Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:52, реферат
Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних. В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и ""грамотно" ссориться, преподаватели изучают, как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам.
1. Введение
2. Психодинамическая теория личности
3. Аналитическая теория личности
4. Гуманистическая теория личности
5. Когнитивная теория личности
6. Поведенческая теория личности
7. Деятельностнаная теория личности
8. Диспозициональная теория личности
9. Заключение
10. Список используемой литературы
Содержание
1. Введение
2. Психодинамическая теория
3. Аналитическая теория личности
4. Гуманистическая теория
5. Когнитивная теория личности
6. Поведенческая теория личности
7. Деятельностнаная теория
8. Диспозициональная теория личности
9. Заключение
10. Список используемой литературы
Психологическое познание столь же
древне, как сам человек. Он не мог
бы существовать, не ориентируясь в
мотивах поведения и свойствах
характера своих ближних.
Рассмотрим каждый подход более подробно.
Основоположником
По
мнению Фрейда, главным источником
развития личности являются врожденные
биологические факторы (инстинкты),
а точнее, общая биологическая энергия
- либидо от лат. - Влечение, желание. Эта
энергия направлена, во - первых, на продолжение
рода (сексуальное влечение) и, во - вторых,
на разрушение (агрессивное влечение).
Личность формируется в течение первых
шести лет жизни. Доминирует в структуре
личности бессознательное. Сексуальные
и агрессивные влечения, составляющие
основу часть либидо, человеком не осознается.
На первой, так называемой "оральной" фазе развития (от рождения до 1.5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхзависимость. И наоборот, длительное кормление (более 1.5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности. На второй (от 1.5 до 3 лет), "анальной", фазе грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает "анальные" свойства характера - жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка к туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.
На третьем, "фаллическом", самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование "комплекса Эдипа" у мальчиков и "комплекса Электры" у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположенному полу (к матери). Отсюда - агрессивный характер, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие к матери) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.
Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:
Ид ("оно") - главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;
Эго ("я") - совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго - это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;
Суперэго ("сверх - я") - структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.
Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психологическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные "защитные механизмы", которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. Вот некоторые из них: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания); проекция (процесс, посредствам которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). У каждого человека есть свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве.
Таким образом, в рамках психодинамической теории личности есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.
Аналитическая теория личности близка
к теории классического психоанализа,
так как имеет с ней ряд
общих корней. Многие представители
этого направления были учениками З. Фрейда.
Однако было бы неверным считать, что аналитическая
теория является неким новым, более совершенным
этапом в развитии классического психоанализа.
Это - качественно другой подход, основанный
на ряде новых теоретических положений.
Наиболее ярким представителем этого
подхода является швейцарский исследователь
К. Юнг.
Основными
элементами личности являются психологические
свойства отдельных реализованных архетипов
данного человека. Эти свойства также
часто называют чертами характера. Например,
свойства архетипа " персона" (маска)
- это все наши психологические характеристики,
роли, которые мы выставляем напоказ. Свойства
архетипа "тень" - это наши истинные
психологические чувства, которые мы прячем
от людей. Свойства архетипа "анимус"
(дух) - быть мужественным, твердым, смелым;
защищать, охранять, охотиться. Свойства
архетипа "анима" (душа) - нежность,
мягкость, заботливость.
Индивидуальное бессознательное - совокупность "комплексов", или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить "комплекс власти", когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.
Индивидуальное сознательное - структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.
Целостность личности достигается за счет действия архетипа "самость". Главная цель этого архетипа - "индивидуация" человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что "самость" организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции:
экстраверсия - установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);
интроверсия - ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект).
В
каждом человеке существует одновременно
и экстраверт, и интроверт. Однако степень
из выраженности может быть совершенно
различной.
В гуманистической теории личности
выделяется два основных направления.
Первое, "клиническое" (ориентированное
преимущественно на клинику), представлено
во взглядах американского психолога
К. Роджерса. Основоположником второго,
"мотивационного", направления
является американский исследователь
А. Маслоу. Несмотря на некоторые отличия
между этими направлениями, их объединяет
много общего.
физиологические (потребности в еде, сне);
потребности в безопасности (потребности в квартире, работе);
потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;
уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);
потребность в самоактулизации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т.д.).
Потребности
первых двух уровней относятся к дефицитарным,
третий уровень потребностей считается
промежуточным, на четвертом и пятом уровне
находятся ростовые потребности.