов......................
Ослабление двигательной иннервации + расстройство
координации...................
Усиление двигательной иннервации + судороги органических
мускулов......................
Усиление двигательной иннервации + судороги органических
мускулов + расширение кровеносных
сосудов.......................
Усиление двигательной иннервации + судороги органических
мускулов + расширение кровеносных сосудов + расстройство
координации...................
С позиции теории Джемса-Ланге, акт возникновения эмоции выглядит следующим образом:
раздражитель —> возникновение физиологических изменений —> сигналы об этих изменениях в мозг —> эмоция (эмоциональное переживание)». (2)
Смысл этого утверждения заключается в том, что произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Изобразите гнев - и вы сами начнете переживать это чувство; начните смеяться - и вам станет смешно. С другой стороны, подавите внешнее проявление эмоции, и она исчезнет.
Теория У. Кеннона - П. Барда
У. Кеннон в эксперименте выявил, что при рассечении всех физиологических проявлений (при рассечении нервных путей между внутренними органами и корой головного мозга) субъективное переживание все равно сохранялось. Физиологические же сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например для мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе напряжения.
Кеннон отмечал два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие. Во-вторых, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции.
Он показал также, что
искусственно вызванные физиологические
изменения, характерные для определенных
сильных эмоций, не всегда вызывают
ожидаемое эмоциональное
Таким образом, по Кеннону, схема этапов возникновения эмоций и сопутствующих ей физиологических сдвигов выглядит так:
раздражитель —> возбуждение
таламуса —> эмоция —> физиологические
изменения.
В исследованиях П. Барда показано, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно. Таким образом, схема получает несколько иной вид:
Биологическая теория эмоций П. К. Анохина
В рамках этой теории эмоции
рассматриваются как
Возникновение потребностей приводит, по П. К. Анохину, к возникновению отрицательных эмоций, которые играют мобилизующую роль, способствуя наиболее быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. Когда обратная связь подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, т. е. что потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь в памяти, она в будущем участвует в мотивационном процессе, влияя на принятие решения о выборе способа удовлетворения потребности. Если же полученный результат не согласуется с программой, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других, более успешных способов достижения цели.
Неоднократное удовлетворение
потребностей, окрашенное положительной
эмоцией, способствует обучению соответствующей
деятельности, а повторные неудачи
в получении
Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера.
Эта теория разработана С. Шехтером с коллегами в рамках когнитивистских теорий эмоций. Было выявлено, что висцеральные реакции, обусловливающие увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоционального состояния, но недостаточны, так как определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность. В соответствии с этой теорией, какое-то событие или ситуация вызывают возбуждение и у человека возникает необходимость оценить его содержание, т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение. По представлениям Шехтера, на возникновение эмоций, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями в организме, оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.
По мнению Шехтера, эмоциональные состояния - это результат взаимодействия двух компонентов: активации и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция.
Информационная теория эмоций П. В. Симонова
П. В. Симонов считает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется, по П. В. Симонову, силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. Это представлено им в виде «формулы эмоций»:
Э = П (Ин - Ис), где Э - эмоция; П - потребность; Ин - информация, необходимая для удовлетворения потребности; Ис - информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.
Из этой формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности. Нет потребности, нет и эмоции. Не будет эмоции и в том случае, если потребность есть, а (Ин - Ис) = 0, т. е. если человек обладает необходимой для удовлетворения потребности информацией (Ис - Ин).
В нормальной ситуации человек ориентирует свое поведение на сигналы высоковероятных событий (т. е. на то, что в прошлом чаще встречалось). Благодаря этому его поведение в большинстве случаев бывает адекватным и ведет к достижению цели. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций.
Однако в неясных ситуациях, когда человек не располагает точными сведениями для того, чтобы организовать свое поведение по удовлетворению потребности, нужна другая тактика реагирования на сигналы. Отрицательные эмоции, как пишет Симонов, и возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, что в жизни бывает чаще всего. Например, эмоция страха и тревога развиваются при недостатке сведений, необходимых для защиты, т. е. при низкой вероятности избегания нежелательного воздействия, а фрустрация - при низкой вероятности достижения желаемой цели.
Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения чувствительности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь, приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти.
Отмечая различия между положительными и отрицательными эмоциями, Симонов указывает, что поведение живых существ направлено к минимизации воздействий, способных вызвать отрицательные эмоции, и к максимизации положительных эмоциональных состояний. Но минимизация имеет предел в виде нуля, покоя, гомеостаза, а для максимизации, считает он, такого предела нет, потому что теоретически он представляет собой бесконечность.
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда
К. Изард постулирует пять основных тезисов:
1) основную мотивационную
систему человеческого
2) каждая базовая эмоция
обладает уникальными
3) фундаментальные эмоции
переживаются по-разному и по-