Теории, виды, функциии эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:32, реферат

Описание работы

Эмоции - субъективные реакции человека или животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляется в виде удовольствии, неудовольствия, радости, страха и т.п.
Практически все психические состояния и процессы сопровождаются эмоциями, выраженными в той или иной мере и форме. Главная роль эмоций заключается в налаживании четкой связи между объективной реальностью и оценочным восприятием человека. Эмоции позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
Теории эмоций………………………………………………………………………………4
Виды эмоций………………………………………………………………………………...8
Функции эмоций…………………………………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

теории, виды, функции эмоций.docx

— 47.34 Кб (Скачать файл)

4)  эмоциональные процессы  взаимодействуют с драйвами, с  гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

5)  в свою очередь,  драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:

1)   базовые эмоции  всегда имеют отчетливые и  специфические нервные субстраты;

2)  базовая эмоция проявляет  себя при помощи выразительной  и специфической конфигурации  мышечных движений лица (мимики);

3)  базовая эмоция сопровождается  отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;

4)  базовые эмоции возникли  в результате эволюционно-биологических  процессов;

5)  базовая эмоция оказывает  организующее и мотивирующее  влияние на человека, служит его  адаптации.

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками.

 

Виды эмоций

 

Классификация эмоций по С.Л. Рубинштейну.

Эмоции – психическое  отражение актуального состояния  потребности. Эмоции легче выявить  тогда, когда потребности не удовлетворены.

Выделяет 4 вида эмоциональных  переживаний:

1.Чувства (эмоции) – переживания,  передающие отношение человека  к внешнему миру. В развитии  эмоций есть 3 уровня чувств в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы личности и по возможности осознания:

-       Уровень  органической аффективно-эмоциональной  чувствительности. Чувства возникают  в связи с органическими потребностями  человека. К нему относятся элементарные, т.н. физические чувствования  – удовольствия, неудовольствия. Каждое  чувство отражает объективное  состояние организма индивида, находящегося  в определенных отношениях с  окружающим миром. 

-       Предметные  чувства. Устойчивые эмоциональные  переживания по отношению к  определенным предметам, имеющим  устойчивый интерес человека. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. Здесь чувство – отношение к миру, выраженное в осознанном переживании. Чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, интересов, к которой они относятся: интеллектуальные (познавательные интересы), эстетические и моральные ценности.

-       Уровень  мировоззренческих установок личности. Эти чувства соотносятся с  обобщенными жизненными ситуациями. Чувства юмора, иронии, возвышенного, трагического. Смешным кажется то, что сперва выступает с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность.

2.Аффект – стремительный,  бурно протекающий эмоциональный  процесс взрывного характера, защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффект переживается в ситуации. Еще более ярко выраженный – патологический аффект, после которого человек не помнит, что он делал.

3.Страсти – сильное,  стойкое, длительное чувство,  которое захватывает человека  и владеет им. Человек теряет  контроль над своим поведением, страсть навязывает его. Страсть  выражается в соответствующей  направленности всех помыслов  личности на единую цель.

4.Настроение – общее  диффузное беспредметное эмоциональное  состояние. Настроение не предметно,  а личностно; оно не приурочено  к какому-то событию, а разлитое  общее состояние. Это бессознательная  эмоциональная «оценка» личностью  того, как на данный момент  складываются для нее обстоятельства.

Классификация эмоций по А.Н. Леонтьеву.

Эмоции – психическое  отражение смыслов выполняемых  действий и условий их выполнения.

Выделяет 4 класса эмоциональных  процессов:

1.Аффект – сильное и относительно кратковременные неуправляемые эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию, имеют способность к аккумуляции, накапливанию. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.

2.Собственно эмоции –  более длительные состояния, иногда  слабо выраженные во внешнем  поведении. Имеют ситуационный  характер, выражают оценочное личностное  отношение к складывающимся или  возможным ситуациям, к своей  деятельности и своим проявлениям в них. Они способны предвосхищать ситуации и события которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Они способны к обобщению и коммуникации - эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание). Выражаются с помощью «эмоционального языка».

3.Чувства – предметные  эмоциональные состояния, возникающие  в результате специфического  обобщения эмоций, которые связываются  с представлением или идеей  о некотором объекте, конкретном  или обобщенном. Они относительно  постоянны, не зависят от конкретной  ситуации.

4. Настроение.

В зависимости от субъективной ценности переживаний Б. И. Додонов  выделяет следующие виды эмоций.

Альтруистические - переживания, возникающие на основе потребностей в содействии, помощи другим людям: желание принести другим людям радость  и счастья, чувство тревоги за свою судьбу, сопереживания, чувство  надежности, преданности, сочувствия.

Коммуникативные - возникают  на основании потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями  и переживаниями, чувство симпатии, привязанность, чувство уважения к  кому-то, чувство признательности, желание  заслужить одобрение от близких  и уважаемых людей.

Глоричные - связаны с потребностью в самоутверждения, славе: стремление завоевать признание, уважение, чувство самовлюбленности и желание взять реванш, чувство гордости, преимущества, удовлетворение тем, что произошел рост, повышенная ценность своей личности.

Практические - определяются успешностью или неуспешности деятельности, трудностями ее осуществления и завершения: желание достичь успеха в работе, чувство напряжения, увлеченность работой, приятная усталость, приятное удовольствие от результатов своего труда.

Романтические - проявляются  в стремлении ко всему необычному, тайного: ожидание чего-то необычного и очень хорошего, светлого; волнующе чувства восприятия измененного  окружающей среды: все кажется другим, необычным, наполненным особой значимости, таинственности.

Гностичные - связаны с  потребностью в познавательной и  духовной гармонии: стремление познать  суть явлений, чувство удивления  или непонимания, колебания; чувство  ясности или неясности мысли; безудержное стремление преодолеть противоречия в своих суждениях  и все систематизировать; чувство  близости решения проблемы; радость  открытия истины .

Эстетические - связанные  с лирическими переживаниями: потребность  в красоте, чувство изящного, возвышенного и величественного; наслаждение  звуками, чувство волнующих драматизма, светлого сумму, поэтическо-наблюдательного состояния; чувство духовного роста; чувство родного, близкого, угодная воспоминаний о прошлом, горько-приятное чувство одиночества.

Гедоничные - связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте: наслаждение приятными духовными и физическими ощущениями от знаний, вкусной пищи, тепла, солнца и т.п.; чувство беззаботности, покоя, изнеможения чувство веселья; приятное бездумно возбуждение.

Акизитивные - возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционирование: стремление накопления, радость в связи с увеличением накоплений; приятное чувство от созерцания своих собраний.

Мобилизационные - происходят от потребности в преодолении  опасности, интереса к борьбе: потребность  в острых ощущениях, увлечение риском, чувство спортивного азарта, решительность, спортивная злость, чувство сильного волевого и эмоционального напряжения, мобилизация своих физических и  умственных способностей.

В зависимости от модальности, качества переживаний К. Изардом были выделены десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь – к отрицательным.

1. Интерес-возбуждение –  чувство захваченности, любопытства, это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к человеку или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

2. Радость характеризуется  чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться  с трудностями и наслаждаться  жизнью. Радость сопровождается  удовлетворенностью собой, окружающими  людьми и миром. Она часто  сопровождается чувствами силы  и энергетического подъема. Радость – это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости.

3. Удивление является  преходящей эмоцией: оно быстро  наступает и столь же быстро  проходит. В отличие от других  эмоций удивление не мотивирует  поведение в течение долгого  времени. Функция удивления состоит  в подготовке субъекта к успешным  действиям, к новым или внезапным  событиям.

4. Страдание представляет  собой наиболее распространенную  отрицательную эмоцию. Переживание  страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество,  чувство изоляции. Страдание сообщает  и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что  ему плохо, и побуждает человека  предпринять определенные действия: сделать что-то для уменьшения  страдания, устранить его причину  или изменить свое отношение  к объекту, служащему причиной. Самой тяжелой формой страдания  является горе.

5. Гнев – сильная отрицательная  эмоция, возникающая в ответ на  препятствие в достижении человеком  страстно желаемой цели. Среди  причин гнева – личное оскорбление,  разрушение состояний интереса  или радости, обман, принуждение  сделать что-либо против желания.  При переживании гнева человек  ощущает свою силу и хочет  напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем большую потребность в физическом действии он ощущает.

6. Отвращение как эмоциональное  состояние связано с переживанием  необходимости устранить объект  или изменить его. Отвращение  могут вызвать как материальные  предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено  на себя, снижая при этом самооценку  и вызывая самоосуждение.

7. Презрение связано с  ситуациями, в которых человеку  необходимо чувствовать себя  сильнее, умнее, лучше в каком-то  отношении, чем презираемое лицо. Презрение – это чувство превосходства  над другим человеком, группой  или предметом, их обесценивание.  Презирающий человек как бы  отстраняется, создает расстояние  между собой и другими.

8. Страх является наиболее  сильной и опасной из всех  эмоций, которая оказывает большое  влияние на сознание и поведение  человека. Причинами страха могут  быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности.  Страх переживается как предчувствие  беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связаны чувства  недостаточной надежности, чувство  опасности и надвигающегося несчастья,  при которых человек ощущает  угрозу своему существованию.  Ощущение страха может варьировать  от неприятного предчувствия  до ужаса.

9. Стыд как эмоция повергает  человека в такое состояние,  когда он кажется себе маленьким,  беспомощным, скованным, эмоционально  расстроенным, глупым, никуда не  годным. Он сопровождается временной  неспособностью мыслить логично  и эффективно, а нередко – ощущением  неудачи, поражения. Стыд может  вызвать презрение к самому  себе.

10. Вина возникает при  совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда  осознают, что нарушили правило  и переступили границы своих  собственных убеждений. Они могут  также чувствовать вину за  отказ от принятия на себя  ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность.

Информация о работе Теории, виды, функциии эмоций