Теория эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:01, реферат

Описание работы

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме.

Содержание работы

Введение 3
1. Виды и роль эмоций в жизни человека 5
1.1 Что такое эмоции и какова их роль в жизни человека. 5
1.2 Виды эмоциональных переживаний. 7
Заключение. 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 482.51 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Истории и психологии

 

 

 

Реферат на тему:

«Теория эмоций»

по дисциплине:

Психология и педагогика

 

 

Выполнил: ст. гр. ЭВС-41

Туманова Н.А.

Проверил: к.п.н. доцент

Петрухина С.Р.

 

г.Йошкар-Ола

2011г.

Оглавление

Введение 3

1. Виды и  роль эмоций в жизни человека 5

1.1 Что такое  эмоции и какова их роль  в жизни человека. 5

1.2 Виды эмоциональных  переживаний. 7

Заключение. 26

Список используемой литературы 28

 

Введение

«Эмоции и чувства - это своеобразный

инструмент, удерживающий жизненный

процесс в его оптимальных границах

и предупреждающий  разрушительный

характер недостатка или избытка каких-то

 факторов в  жизни данного человека».

П. К. Анохин

 

Каждый день мы с чем-то сталкиваемся в повседневной жизни, и это вызывает у нас определенное отношение. Познавая действительность, человек, так или иначе, относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям и, конечно же, к своей личности. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие наоборот отвращение. Например, читаемая книга или выполняемая работа могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличными для нас. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. - все это различные виды субъективного отношения человека к действительности. Между человеком и окружающим миром складываются отношения, которые становятся предметом эмоций. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Но как часто мы прослеживаем свои эмоциональные реакции на те или иные вещи, предметы или явления? Здесь не обойтись без умения анализировать себя и своё отношение к тому, что нас окружает.

Эмоции играют чрезвычайно  важную роль в жизни людей. Так, сегодня  никто не отрицает связь эмоций с  особенностями жизнедеятельности  организма. Хорошо известно, что под  влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М. И. Аствацатуров1 писал, что сердце чаще поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т. д. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других — бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе именно его всегда считали вместилищем души, органом чувств, несмотря на то что изменения происходят одновременно и в дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторной системах.

 В практической жизни под эмоциями мы понимаем самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти до тонких красок настроений. В психологии же под эмоциями понимают психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Попробуем разобраться в этом более подробно. 

1. Виды и роль эмоций в жизни человека

1.1 Что такое эмоции и какова их роль в жизни человека.

Эмоции — особый класс  субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  неприятного, отношения человека к  миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Функции эмоций:

  1. Оценочная – установление значимости условий для удовлетворения потребностей.
  2. Побудительная – эмоция содержит в себе желание, стремление к предмету или от него.
  3. Активационно-энергетическая – эмоции влияют на физические эмоции, на усиление и ускорение реакции.
  4. Деструктивная – дезорганизация поведения деятельности человека.
  5. Коммуникативная – помогает установлению контакта.
  6. Оздоровительная – эмоция предупреждает о разрушительном характере недостатка или избытка жизненно важных факторов, о возникновении многих заболеваний и даже о гибели.

У человека главная функция  эмоций состоит в том, что благодаря  эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о  состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика  — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его  отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию  воздействия — оказания определенного  влияния на того, кто является субъектом  восприятия эмоционально-выразительных  движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

Эмоции выступают как  внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект  узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее. Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Однако следует обратить внимание на то, что мы используем два  понятия: «чувства» и «эмоции». А  насколько тождественны эти понятия? Не является ли одно из них производным  от другого?

Дело в том, что эмоции — это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Благодаря эмоциям человек  осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой  необходимо сказать, — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая  эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная  эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать  вывод о том, что эмоции самым  непосредственным образом связаны  с регуляцией деятельности человека.

1.2 Виды эмоциональных  переживаний.

Основные эмоциональные  состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства  и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Они выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Особенности эмоций и чувств.

  1. Заражаемость – человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать другим людям.
  2. Одно и то же чувство может переживаться человеком по-разному.
  3. Чувства и эмоции человека не зависимы от его воли.
  4. Иррадиация чувств и эмоций.
  5. Амбивалентность чувств и эмоций.
  6. Адаптация чувств и эмоций.

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

К наиболее значимым эмоциям  принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что  данная эмоциональная реакция неодолимо  навязывает человеку необходимость  выполнить какое-либо действие, но при  этом у человека теряется чувство  реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает  чрезвычайно сильное эмоциональное  возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит  в двигательное возбуждение. Под  действием этого возбуждения  человек совершает обильные и  часто беспорядочные движения и  действия. Бывает и так, что в состоянии  аффекта человек цепенеет, его  движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Подобные явления можно  наблюдать при различных стихийных  бедствиях и технологических  катастрофах. Например, один из пострадавших от землетрясения в Армении так  описывал это событие: «Никогда в  жизни не чувствовал себя таким беспомощным... Люди окаменели и не двигались... Затем люди бежали без цели. Находившиеся в парке бежали в направлении зданий, хотя это было абсолютно нецелесообразно. Они бежали, чтобы спасти свою жизнь, и кричали как сумасшедшие. Те, кто был в домах, бежали в парки. Все были в панике».

В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических  процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость  снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно  связаны с переживанием. На них  внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

Было бы неверно думать, что в состоянии аффекта человек  совсем не осознает своих действий, не может правильно оценить все  происходящее. Даже при самом сильном  аффекте человек в той или  иной степени отдает себе отчет в  том, что с ним происходит, но при  этом одни люди могут овладеть своими мыслями и поступками, а другие — нет. Это происходит из-за разных причин, но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости, т. е. из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевых характеристик человека. Следует отметить, что данная характеристика является весьма показательной в отношении поведенческой регуляции людей. Она связана, с одной стороны, с генетическими особенностями организма конкретного человека, а с другой стороны — с особенностями его воспитания.

Следующую группу эмоциональных  явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Для того чтобы понять суть эмоций, необходимо исходить из того, что  большинство предметов и явлений  внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-либо неприятном для нас может одновременно с тяжелым чувством вызывать и радость от сознания того, что это неприятное осталось где-то в прошлом. Весьма ярко совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний наблюдается при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Сами по себе действия, которые выполняются в этих случаях, вызывают у нас нередко неприятные, тяжелые, иногда мучительные чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными эмоциональными переживаниями.

Информация о работе Теория эмоций