Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:32, реферат
Эмоции - субъективные реакции человека или животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляется в виде удовольствии, неудовольствия, радости, страха и т.п.
Практически все психические состояния и процессы сопровождаются эмоциями, выраженными в той или иной мере и форме. Главная роль эмоций заключается в налаживании четкой связи между объективной реальностью и оценочным восприятием человека. Эмоции позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Теории эмоций………………………………………………………………………………4
Виды эмоций………………………………………………………………………………...8
Функции эмоций…………………………………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………………...14
4) эмоциональные процессы
взаимодействуют с драйвами, с
гомеостатическими,
5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.
В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).
Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:
1) базовые эмоции
всегда имеют отчетливые и
специфические нервные
2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);
3) базовая эмоция сопровождается
отчетливым и специфическим
4) базовые эмоции возникли
в результате эволюционно-
5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками.
Виды эмоций
Классификация эмоций по С.Л. Рубинштейну.
Эмоции – психическое
отражение актуального
Выделяет 4 вида эмоциональных переживаний:
1.Чувства (эмоции) – переживания, передающие отношение человека к внешнему миру. В развитии эмоций есть 3 уровня чувств в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы личности и по возможности осознания:
- Уровень
органической аффективно-
- Предметные
чувства. Устойчивые
- Уровень
мировоззренческих установок
2.Аффект – стремительный,
бурно протекающий
3.Страсти – сильное,
стойкое, длительное чувство,
которое захватывает человека
и владеет им. Человек теряет
контроль над своим поведением,
страсть навязывает его.
4.Настроение – общее
диффузное беспредметное
Классификация эмоций по А.Н. Леонтьеву.
Эмоции – психическое отражение смыслов выполняемых действий и условий их выполнения.
Выделяет 4 класса эмоциональных процессов:
1.Аффект – сильное и относительно кратковременные неуправляемые эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию, имеют способность к аккумуляции, накапливанию. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.
2.Собственно эмоции –
более длительные состояния,
3.Чувства – предметные
эмоциональные состояния,
4. Настроение.
В зависимости от субъективной ценности переживаний Б. И. Додонов выделяет следующие виды эмоций.
Альтруистические - переживания, возникающие на основе потребностей в содействии, помощи другим людям: желание принести другим людям радость и счастья, чувство тревоги за свою судьбу, сопереживания, чувство надежности, преданности, сочувствия.
Коммуникативные - возникают
на основании потребности в
Глоричные - связаны с потребностью в самоутверждения, славе: стремление завоевать признание, уважение, чувство самовлюбленности и желание взять реванш, чувство гордости, преимущества, удовлетворение тем, что произошел рост, повышенная ценность своей личности.
Практические - определяются успешностью или неуспешности деятельности, трудностями ее осуществления и завершения: желание достичь успеха в работе, чувство напряжения, увлеченность работой, приятная усталость, приятное удовольствие от результатов своего труда.
Романтические - проявляются в стремлении ко всему необычному, тайного: ожидание чего-то необычного и очень хорошего, светлого; волнующе чувства восприятия измененного окружающей среды: все кажется другим, необычным, наполненным особой значимости, таинственности.
Гностичные - связаны с потребностью в познавательной и духовной гармонии: стремление познать суть явлений, чувство удивления или непонимания, колебания; чувство ясности или неясности мысли; безудержное стремление преодолеть противоречия в своих суждениях и все систематизировать; чувство близости решения проблемы; радость открытия истины .
Эстетические - связанные с лирическими переживаниями: потребность в красоте, чувство изящного, возвышенного и величественного; наслаждение звуками, чувство волнующих драматизма, светлого сумму, поэтическо-наблюдательного состояния; чувство духовного роста; чувство родного, близкого, угодная воспоминаний о прошлом, горько-приятное чувство одиночества.
Гедоничные - связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте: наслаждение приятными духовными и физическими ощущениями от знаний, вкусной пищи, тепла, солнца и т.п.; чувство беззаботности, покоя, изнеможения чувство веселья; приятное бездумно возбуждение.
Акизитивные - возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционирование: стремление накопления, радость в связи с увеличением накоплений; приятное чувство от созерцания своих собраний.
Мобилизационные - происходят от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: потребность в острых ощущениях, увлечение риском, чувство спортивного азарта, решительность, спортивная злость, чувство сильного волевого и эмоционального напряжения, мобилизация своих физических и умственных способностей.
В зависимости от модальности, качества переживаний К. Изардом были выделены десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь – к отрицательным.
1. Интерес-возбуждение – чувство захваченности, любопытства, это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к человеку или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.
2. Радость характеризуется
чувством уверенности и
3. Удивление является
преходящей эмоцией: оно
4. Страдание представляет
собой наиболее
5. Гнев – сильная отрицательная
эмоция, возникающая в ответ на
препятствие в достижении
6. Отвращение как эмоциональное
состояние связано с
7. Презрение связано с
ситуациями, в которых человеку
необходимо чувствовать себя
сильнее, умнее, лучше в каком-
8. Страх является наиболее
сильной и опасной из всех
эмоций, которая оказывает большое
влияние на сознание и
9. Стыд как эмоция повергает
человека в такое состояние,
когда он кажется себе
10. Вина возникает при
совершении неправильных