Теория акцентуации характеров: К. Леонгард, А.Е. Личко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард, автор концепции «акцентуированных личностей».

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда 4

2. Описание типов акцентуаций по К. Леонгарду 6

3. Модель А.Е. Личко 9

4. Описание типов психопатий и акцентуаций характера по А. Е. Личко 10

5. Проявления характера и темперамента в структуре акцентуированной личности 19

6. Методы выявления акцентуаций 20


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Теория акцентуации характеров К. Леонгард, А.Е. Личко.docx

— 41.05 Кб (Скачать файл)

     Концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда  оказала существенное влияние на разработку работу А.Е. Личко. Он разделяет позицию Леонгарда в той ее части, где речь ведется об акцентуациях как о крайних вариантах нормы, однако считал, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. По мнению Личко, именно типы характера, а не личности в целом, с ее особенностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описаны в монографии Леонгарда, именно особенности характера отличают эти личности от других.

     Исходя  из клинических целей, А.Е. Личко  предложил иную модель, чем Леонгард, в которую входят не только типы акцентуаций характера (крайние  варианты нормы), но и типы психопатий (патологических проявлений характера). Опросник, разработанный А.Е. Личко  на основе этой модели, предназначен для  лиц подросткового и юношеского возраста (14 – 18 лет) и используется для диагностики органических нарушений, которые в сочетании с определенными  психологическими особенностями приводят к патологическому развитию характера.

     А.Е. Личко, опираясь на клиническую типологию  психопатий и личностных акцентуаций, а также концепцию психологии отношений, которую развивали А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев, выделил 11 типов психопатий и акцентуаций  характера:

  1. гипертимный;
    1. циклоидный;
    1. лабильный;
    2. астеноневротический;
    3. сензитивный;
    4. психоастенический;
    5. шизоидный;
    6. эпилептоидный;
    7. истероидный;
    8. неустойчивый;
    9. конформный.
 

4. Описание типов  психопатий и акцентуаций  характера по А.  Е. Личко  

     Данная  систематика предназначена специально для подросткового возраста - все  типы описываются такими, какими они  в этом возрасте предстают.  Она  охватывает психопатии, т.е. патологические отклонения характера, и акцентуации  – крайние варианты нормы.

     Гипертимный тип

     Гипертимные подростки отличаются всегда хорошим, слегка повышенным настроением, высоким  жизненным тонусом. Высокая степень  активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству. Наблюдается  наличие высокого отклика на все  новое, но интересы неустойчивы. Большая  активность гипертимов сочетается с  неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, монотонный и требующий  мелочной аккуратности труд, вынужденное  безделье. Склонны к переоценке своих  возможностей и чрезмерно оптимистическим  планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность нередко ведет  к бурным, но коротким вспышкам раздражения. 

     В случаях, когда речь заходит о  более тяжелых аномалиях характера, наиболее частым является гипертимно-неустойчивый вариант психопатизации. Здесь жажда развлечений, веселья, рискованных похождений все более выступает на первый план и толкает на пренебержение занятиями, работой, на алкоголизацию и употребление наркотиков, на сексуальные эксцессы – в конечном итоге может привести к асоциальному образу жизни.

     От  представителей типа неустойчивых таких  подростков всегда отличает повышенный жизненный тонус, оптимизм, живой  интерес к новому, сильное стремление к лидерству.

     Данная  психопатизация нередко осуществляется по принципу психопатического развития (под влиянием окружающей среды). Как  чрезмерная опека в семье (гиперопека), так и гипоопека, могут служить  стимулами к развитию гипертимно-неустойчивой психопатии.

     Гипертимно-истероидный вариант встречается значительно реже. На фоне гипертимности вырисовываются истероидные черты. При столкновениях с трудностями, при неудачах, угрозе наказания возникает желание разжалобить других, произвести впечатление своей незаурядностью, прихвастнуть. в развитии этого типа также важную роль играет среда (например, воспитание по типу «кумира семьи» может иметь неблагоприятные последствия).

     Гипертимно-аффективный вариант отличается усилением черт аффективной взрывчатости. Вспышки раздражения и гнева здесь становятся особенно бурными и возникают по малейшеми поводу. Нередко утрачивается контроль над собой.

     Циклоидный  тип

     Исследования  показали, что в подростковом возрасте можно видеть два варианта циклоидной акцентуации – типичные и лабильные  циклоиды. Типичные циклоиды в детстве  чаще производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода  возниакет первая субдепрессивная  фаза. С утра ощущается вялость  и упадок сил, труднее становится учиться. Людское общество начинает тяготить. Падает аппетит, нередко наблюдается  сонливость. Мелкие неприятности они переживают крайне тяжело. Серьезные неприятности могут вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками.

     У типичных циклоидов фазы обычно длятся 2-3 недели. Субдепрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъема, когда циклоид сново превращается в гипертима. Такие периоды случаются реже, чем субдепрессывные фазы, и бывают менее яркими. У циклоидных подростков важнейшим из «мест наименьшего сопротивления» является неустойчивость к коренной ломке жизненного стереотипа.

     Лабильные циклоиды во многом приближаются к лабильному типу. Фазы здесь гораздо короче (в несколько дней). В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями, но нет чрезмерной эмоциональной реактивности (в отличии от лабильного типа).

     Подростковые  поведенческие реакции у циклоидов  обычно выражены умеренно. Увлечения  отличаются нестойкостью. Выраженные нарушения поведения мало свойственны  циклоидам. Суицидальное поведение  в виде аффективных попыток возможны в субдепрессивной фазе.

     Лабильный тип

     Главная черта лабильного типа – крайняя  изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно  круто от часто незаметных для  окружающих поводов. От настроения момента  зависят активность, работоспособность, общительность. У лабильных подростков чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в  сопереживании. Тонко чувствуют  отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. К  лидерству не стремятся Тяжело переживают утрату или эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц. Отличаются умением адекватно оценить свой характер.

     Лабильно-истероидный вариант. В описании лабильного типа можно увидеть черты сходства с истероидным типом (богатая эмоциональность, хорошая интуиция, некоторый эгоцентризм). Но искренность в отношении к себе, отсутствие демонстративности, способность к теплой привязанности отличает их от истероидов. Однако под действием психических травм и в трудных ситуациях аффективные реакции преобретают истерический оттенок.

     Лабильно-аффективный вариант. Степень выраженности лабильного типа у подростков обычно ограничывается акцентуацией. Лишь иногда психопатизация идет по пути усиления эмоциональной лабильности до аффективной взрывчатости. Последние здесь нередко возникают по ничтожному поводу, но они быстро истощаются. В аффекте не бывает склонности к агрессии. Обычно отсутствует способность к правильной самооценке.

     Эмоциональная лабильность нередко сочетается с сенситивностью ((лат. sensus – чувство), повышенная чувствительность, ранимость, неуверенность в себе, преувеличенная совестливость, склонность к сомнениям, застревание на своих переживаниях). Лабильность может служить одним  из фонов для формирования сенситивного типа.

     Астено-невротический  тип

     Главными  чертами астено-невротической акцентуации  является повышенная утомляемость, раздражительность, и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется  в умственных занятиях.

     Склонность  к ипохондризации является особенно типичной чертой. Такие подростки  внимательно прислушиваются к своим  телесным ощущениям, крайне подвержаны ятрогении, охотно лечатся.

     Побеги  из дому, алкоголизация и другие нарушения поведения таким подросткам не свойственны в явной форме. Стремление к эмасипации может проявлятся в маломотивированных вспышках раздражения. Сексуальная активность обычно ограничивается короткими и быстро истощающимися  вспышками. Самооценка астено-невротических  подростков обычно отражает их ипохондрические установки. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье.

     Сенситивный тип

     Сенситивные подростки имеют две главные  особенности – большая впечатлительность  и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области морально-этических  и волевых качеств. Сенситивные  подростки ищут самоутверждение  именно там, где особенно чувствуют  свою неполноценностьм (реакция гиперкомпенсации).

     У них часто встречается неудовлетворенность  своими физическим «я» («образ тела»). Замкнутость, робость, застенчивость  особенно выступают среди посторонних  и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны. Чрезвычайные трудности вызывают ситуации негативного оценивания или обвинения (тем более несправедливого).

     Реакции, связанные с формирующимся сексуальным  влечением, густо окрашены переживаниями  собственной неполноценности. В  силу застенчивости и робости, нередко  объект влюбленности так и остается неосведомленным о вызванном  им чувстве.

     Самобичевание и самоукоры доводят до суицидных  мыслей. Суицидальное поведение сенситивных  подростков отличается двумя качествами: во-первых, повторными вспышками суицидных  мыслей без осуществления каких-либо попыток, во-вторых, истинными суицидными действиями, лишенными всякого элемента демонстративности.

     Самооценка  сенситивных подростков отличается довольно высоким уровнем объективности.

     Психастенический  тип

     Психастеничная  личность особенно предрасположена  к развитию обсессивного невроза. Главными чертами являются нерешительность, тревожная мнительность (в виде опасений за свое будущее и будущее своих  близких), склонность к самоанализу. Иногда уже в детстве обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии (боязнь незнакомых людей, новых предметов и др.). Черты характера обычно обнаруживаются уже в начальной школе. В эти годы беззаботное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности, что представляет одну из самых чувствительных ударов для психастенического характера. Отвечать за себя и, особенно, за других бывает самой трудной задачей.

     Тревожная мнительность, опасения психастенического  подростка целиком адресуются к  возможному, даже к маловероятному в будущем. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы.

     Нерешительность особенно проявляется при необходимости  сделать самостоятельный выбор.

     Склонность  к самоанализу психастеников  распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков  и действий. Самооценка, несмотря на это, далеко не всегда бывает правилным.

     В зависимости от того, как выражены психастенические явления, следует  говорить о психастенической психопатии или акцентуации характера.

     Шизоидный тип

     Наиболее  существенной чертой шизоидного типа считается замкнутость,отгороженность от окружающего, неспособность или  нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу  в себя. Недостаток чувствительности проявляется в неумении понять чужие  переживания, в низкой эмпатии, неумении понять желания и мысли партнера.

     Внутренний  мир шизоидных подростков почти  всегда закрыт от посторонних взоров. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью. Богатые  эротические фантазии сочетаются с  внешней, часто подчеркиваемой, асексуальностью. Труднее всего переносят ситуации, где нужно установить неформальные эмоциональные контакты, а также  вторжение посторонних во внутренний мир.

Информация о работе Теория акцентуации характеров: К. Леонгард, А.Е. Личко