Теория личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:55, реферат

Описание работы

Абрахам Харльд Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии,
предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободно
делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает
возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно
сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий,
реакций, переживаний; следует изучать каждого человека как единое,
уникальное, организованное целое.

Содержание работы

1. Теория личности А.Г.Маслоу.
2. Теория личности Э. Фромм
3. Теория личности З. Фрейд
4. Структура личности по К.Г.Юнгу.
5. Развитие личности по К.Г.Юнгу.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Российский Государственный Профессионально.docx

— 42.73 Кб (Скачать файл)

Российский Государственный  Профессионально-Педагогический институт          

г.Екатеринбург

Бабкин Константин Сергеевич

1 курс (очное отделение)                          

Психология                                  

Научный руководитель:

Шевелев Валентин Маркович

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012 

 

 

Содержание:

  1. Теория личности А.Г.Маслоу.
  2. Теория личности Э. Фромм
  3. Теория личности З. Фрейд
  4. Структура личности по К.Г.Юнгу.
  5. Развитие личности по К.Г.Юнгу.
  6. Заключение.
  7. Список использованной литературы.

    

 

Теория личности по А. Г. Маслоу(1908-1970гг)

Абрахам Харльд Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии,

предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободно

делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает

возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно

сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных  событий,

реакций, переживаний; следует  изучать каждого человека как  единое,

уникальное, организованное целое.

Маслоу считал, что следует отойти от практики изучения невротических

личностей и, наконец, сосредоточить  свое внимание на здоровом человеке, ибо

нельзя понять психическое  заболевание, не изучив психическое  здоровье.

Основной темой жизни  человека является самоусовершенствование, которое

невозможно выявить, исследуя только людей с психическими отклонениями.

Человек по своей природе  хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом

заложены потенциальные  возможности для роста и совершенствования. Все люди

ограждения обладают творческими  потенциями, которые у большинства  угасают в

результате "окультуривания". Разрушительные силы в них являются результатом

неудовлетворенности базисных потребностей.

Человек – это "желающее существо", которое редко и  ненадолго достигает

полного удовлетворения. Все  его потребности врожденные, или  инстинктоидные. У

него не осталось мощных инстинктов в животном смысле этого  слова, он имеет

лишь их рудименты, остатки, которые легко гибнут под воздействием

образования, культурных ограничений, страха, неодобрения. Аутентичная самость

является способностью слышать  эти слабые, хрупкие внутренние голоса-импульсы.

Иерархия потребностей, по Маслоу, представляет собой следующую

последовательность. Потребности  физиологические, т. е. в удовлетворении

запросов тела, в безопасности, надежности и защите. В сопричастности, т. е.

принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых. Потребности  в

уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении, в свободе, необходимой  для

полнейшего развития всех задатков и талантов, для реализации самости,

самоактуализации. Человеку необходимо сначала удовлетворить низшие

потребности, чтобы оказаться  способным к удовлетворению потребностей

следующего уровня.

Удовлетворение потребностей, расположенных в основании иерархии, обеспечивает

возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие  в

мотивации. Правда, отдельные  творческие личности могут проявлять  свой талант,

несмотря на серьезные  социальные проблемы, мешающие им удовлетворить

потребности низших уровней. Некоторые люди, благодаря особенностям своей

биографии, могут создавать  собственную иерархию потребностей. В целом, чем

ниже в иерархии расположена  потребность, тем она сильнее  и приоритетнее.

Потребности никогда не могут  быть удовлетворены по принципу "все  или ничего",

человек обычно мотивируется потребностями нескольких уровней.

Все мотивы человека можно  поделить на две глобальные категории: дефицитарные

(или Д-мотивы) и мотивы  роста (или бытийные, Б-мотивы). Д-мотивы являются

стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных

состояний (голода, холода и  т. п.). Их отсутствие вызывает болезнь. Д-

мотивация нацелена на изменение  неприятных, фрустрирующих, вызывающих

напряжение условий.

Мотивы роста, называемые также метапотребностями, имеют отдаленные цели,

связанные со стремлением  личности актуализировать свой потенциал. Они

обогащают жизненный опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как  в случае с Д-

мотивами, а увеличивая напряжение. Метапотребности, в отличие от

дефицитарных, важны в равной степени. И не располагаются в порядке

приоритетов. Примерами метапотребностей являются потребность в целостности,

совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности. Большинство

людей не становятся метамотивированными, поскольку отрицают свои дефицитарные

потребности, что подавляет  личностный рост.

Мотивационный статус здорового  человека состоит, прежде всего, в стремлении к

самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии, постижение

призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы

человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной

личности, ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых

способностей и потенциальных  возможностей, "идеальное функционирование".

Самоактуализация – чрезвычайно редкое явление. Ее достигают, по мнению

Маслоу, менее одного процента людей, поскольку большинство просто не знает о

собственном потенциале, сомневается в себе, боится своих способностей. Это

явление получило название Ионы комплекса, характеризующегося страхом  успеха,

мешающим человеку стремиться к самосовершенствованию. Нередко людям недостает

благотворного внешнего окружения. Препятствием для самоактуализации является

также сильное негативное влияние потребности в безопасности. Процесс роста

требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от удобных

привычек. Реализация потребности  в самоактуализации требует от человека

мужества и открытости новому опыту.

Среди ценных идей, высказанных  Маслоу, следует назвать и положение о роли так

называемых пиковых переживаний  в личностном росте, благодаря которым

осуществляется трансцендирование, выход за собственные пределы и спонтанно

переживается приближение  к своей подлинной сущности. Восприятие может

подниматься над Эго, становиться  бескорыстным и неэгоцентричным, что для

самореализующихся личностей – нормальное явление, а у среднего человека

происходит периодически, во время пиковых переживаний. Такие  переживания

только положительны и  желанны. Пиковое переживание чистой радости – одно из

тех, ради которых стоит  жить. Его принимают с благоговением, удивлением,

восхищением и смирением, иногда с экзальтированным, едва ли не религиозным

поклонением. В моменты  пиковых переживаний индивид  уподобляется Богу в своем

любящем, неосуждающем, веселом восприятии мира и человеческого существа в их

полноте и целостности.

 

Гуманистический подход Э. Фромма

Основы гуманистического подхода к человеку были заложены Эрихом Фроммом (1900-1980).

Он показал, что у человека есть высшие экзистенциальные потребности:

♦ установить связи с другими

♦ преодолеть свою пассивность, создать что-либо, позволяющее почувствовать собственную значимость

♦ потребность в стабильности, безопасности;

♦ потребность в осознании своей непохожести, уникальности;

♦ потребность в системе взглядов, позволяющей понять и объяснить мир, людей;

♦ потребность в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то

Выражение и способы удовлетворения этих потребностей зависят от условий  общества, в котором живет человек. Структуры социума формируют  также типы и структуру личности — «социальные типы характера».

Эрих Фромм, в отличие от Фрейда, подчеркивал роль социальных детерминант в формировании личности и поведения человека, причем различные общественные системы и культуры создают специфические типы личности, своеобразные потребности и формы поведения людей.

Личность — результат  динамического взаимодействия между  врожденными потребностями и  давлением социальных норм и предписаний. Под влиянием последних человек  делает не то, что хочет или что  ему нужно. У него возникают псевдочувства (например, он злится не потому, что злится, а потому, что в данной ситуации так положено), он не может быть самим собой и в то же время боится оказаться аутсайдером в обществе. Человека раздирают противоречия, и у него появляется мучительное чувство одиночества. Выходом из этой ситуации является рационализация. Человек объясняет себе, что подчинение нормам — это не рабство, а проявление собственной воли, поскольку он выполняет социальные нормы не потому, что от него этого требует общество, а потому, что это нужно ему самому. Единственным средством, устраняющим чувство одиночества, является любовь. Только благодаря любви человек соединяется с другим человеком и через того — со всем остальным миром. Однако в процессе воспитания человек утрачивает способность к любви, отказывается от равноправия в любви, предпочитая отношения симбиоза, неравенства, садомазохистские, что приводит к невротическим расстройствам. Любовь Фромм понимает как активную заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Он выделяет материнскую любовь, отцовскую любовь, любовь к себе, эротическую любовь, любовь к другу и любовь к Богу. Материнская любовь, которую ребенок получает без каких-либо усилий, дает ему радость и уверенность в жизни. Отцовская, которую надо заслужить, способствует формированию у ребенка практических навыков. Базовая любовь человека к себе — необходимый элемент здоровой личности: если человек себя не любит, он не способен любить и другого. Любовь к людям позволяет жить в мире с другими. Если в детстве ребенок недополучает необходимой ему любви, он оказывается неприспособленным к жизни, не может радоваться ей, ладить с окружающими, не в состоянии обрести и эротическую любовь. А отсутствие любви к Богу, по Фромму, приводит к человеконенавистничеству. Для каждого исторического периода характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в реализации своих потенциальных возможностей. В современном западном обществе люди получили значительную свободу от жестких социальных, экономических, религиозных ограничений, но это привело к одиночеству, изоляции, отчуждению, к потере чувства безопасности и появлению ощущения личной незначимости. Возникает противоречие: человек борется за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает его отчуждение от природы и общества, от людей. Чтобы преодолеть это чувство, люди готовы отказаться от свободы, подавить свою индивидуальность. «Бегство от свободы» проявляется как авторитаризм (при мазохистской его форме человек излишне зависим в отношениях с окружающими, подчинен и беспомощен, а при садистской форме возникает стремление доминировать над другими, эксплуатировать, контролировать и унижать их). Второй механизм «бегства от свободы» — деструктивность (человек преодолевает чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других). Третий механизм — абсолютное подчинение социальным нормам, превращение в такой тип личности, какого требует модель культуры, каким его хотят видеть, - конформность автомата. Возможно и достижение позитивной свободы, когда человек чувствует себя частью мира, единым с людьми и обществом, но при этом не зависит от него, оставаясь автономным и уникальным, спонтанно активным в жизни в соответствии со своей внутренней природой. Любовь и труд — это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности, когда люди объединяются с другими, не теряя при этом своей целостности и уникальности. В зависимости от особенностей общества, в котором человек живет, формируются специфические «социальные характеры», типы людей. В совершенном идеальном обществе, по Фромму, находят удовлетворение базисные экзистенциальные потребности человека, в результате большинство составляют люди с продуктивной ориентацией — независимые, честные, любящие, творческие и совершающие социально полезные поступки, способные к продуктивному логическому мышлению, любви и труду. Согласно Фромму, восстановление чувства любви — вот одна из основных за-дач психотерапии. В процессе лечения человек восполняет недостаток материнской и отцовской любви и научается любить сам.

 

Теория  личности З. Фрейд

В основе теории личности, созданной Фрейдом, лежит  понятие о внутреннем личностном конфликте. Фрейд выделил три структурных части личности – «Оно» или «Ид», «Я», или «Эго» и «Сверх-Я» или «Супер-Эго».  Деятельность и содержание этих частей личности предопределяет ее суть.   
Рассмотрим функции, которые исполняет каждая часть личности. «Ид», являясь основной частью, исполняет роль бессознательного восприятия мира. Оно реагирует на внешние раздражители и воспринимает сигналы. Работает «Ид» по принципу получения удовольствия от жизни. Эта сфера личности не имеет организации, зато она является стартовой для развития человека. Новорожденный ребенок находится в состоянии Ид и на его основе с возрастом, накапливая опыт ощущений, вырастает в полноценную личность. По данным исследования современных психологов, полноценная личность формируется уже в возрасте трех лет, когда возникает первый кризис «Я сам».  
Если «Оно» возникает на ранних стадиях развития, то «Я» или «Эго» является сознательной частью личности, отвечающей за оценку действительности, принятие решений, организацию деятельности человека. Те знания, которые приходят от бессознательного «Оно», сознательное «Я» превращает в факты и анализирует их. «Эго» существует как руководящая часть личности, оно направляет ее по жизни. Если «Эго» отключено, например во время медитации или психической болезни, человек воспринимает мир не критично, он не чувствует сути вещей, не знает, как действовать, но может воспринимать окружающую среду своими сенсорными системами.  
«Супер-Эго» или, как его еще называют, «Сверх-Я» - это моральная сторона личности. Ее развитие происходит на основе «Эго», но функции отличаются. «Сверх-Я» - это, своего рода, культурная грань личности, которая создает моральные принципы человека, отвечает за его поведение, является совестью и духовностью личности.  
Фрейд считал, что все три грани внутреннего мира человека постоянно взаимодействуют друг с другом: «Ид» воспринимает окружающую среду, «Эго» анализирует ситуацию и выбирает оптимальный план действия, «Супер-Эго» корректирует это решения с точки зрения моральных убеждений личности. Но эти сферы не всегда действуют отлажено. Внутренние конфликты между «надо», «могу» и «хочу» неизбежны. Как проявляется внутренний конфликт личности? Давайте рассмотрим простейший жизненный пример: человек находит бумажник с деньгами и паспортом земляка в чужой стране. Первое, что приходит ему на ум – это осознание факта наличия большого количества денежных купюр и личного документа другого человека (здесь сработало «Ид»). Далее идет анализ полученной информации, ведь можно оставить деньги себе, выбросить документы и наслаждаться неожиданно полученными материальными ресурсами. Но! В дело вмешивается «Супер-Эго», ведь в глубине личности это т человек воспитанный и честный. Он понимает, что кто-то пострадал от этой потери и нуждается в обретении своего бумажника. Тут возникает внутренний конфликт: с одной стороны получить довольно крупную сумму денег, с другой – помочь незнакомцу. Пример простейший, но он удачно демонстрирует взаимодействие «Оно», «Я» и «Сверх-Я». В жизни случаются ситуации куда более сложные, чем находка чужого кошелька и личность переживает сложные конфликты из самой собой. Фрейд утверждал, что существует механизм смягчения внутренних противоречий, который позволяют человеку не загнать себя в угол и принять оптимальное для него решение. Итак, рассмотрим эти механизмы: 
1.    Сублимация. При этом сексуальная энергия, которая находится внутри человека, воплощается в общественной деятельности. 
2.    Вытеснение. При этом личность нейтрализует проблему путем потери мотивов к деятельности. Если вернуться к примеру с чужим бумажником, то человек, чтобы избежать проблемы возвращать или не возвращать, просто потеряет заинтересованность в деньгах: «Зачем они мне, свои есть». 
3.    Регрессия. Личность меняет свое поведение на более простое и отстраненное.  
4.    Проекция. Сравнения себя с другим человеком и анализ собственны впечатлений: а если бы так поступил мой друг, что бы я о нем думал? 
5.    Рационализм. Заключается в желании человека увидеть ситуацию максимально объективно и выбрать наиболее логичный вариант решения. 
6.    Реактивное образование. Перемена направления мыслей и поведения человека.  
7.    Фиксация поведения. При этом личность действует, опираясь на изученные ею стереотипы и усвоенные на протяжении развития нормы морали.

Информация о работе Теория личности