Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:46, реферат
Мне хотелось бы выразить благодарность за книгу "Манипуляция сознанием", которая, по крайней мере, направила мое понимание в интересное русло. Раньше меня всегда удивляла эта "шизофреническая логика", книга представила ее возникновение, как признак проведенной по данному человеку операции манипулирования. Зная это, по-моему, не стоит более удивляться всякий раз этому эффекту, а стоит внимательно изучить существующую литературу на предмет поиска технических методов выправления ситуации.
Иллюзия выбора.
Поскольку один доллар - сумма пустяковая, у испытуемых создавалось крайне важное в смысле оказываемого им влияния впечатление, что они якобы сами решили сообщить ложную информацию другим испытуемым. На самом же деле все они находились во власти искусственно созданной исследователями «иллюзии выбора»: экспериментаторы взяли на вооружение то, с чем мы постоянно сталкивались на протяжении этой главы, - люди не замечают трудно уловимых ситуативных факторов. Истинные причины поведения испытуемых заключаются в том, что в эксперименте присутствовали мощные ситуативные «ловушки», - настолько сильные, что солгать согласились 90 % испытуемых, которым предложили по одному доллару. Авторитетный человек (экспериментатор) вежливо, но настойчиво и аргументировано просил оказать ему услугу: обмануть следующего испытуемого во благо науки (в этой связи вы, наверное, вспомнили сейчас об исследованиях Милграма). Давление, вынудившее испытуемых согласиться, настолько трудноуловимо, что в отсутствие очевидного стимула (к примеру, 20 долларов вознаграждения) испытуемым показалось, что они приняли решение свободно, не испытывая никакого давления. При манипуляциях с целью получения согласия, как правило, в ход идут выражения, в которых педалируется тема свободы выбора: «если вы не хотите, можете этого не делать», «решайте сами, хотя было бы хорошо, если бы вы согласились» и т. д.Результат описанного эксперимента (формулируемый просто: «чем слабее побудительные факторы, тем сильнее изменяются установки») с тех пор многократно подтверждался и другими исследованиями, носящими название «исследования вынужденного согласия» , поскольку их цель - склонить людей к поступкам, противоречащим имеющимся у них установкам, используя при этом лишь необходимый минимум побудительных факторов. Стоит рассмотреть одно из сравнительно недавних исследований, так как в нем еще раз демонстрируется роль иллюзорной свободы выбора и указываются несколько дополнительных условий, необходимых для того, чтобы вызвать когнитивный диссонанс и обратить его в «побудитель» изменения установок.
[ Мы в связи с этим глубже поймем роль выборов ]
Платить за стоянку - испытывая удовольствие.
В этом исследовании поступок, противоречащий установкам, заключался в том, что студенты, которые до сих пор парковали машины бесплатно, должны были написать одобрительный отзыв о введении платной стоянки при подъезде к зданию университета. Предварительный опрос, вполне естественно, показал, что испытуемые-студенты резко возражали против введения платы за стоянку. Действительно, при оценке установок по 31-балльной шкале, где оценка 1 означала полноенеприя-тие, а оценка 31 - полную поддержку, средняя оценка составила 1,6 балла.
Во время эксперимента
всем этим противникам введения платы
за парковку было сказано, что они
будут писать сочинение о «выгодах
платной стоянки». Эти сочинения
будут переданы университетской
комиссии, которая определяет хозяйственную
политику и собирает различные мнения
по каждой проблеме. Испытуемые были случайным
образом разделены на две группы,
причем в ходе эксперимента одной
группе предоставлялась свобода
выбора, а другой - нет. В группе, где
испытуемые были лишены возможности выбирать,
экспериментатор сказал, что лучший способ
получения взвешенных аргументов «за»
и «против» - это просто указать, в пользу ка-кой точки
зрения должен высказаться человек, независимо
от его личного мнения. Далее он велел испытуемым
написать одобрительный отзыв о введении
платы за стоянку. Во второй группе, где
испытуемым предоставлялась возможность
выбирать, экспериментатор, наоборот,
подчеркнул, что испытуемые «добровольно
решают, какое мнение они выскажут в своем
сочинении». Испытуемые могли высказать
любую точку зрения, несмотря на то что
уже якобы было получено достаточное количество
отрицательных отзывов о введении платы,
и теперь комиссии нужны были сочинения
противоположного содержания. Перед группой,
где испытуемым предоставлялась возможность
выбора, экспериментатор поставил примерно
такую же задачу, какую заведующий кафедрой
предложил выполнить профессору Смиту.
Но чтобы еще больше усилить ощущение
свободы выбора, экспериментатор также
попросил испытуемых из второй группы
подписать документ, в котором они подтверждали
добровольность своего участия, - с тем,
чтобы этот факт надежно со-хранился в их памяти.Все испытуемые
из обеих групп написали одобрительные
отзывы о введении платы за стоянку - несмотря
на то что ранее они выразили свое отрицательное
отношение к этому новшеству. Через несколько
минут после того, как сочинения были написаны
и вложены в конверты, адресованные комиссии,
испытуемые сно-ва оценили свои установки
по отношению к платной автостоянке. Как
показано на
Попробуйте кузнечиков, вам понравится.
После того как вы узнали,
какую роль играет публичность поведения
в возникновении диссонанса, представьте
себе, что бы вы почувствовали, если
бы прямо сейчас, на глазах у своих
товарищей согласились съесть жареного
кузнечика - и действительно его
съели бы. Именно об этом экспериментатор
просил испытуемых: студентов колледжа
и проходивших переподготовку солдат-резервистов.
Испытуемые из одной экспериментальной
группы были свидетелями ряда событий,
в свете которых
[Думаю, что после этого
эксперимента должны быть
И разве не это является причиной отрыва некоторых от реальности, и поддержки - нет, даже не капитализма, а произошедшего в стране. И потери осмысленности.
Но рассмотрим еще одну схему - более тонкую. В СССР мы имели сколько-то интеллигентов - диссидентов, которые хотели улучшения положения дел в стране. Допустим, одни из них не любили КПСС, а другие относились терпимо. Происходит десант КПСС в эти интеллигентские силы, и КПСС под руку с интеллигентами осуществляет свою бяку. Как изменятся установки разных групп интеллигентов? Те, кто не любил КПСС, однако сделал несколько гадостей для страны аккурат под ее руководством, не имели иного выхода, кроме как полюбить эти гадости. Те, кто относился к ней терпимо, такой нужды не испытали - просто поменяли отношение к КПСС на восприятие их как предателей.]