Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 09:59, контрольная работа

Описание работы

Считается, что порядок следования стадий одинаков для всех детей. Причина этого не в том, что порядок запрограммирован, или полностью детерминирован, процессом созревания, а в том, что каждая последующая стадия надстраивается над предыдущей. Вот почему более ранние образования необходимы для появления последующих. Если порядок следования стадий один и тот же для всех детей, то скорость перехода, конечно, разная. Выделяются следующие стадии:

Файлы: 1 файл

контрольная возрост псих.docx

— 30.17 Кб (Скачать файл)

Амальгамные типы – это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются  как следствие напластования  черт одного типа на эндогенное ядро другого  в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих  психогенных факторов. Здесь же следует  отметить, что гипертимно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип обычно бывает следствием наслоения и истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый – неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминогенной опасностью. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях жестких взаимоотношений. Другие сочетания практически не встречаются.

 

5. Отношение к дружбе в ранней  юности.

Одной очень важной чертой юношеского возраста является появление и развитие очень интенсивных эмоциональных отношений, крайне необходимых для формирования полноценной личности. К этим феноменам эмоционального развития в первую очередь следует отнести дружбу и любовь.

Потребность в общении, втором «Я», вероятно, самая  важная потребность в ранней юности. «Первое чувство, к которому восприимчив  заботливо воспитанный юноша, —  это не любовь, а дружба», — писал  Руссо. Желание иметь верных друзей неизменно открывает список важнейших  жизненных ценностей 15-17-летних, часто  опережая любовь. В основе юношеской  тяги к дружбе — страстная потребность  в понимании другого и себя другими, потребность в самораскрытии. Эта потребность, тесно связанная  с ростом самосознания, появляется уже у подростков и резко усиливается  в юношеском возрасте.

В основе юношеской  дружбы лежат общие духовные интересы и потребность в понимании  в отличие от подростковой, где  основными являются потребность  во взаимопомощи и увлеченность каким-то видом труда. К особенностям юношеской дружбы следует отнести ориентацию на ровесника. Желание иметь старшего или младшего друга встречается у юношей реже.

Для юности типична  идеализация друзей и самой дружбы. Представление о друге в этом возрасте значительно ближе к  идеальному «Я» испытуемого, к его  нравственному и человеческому  идеалу, нежели к его представлению  о собственном «Я».

В юности дружба занимает первое место в ряду других межличностных отношений, опережая по степени психологической близости отношения с родителями. Друг является единственным человеком, от которого юноша  ждет оценок более высоких, чем его  собственная самооценка. Это можно считать косвенным указанием на то, что одна из главных функций юношеской дружбы — поддержание самоуважения личности.

Следует отметить, что в юношеской дружбе, так  же как и в процессе развития самосознания, отчетливо проявляются половые  особенности. Потребность в интимной дружбе возникает у девушек на полтора-два года раньше, чем у  юношей, да и сама девичья дружба более эмоциональна. Критерии дружбы у девушек тоньше, девушки чаще испытывают дефицит интимности. Мотив  понимания в определении дружбы выражен у девушек во всех возрастах  сильнее, чем у юношей. Девочки  имеют в среднем меньше друзей своего пола, чем мальчики, а те, у  кого несколько близких подруг, предпочитают встречаться не сразу со всеми, а  порознь. В общении с подругами  у девушек сильнее звучат интимные темы.

Эти различия являются не просто половыми, а половозрастными. Дело в том, что девушки раньше созревают, у них раньше появляются сложные формы самосознания, а, следовательно, и потребность в интимной дружбе. Для юноши-старшеклассника важнейшей  референтной группой еще остаются сверстники своего пола. У девушек же этот тип общения уже позади — в качестве идеального друга они все чаще выбирают юношу, и в их круге общения значительно больше юношей, причем более старшего возраста. Следует признать, что смешанная, разнополая дружба в юности существенно отличается от однополой, а слово «дружба» часто является лишь замаскированным названием зарождающейся любви. В юности дружба занимает столь важное положение потому, что она складывается, когда у человека нет еще ни собственной семьи, ни профессии, ни любимой. С появлением новых, «взрослых» привязанностей дружба постепенно утрачивает свое привилегированное положение. Если в начале юности дружба оттесняет родительское влияние, то затем ей самой приходится потесниться, чтобы дать место новым привязанностям.

 

Таким образом, в развитии личностных отношений  есть свои закономерности. Один вид  отношений подготавливает другой, более  сложный и постепенно уступает ему  место. Именно юношеская дружба, казавшаяся вечной, пронизанная высочайшим эмоциональным  напряжением, через год-другой начинает слабеть, потребность юноши искать в друге не столько собеседника, сколько свое психологическое зеркало  или двойника, снижается, и друзья расходятся согласно собственным влечениям, каждый своим неповторимым жизненным  путем.

Девочки, которым  «сила» не предписана, озабочены тем, что вынуждены скрывать свои увлечения, оберегая свои достоинство и репутацию. Разрешение этих внутренних противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения подростков в более широком кругу общения. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком своего пола, хотя в целом девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно. Это связано, видимо, не только с разницей в темпах созревания, но и с тем, что юноши строже, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу.

Список используемой литературы:

1. Ж. Пиаже  Логика и психология. Избранные  психологические труды. М., 1969

3. Л. Обухова  Возрастная психология М., 1999

5. Л. М. Фридман.  Еще один взгляд на феномен  Пиаже // Вопросы психологии 1999 № 6 с. 48

6. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981 год

7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983 год

8. Психологическое изучение личности младшего школьника и классного коллектива / Под ред. Г.А. Ключник

8. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982 год

 


Информация о работе Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже