Теория эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 22:38, реферат

Описание работы

Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица. Это доказывает врожденный характер эмоций. Но несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают нас по жизни, мало кто знает о том, почему в некоторый момент времени, мы реагирует так, а не иначе на то или другое событие. Попробуем проследить развитие психологических теорий эмоций.

Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. Кроме того, ряд теоретических вопросов, например вопрос о классификации и основных параметрах эмоциональных состояний, не может быть решен без обращения к физиологическим коррелятам эмоций.

Содержание работы

1.Введение
2.Эволюционная теория Ч. Дарвина
3.Рудиментная теория эмоций
4.Теории Джеймса - Ланге
5.Альтернатива к теории Джеймса и Ланге
6.Активационная теория Линдсея - Хебба
7.Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
8.Когнитивно-физиологическая тория С. Шехтер
9.Информационная теория П.В.Симонова
10.Заключение

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 26.41 Кб (Скачать файл)

Московский Городской  Педагогический Университет

 

 

Отделение: «Теория и практика межкультурной коммуникации»

Предмет: «Психология»

 

 

Реферат

На тему: Теории эмоций

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Немцова В.А.

 

Проверила: Комарова О.Н

 

 

 

Содержание:

1.Введение

2.Эволюционная теория Ч. Дарвина

3.Рудиментная теория эмоций

4.Теории Джеймса - Ланге

5.Альтернатива к теории Джеймса и Ланге

6.Активационная теория Линдсея - Хебба

7.Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

8.Когнитивно-физиологическая тория С. Шехтер

9.Информационная теория П.В.Симонова

10.Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 Все мы постоянно  испытываем различные эмоции: радость,  грусть, печаль и т.д. К классу  эмоций относятся также чувства,  аффекты, страсти, стрессы. Эмоции  помогают нам лучше понимать  друг друга. Люди, принадлежащие  к различным нациям, способны  безошибочно воспринимать выражения  человеческого лица. Это доказывает  врожденный характер эмоций. Но несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают нас по жизни, мало кто знает о том, почему в некоторый момент времени, мы реагирует так, а не иначе на то или другое событие. Попробуем проследить развитие психологических теорий эмоций.

 

 Чисто психологических  теорий эмоций, не затрагивающих  физиологические и другие связанные  с ними вопросы, на самом  деле не существует, а идеи, взятые  из разных областей научных  исследований, в теориях эмоций  обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое  явление трудно отделить от  процессов, происходящих в организме,  и нередко психологические и  физиологические характеристики  эмоциональных состояний не просто  сопровождают друг друга, но  служат друг для друга объяснением.  Кроме того, ряд теоретических  вопросов, например вопрос о классификации  и основных параметрах эмоциональных  состояний, не может быть решен  без обращения к физиологическим  коррелятам эмоций.

 

 Многочисленными физиологическими  изменениями в организме сопровождается  всякое эмоциональное состояние.  На протяжении истории развития  данной области психологических  знаний не раз предпринимались  попытки связать физиологические  изменения в организме с теми  или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков,  сопровождающие различные эмоциональные  процессы, действительно различны.

2.

 В 1972 г. Ч. Дарвин  опубликовал книгу "Выражение  эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.

 

3.

 После выхода этой теории, сразу был дан толчок для двух направлений, по которым пошла работа психологической мысли: с одной стороны, продолжая в положительном направлении дарвинские идеи, ряд психологов (частью Г. Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты - Т. Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных. Отсюда и создалась рудиментная теория эмоций.

 

 С точки зрения этой  теории выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются  как рудиментные остатки животных реакций при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментные остатки движений, сопровождающих некогда у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как заторможенное бегство, а гнев - как заторможенная драка. Иначе говоря, все выразительные движения стали рассматриваться ретроспективно.

 

 Таким образом, получилось  впечатление, что кривая развития  эмоций идет вниз. Отсюда знаменитое  предсказание о том, что человек  будущего - человек безэмоциональный.

 

4.

 Если рассматриваемая  с биологической стороны эмоциональная  жизнь казалась умиранием целой  сферы психической жизни, то  непосредственный психологический  опыт, а затем и экспериментальные  исследования наглядно доказали  абсурд этой мысли.

 

 Еще Н. Н. Ланге и У. Джеймс поставили себе задачу найти источник живучести эмоций, как говорит Джеймс, в самом организме человека и тем самым освободиться от ретроспективного подхода к человеческим эмоциям. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций - любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джеймса - Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция.

 

 Эта законченная с теоретической стороны и достаточно разработанная теория подкупала двумя моментами: с одной стороны, она действительно давала видимое естественнонаучное, биологическое обоснование эмоциональным реакциям, а с другой - она не имела недостатков тех теорий, которые никак не могли объяснить, почему никому не нужные эмоции, остатки животного существования, продолжают еще жить и оказываются с точки зрения ретроспектального опыта такими важными, такими значительными переживаниями, наиболее близко стоящими к ядру личности.

 

 Вначале теория Джеймса - Ланге встретила упреки в "материалистичности", в том, что Джеймс и Ланге хотят свести чувства человека к отражению в его сознании органических процессов, происходящих в его теле. В ответ на эти упреки Джймс объявил, что органическое происхождение имеют только низшие эмоции, унаследованные человеком от животных предков. Это может относится к таким группам эмоций, как страх, гнев, отчаяние, ярость, но, конечно, неприложимо к таким "субтильным", по его выражению, эмоциям, как религиозное чувство, чувство любви мужчины к женщине, эстетическое переживание и т.д. Таким образом, Джеймс резко различал области низших и высших эмоций.

 

 Эти теории заложили  камень для построения целого  ряда метафизических теорий в  учении об эмоциях. В этом  отношении теория Джеймса и Ланге была шагом назад по сравнению с работами Дарвина и тем направлением, которое непосредственно от него развилось.

 

5.

 Экспериментальные атаки  на теорию Джеймса - Ланге велись в двух направлениях: со стороны физиологических лабораторий и со стороны психологических лабораторий. Физиологические лаборатории сыграли по отношению к теории Джеймса и Ланге предательскую роль, а точнее ее сыграла книга У. Кеннона.

 

 Он одним из первых  отметил тот факт, что телесные  изменения, наблюдаемые при возникновении  разных эмоциональных состояний,  весьма похожи друг на друга  и по разнообразию недостаточны  для того, чтобы вполне удовлетворительно  объяснить качественные различия  в высших эмоциональных переживаниях  человека. Внутренние органы, с изменениями  состояний которых Джеймс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

 

 Самым сильным контраргументом  Кеннона к теории Джеймса - Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

 

 Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

 

 В более поздних  исследованиях обнаружилось, что  из всех структур головного  мозга собственно с эмоциями  более всего функционально связан  даже не сам таламус, а гипоталамус  и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх.

6.

 Психологическая теория  эмоций (так условно можно назвать  концепции Джеймса - Ланге и Кеннона - Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея - Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

 

 

  Электроэнцефалографическая  картина работы мозга, возникающая  при эмоциях, является выражением  так называемого "комплекса  активации", связанного с деятельностью  ретикулярной формации.

 

 

 Работа ретикулярной  формации определяет многие динамические  параметры эмоциональных состояний:  их силу, продолжительность, изменчивость  и ряд других.

 

 Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных  и органических процессов, появились  теории, описывающие влияние эмоций  на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

 

 Между эмоциональным  возбуждением и эффективностью  деятельности человека существует  криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

 

 У человека в динамике  эмоциональных процессов и состояний  не меньшую роль, чем органические  и физические воздействия, играют  когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

 

 

7.

 Одной из первых  подобных теорий явилась теория  когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

 

 Субъективно состояние  когнитивного диссонанса обычно  переживается человеком как дискомфорд, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

 

 В современной психологии  теория когнитивного диссонанса  нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных  ситуациях. Эмоции же рассматриваются  в качестве основного мотива  соответствующих действий и поступков.  Лежащим в их основе когнитивным  факторам придается в детерминации  поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

 

 Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

 

 

 

8.

 К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джеймсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Информация о работе Теория эмоций