Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:55, реферат
Абрахам Харльд Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии,
предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободно
делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает
возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно
сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий,
реакций, переживаний; следует изучать каждого человека как единое,
уникальное, организованное целое.
1. Теория личности А.Г.Маслоу.
2. Теория личности Э. Фромм
3. Теория личности З. Фрейд
4. Структура личности по К.Г.Юнгу.
5. Развитие личности по К.Г.Юнгу.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
Структура личности по Юнгу.
Карл Густав Юнг (1875-1961гг)
Эго – центр сознания личности, который представляет собой компонент
психики (мысли, чувства, восприятия, ощущения). Благодаря которым, человек
ощущает себя целостным, и благодаря которым он может видеть результаты своей
обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное – включает в себя конфликты и воспоминания, которые
когда-то осознавались, но теперь подавлены и забыты. Кроме того, личное
бессознательное включает в себя комплексы, т.е. скопления эмоционально
заряженных чувств, мыслей и воспоминаний, вытесненных индивидом из своего
личного опыта. Однажды сформировавшийся комплекс оказывает большое влияние на
жизнь человека и в какой-то момент может осознаваться.
Коллективное бессознательное – самый глубокий уровень личности, который
содержит в себе воспоминания и образы, передаваемые по наследству (что важно)
от наших предков, т.е. наряду с личным бессознательным существует и
коллективное бессознательное, которое выражается в народных сказаниях. Этот
вывод Юнг сделал, изучая фольклор - мифы, сказки разных народов. Кроме того,
естественно, каждая страна имеет свой круг коллективного бессознательного в
виде изначальных «психических структур» (архетипов), которые идут из глубины
веков, а, следовательно, в них хранится древнейший опыт человечества,
обеспечивающий априорную готовность к восприятию и осмыслению мира.
Коллективное бессознательное - это такая психическая система, которая «имеет
коллективную универсальность и безличную природу, идентичную всем
индивидуумам»:
1. своим существованием коллективное бессознательное обязано наследственности;
2. оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;
3. его содержание представлено ар
поведения». Активизация архетипа происходит, когда возникает ситуация ему
соответствующая. Архетипические образы обнаруживают себя через определенные
символы во снах, фантазиях и т.д.
1. Персона (маска) – наше публичное лицо, т.е. то, как мы себя
проявляем в отношениях с другими людьми. Цель персоны – произвести
впечатление на других людей или утаить свою сущность. Юнг утверждал: если
человек использует этот архетип слишком часто, то он становится неглубоким и
поверхностным. Символ – маска.
2. Тень – скрытые дурные животные качества личности (социально
нетерпимые). Однако сознание тени необходимо личности для сознания собственного
несовершенства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, творческого
начала. Символ – Сатана, Гитлер и т.д.
3. Анима и анимус – бессознательное женское и мужское в
мужчине и женщине соответственно. Распознать эти образы можно тогда, когда они
спроецированы в каком-либо индивиде и помимо его воли выражены в нём. Так,
например, анима проявляется в виде иррациональных чувств (нелогичных действий),
излишней впечатлительности. Анимус проявляется в виде сдержанности, жесткой
организации. Символы: анима – Дева Мария, Мона Лиза; анимус: Дон Жуан,
Иисус Христос.
4. Самость – наиболее важный архетип, представляющий собой центр
личности, объединяющий в себе все компоненты личности, и в результате развития
которой человек становится гармоничным и целостным. Символ – нимб
святого, круг.
Развитие личности по Юнгу.
В отличие от Фрейда, который придавал особое значение ранним годам жизни
человека, как основы развития личности, Юнг рассматривал личность как эволюцию
на протяжении всей жизни. Развитие личности по Юнгу – попытка обретения
самости, полная реализация своего «я», т.е. становление единого и неповторимого
индивида. Этот процесс – индивидуация, его итогом выступает личностный рост или
самореализация. Именно этот процесс Юнг считал основой психической жизни
человека. Однако, это конечная стадия доступна только высокоразвитым и
высокоорганизованным людям, которые обладают уникальными способностями, и она
недоступна большинству людей.
Иррационалистические, мистические стороны концепции Юнга были использованы
для теологических спекуляций, для обоснования абстрактного искусства,
архаизации искусства, доказательства демонического, бессознательного
характера художественного творчества. Вместе с тем работы Юнга способствовали
появлению исследований по сравнительной мифологии; получила известность его
концепция психологических типов: экстравертированных и интравертированных.
Основные сочинения: «Метаморфозы и символы либидо» (1912, с 1952 – «Символы
превращения»), «Психологические типы» (1921), «Отношения между Я и
бессознательным» (1928).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я не считаю себя настолько компетентным, чтобы выражать свое отношение к
вышеприведенным и описанным теориям личности. Любая теория личности была
создана автором не для того, чтобы быть подвергнутой критике. Любая теория
личности имеет свое право на существование, и никто не знает, какая из них
единственно правильна, а какая близка к правде. Неясно, по каким законам
личность развивается, но
вполне вероятно, что ни одна теория личности
полностью не близка к правильному ответу.
Список использованной литературы:
1. Л.Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности»;
2. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей «Теории личности»;
3. Психологический словарь под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко.
4. http://pro-psixology.ru/
5. http://www.anypsy.ru/